Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 22 (302) 2009

Вернуться к номеру

Парадоксы истории, или Повод для оптимизма

Авторы: С.Ф. Глузман, Ассоциация психиатров Украины

Версия для печати

Удивительная своей жестокостью и отсутствием логики советская власть, собственно, сама и развалила огромную империю. К примеру, какой великий ум в Москве придумал следующее: соединять всех арестованных и осужденных инакомыслящих своих граждан в одном месте, в одном политическом лагере, дабы успешно прорастали зерна интеллектуального сопротивления в стране? Было и другое: лишенные многих и многих прав заключенные, подолгу остужаемые в холодных карцерах и помещениях камерного типа, имели неограниченное право на пользование услугами «Книги — почтой».

Пользовался я этим правом достаточно интенсивно. Газета «Книжное обозрение», выписываемая в зону, давала нам, отторгнутым от своей страны гражданам, возможность следить за свежими публикациями книг на всей территории СССР. Вот и выписывал я, особо опасный государственный преступник, прямо в лагерь всю издаваемую в стране психиатрическую литературу. Ибо хотел сохранить хоть какие­то специальные знания и профессиональные навыки, наивный. Деньги на это удовольствие присылали мои родители прямо на счет в колонию строгого режима ВС 389/35 на Урале. Некоторые из этих книг я увез с собой по этапам в ссылку, затем — в Киев.

Спустя несколько лет произошло неожиданное чудо, именуемое гласностью и перестройкой. В стране появились невероятные вольности, даже чтение книг Солженицына перестало быть противозаконным. Из психиатрических больниц быстренько выписали тысячи каких­то «странных» людей, не желавших приспособиться к стандартам советского поведения. Но… исчезли книги. Новое украинское государство, действительно независимое, действительно демократическое, не озаботилось изданием добротной литературы для специалистов. В том числе и для психиатров. Одновременно растворялись в небытии и книжные магазины. Новой буржуазии, пришедшей к реальной власти в стране из комсомольской номенклатуры и жадных к вольготной жизни бандюков, книги были не нужны. Место книжных магазинов занимали всевозможные бутики.

И почти сразу же появились другие книги. На улицах, на раскладках под навесами от дождя и снега. Почти всегда — привозные «иностранные» (то есть из России). В большинстве своем это была экзотическая и давно устаревшая литература, не имевшая никакого права претендовать на название профессиональной. Но — претендовала. Репринтные издания российских дореволюционных книг, плохие переводы Фрейда, Фромма, какие­то странные «лечебники» и «справочники» там соседствовали с первыми заказанными нашим государством национальными учебниками, как правило, исполненными далеко не лучшими специалистами. А с английского или хотя бы польского мы для себя учебники не переводили: как же, как же, у нас, украинцев, и аппендикс не так расположен, и шизофрения не так протекает…

И все же страна меняется. Вслед за появлением на раскладках российской книги появилась понемногу и своя, отечественная. Оказалось, несмотря на все усилия украинского чиновника, в том числе и в сфере здравоохранения, в Украине сохранились и даже появились новые серьезные, грамотные специалисты, способные излагать свои профессиональные мысли ярко, связно и последовательно. Но бутики, бывшие в прошлом магазинами книг, печатную продукцию не продают. На этом фоне открытие в Киеве книжного магазина с книгами для врачей и другого медицинского  персонала — событие незаурядное. Подчеркиваю: для врачей, а не для астрологов, народных целителей и колдунов с магами.

Так мы опять входим в мировую цивилизацию. Уже без советской власти и ее специфических атрибутов и институтов. Возвращаемся в мировое сообщество коллег, где книжный магазин с серьезной литературой — обыденность. Медленно возвращаемся, это правда. И все­таки! А вот и адрес этого магазина: Киев, улица Ярославская, 39, недалеко от станции метро «Контрактовая площадь». Я там был. Долго был, не хотелось уходить.

Посетите, дорогие коллеги, не пожалеете. Такие мелочи вселяют оптимизм. Несмотря на наши бесконечные выборы.



Вернуться к номеру