Газета «Новости медицины и фармации» Психиатрия (303) 2009 (тематический номер)
Вернуться к номеру
Социальная ответственность бизнеса и психиатрия
Авторы: В. Приходько, руководитель отдела рецептурных препаратов компании «Янссен-Силаг»
Версия для печати
История свидетельствует: представители крупного бизнеса и политики во все времена старались продемонстрировать окружающим свои филантропические наклонности: время от времени жертвовали деньги на искусство, науку, кормили и одевали обездоленных. Какие мотивы заставляли их делать это? Самые разные — от искреннего желания помочь своей стране или конкретному человеку в ней до попытки таким образом загладить свою вину, свой грех, лежащий в основе их богатства.
Как ни странно, именно переживаемый сегодня Украиной системный кризис (и политический, и экономический) неизбежно ускорит внедрение в нашей стране уже известной в западных странах новационной бизнес-концепции, называемой социальной корпоративной ответственностью. Быть европейским государством не означает одно лишь участие в политическом союзе НАТО, здесь не менее важны и другие признаки «европейскости», в их числе — социальная ответственность и социальное участие национального бизнеса.
В 2003 году на международной конференции «Бизнес за социальную ответственность» представитель компании Hewlett-Packard К. Фиорин отметила: «Многие из представленных здесь организаций сегодня понимают, что современные технологии и конкурентные преимущества могут появляться только там, где социальные и экологические аспекты изначально вплетены в стратегию бизнеса». Действительно, мировые лидеры бизнеса определили для себя новый путь развития — социальную ответственность и социальное участие. Осознавшие все перспективы этой бизнес-философии вошли в новое тысячелетие с новым имиджем и ярко выраженными сверхприбылями. А многих из тех, кто проигнорировал новацию, поглотили более успешные конкуренты.
Появление концепции корпоративной социальной ответственности можно, по-видимому, рассматривать в качестве ответа на системный вызов, с которым столкнулось мировое бизнес-сообщество в конце ХХ столетия. Поняв эффективность нового инструментария, способного эффективно влиять на общественное мнение, социальной ответственностью бизнеса как методом воздействия на избирателей заинтересовались и политики. И представители крупного бизнеса, и политические лидеры всегда умели хорошо считать, оптимизировать свои затраты и соотносить их с будущими преимуществами и прибылями. Государственные структуры и транснациональные корпорации просчитали, во сколько им обойдутся социальные инициативы. И — начали активно социализироваться. В США, странах Европы и Азии были проведены комплексные исследования на предмет перспектив и потенциальной выгоды тотальной социализации. При всем разнообразии национальных особенностей эти исследования выявили одну базовую тенденцию: при равных исходных данных (качество и ценовая политика) люди стабильно отдают предпочтение производителям, которые конкретными делами демонстрируют заботу в отношении социальных аспектов развития общества.
Одними из первых определение понятия социальной корпоративной ответственности дали Н. Ли и Ф. Котлер. По их мнению, социальная корпоративная ответственность — это свободный выбор в пользу обязательства повышать благополучие граждан посредством соответствующих подходов к ведению бизнеса, а также предоставления корпоративных ресурсов.
Украина, войдя в мировую систему разделения труда, автоматически включилась во все экономические и социально-политические процессы, происходящие на планете. Это в какой-то мере касается и феномена социальной корпоративной ответственности. Наиболее «продвинутые» бизнес-структуры, работающие в нашей стране, достаточно активно и последовательно придерживаются такой социально ориентированной идеологии. Разумеется, это касается и крупных фармацевтических фирм, регулярно отчисляющих немалые финансовые средства на образовательные и иные программы. Фирмы, работающие на рынке с психоактивными веществами (нейролептиками, антидепрессантами и т.п.), также участвуют в этом, несмотря на низкий уровень структурной готовности украинской практической психиатрии к эффективному введению новационных фармацевтических средств. Лишь один яркий пример: фактическое отсутствие в Украине системы социально-психологической реабилитации психиатрических пациентов не позволяет действительно эффективно использовать возможности современных нейролептиков.
Именно поэтому известная фармацевтическая компания «Янссен-Силаг» поддержала совместный проект Ассоциации психиатров Украины, Союза психотерапевтов Украины и Ассоциации главных врачей психиатрических лечебных учреждений Украины, направленный на разработку программных положений по улучшению системы психиатрической помощи. Результатом нескольких последовательных встреч стала резолюция, поддержанная Министерством здравоохранения Украины и Министерством труда и социальной политики Украины. В ней заложены основные идеи по реформированию психиатрической службы в интересах больного человека.
Что же мы все вместе можем сделать для облегчения участи наших больных? Основные идеи состоят в развитии амбулаторной психиатрической службы, которая сможет предложить больному человеку помощь в восстановлении его утраченных навыков и способностей. Именно восстановление пациента станет непосредственной задачей психиатрии. Отдельная программа заработает для пациентов, которые заболели недавно и имеют наилучшие шансы полноценно вернуться в общество. Еще одним направлением станет образование наших врачей и повышение их квалификации.
Уверен, «психофармакологические» фирмы немедленно поддержат соответствующие инициативы Министерства здравоохранения Украины и Министерства труда и социальной политики Украины в совершенствовании системы практической психиатрии. Без готовности государства далеко не все акции социально ответственного бизнеса могут иметь успех.
***
Нам трудно. Закрытые советским «железным» занавесом от диалога в современной психиатрии и от многих ее новаций (и — ошибок, что особенно существенно), мы были лишены возможности читать Мишеля Фуко, статьи и книги так называемых антипсихиатров и аргументированные возражения других наших западных коллег, не склонных к лихим революционным поворотам. Сегодня, уже в XXI веке, мы принимаем как должное то, что всего лишь 20–30 лет назад казалось невозможным в цивилизованной части Европы.
Опыт реформирования психиатрии в Италии крайне интересен. Честное, нелицеприятное знакомство с ним, даже в его крайностях, чрезвычайно полезно. Надеюсь, наши итальянские коллеги ознакомят нас, постсоветских психиатров, и со своими достижениями, и со своими ошибками. А пока — текст доктора Лоренцо Торесини, являющийся первой подобной публикацией на русском языке, без сомнения, будет шоком для многих моих коллег. Кто-то услышит в нем отголосок той самой «антипсихиатрии», кто-то усомнится в возможности подобных изменений в нашем все еще несвободном от советских мыслительных стереотипов посттоталитарном обществе, кто-то остановит свое внимание на странах, отнюдь не готовых воспользоваться «итальянскими вольностями». Но будут и иные, для которых этот небольшой текст доктора Торесини станет аргументом в их твердом желании изменить, гуманизировать нашу психиатрическую систему, архаичную и малоэффективную. Надеюсь, последних будет немало…
Семен Глузман
4–5 сентября 2008 года в маленьком городке Мерано на севере Италии — административном центре провинции Бользано состоялась конференция Европейского регионального офиса ВОЗ для европейских национальных координаторов новых независимых государств (Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Украины и Узбекистана). Конференция была посвящена двум проблемам: опыту деинституциализации психиатрической помощи в Европе и проблемам, связанным с реформированием систем охраны психического здоровья в странах, которые образовались после распада СССР. В работе конференции приняли участие доктор Мат Муиджен (координатор Программы охраны психического здоровья в Европе, региональный советник ВОЗ), доктор Тереза Ди Фиандра (министр здравоохранения Италии), представители Европейского совета медицинских специалистов (UEMS), Европейской организации членов семей пользователей психиатрических услуг (UFAMI).
Место проведения конференции было выбрано не случайно. В 1978 году в Италии приняли специальный закон о реформе системы психиатрической помощи, который впервые в Европе поставил целью ликвидацию психиатрических больниц и отказ от всех форм дискриминации в отношении лиц с психическими расстройствами. Символом психиатрических реформ в Италии является известный психиатр Лоренцо Торесини, а образцом новой системы охраны психического здоровья считается провинция Бользано. Конференция проходила в Центре общинной помощи, созданном и возглавляемом доктором Лоренцо Торесини.
Журнал представляет вниманию читателей тезисы выступления доктора Лоренцо Торесини на конференции, в которых освещается содержание реформ, связываемых с деинституциализацией психиатрической помощи в Европе, раскрывается идеология движения, анализируются успехи и неудачи борьбы с дискриминацией пользователей психиатрической помощи за прошедшие 30 лет.