Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 13–14(333–334)

Вернуться к номеру

Живопись, ваяние, зодчество

Авторы: А.Ф. Яковцева, д.м.н., профессор, И.В. Сорокина, д.м.н., профессор, Н.В. Гольева, д.м.н., профессор, Харьковский национальный медицинский университет, И.И. Яковцева, д.м.н., профессор, Харьковская медицинская академия последипломного образования

Версия для печати

Ученый и художник всегда живут на грани невозможного. Оба постоянно стремятся создавать гармонию нового и уже известного, борясь за порядок в общем хаосе.
Ю. Оппенгеймер

При знакомстве с литературным произведением в процессе чтения сначала знакомишься с отдельными деталями, из которых постепенно складывается цельное впечатление. При общении с живописью и скульптурой все происходит в обратном порядке: взглянув на них, разом получаешь цельное впечатление и лишь потом начинаешь рассматривать и обдумывать детали. Знакомство с картиной или скульптурой не требует столь длительного времени, как на прочтение романа или рассказа, но впечатление, которое они производят, не менее значительное и стойкое. Это создает особые возможности для использования воздействия произведений изобразительного искусства в целях оздоровления и профилактики болезней.

На наших глазах уходит в прошлое пустота и однообразие больничных стен. Помещения больниц и поликлиник утрачивают гнетущий казенный вид, способный усиливать тревогу и волнение, с которыми бывает связано для больного посещение врача. Вестибюли, холлы, палаты и кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения изобразительного искусства.

Украшающие интерьер поликлиники красочные панно, живописные картины и скульптуры скрашивают томительное время ожидания приема врача, отвлекают от мысли о болезни. Если они достаточно художественно выполнены и умно подобраны по тематике, то не только развлекают, но также поднимают настроение, заражают оптимизмом, вселяют надежду на быстрое выздоровление и доверие к окружающему медицинскому персоналу.

На помощь медикам нередко приходят сами больные, шефские организации и студии самодеятельного искусства. Несколько лет назад студенты Художественного училища в г. Москве в пору дипломной практики взялись оформить интерьеры нового хирургического корпуса детской клинической больницы № 2 им. И.В. Русакова. Усилиями будущих художников­оформителей на стенах коридоров и боксов, на стеклах дверей появились знакомые персонажи любимых сказок детворы: Чебурашка, Конек­Горбунок, Бременские музыканты и др. Работы студентов получили высшую оценку и принесли неоценимую пользу здоровью маленьких пациентов, которых особенно важно вовремя подбодрить, развлечь и одарить радостью.

Эстетика интерьеров в лечебно­профилактических учреждениях довольно широко пропагандируется в настоящее время во всем мире.
Для нас особый интерес представляет опыт сотрудничества киевских медиков и художников города, которые в последние годы все охотнее организуют выставки своих работ в холлах поликлиник и стационаров. Это содружество приносит обоюдную пользу. Врачи получают мощное эстетическое подспорье в своей работе, а художники — дополнительную широкую аудиторию и чувство удовлетворенности от того, что их труд приносит не только эстетическое наслаждение, но через него и реальную, ощутимую пользу людям. Этот опыт заслуживает широкого распространения.

«Картина доставляет нам удовольствие иного рода, чем то, которое мы получаем от литературного произведения. Живопись вызывает совершенно особые эмоции, которые не может вызвать никакое другое искусство. Эти впечатления создаются определенным расположением цветов, игрой света и тени, словом — тем, что можно было бы назвать музыкой картины. Именно в этом состоит истинное превосходство живописи над всеми другими видами искусства. Она затрагивает самые сокровенные струны человеческой души и пробуждает в ней чувства, которые литература выражает настолько неясно, что каждый понимает их по­своему; живопись же действительно переносит нас в мир этих чувств...» (Э. Делакруа).

Произведения живописи могут достигать такой выразительности, что создают иллюзию действительности. Французский философ и писатель Д. Дидро писал в свое время о натюрмортах Шардена: «...предметы просто выступают из полотна и правдивостью своей обманывают взор. Вот кто чувствует до конца гармонию красок и рефлексов. О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно». Большой силой воздействия на человека обладают не только сами художественные произведения и процесс творчества, но и отдельно взятые выразительные средства, которыми пользуется живопись. В первую очередь это краски, передающие все многообразие цветов, которыми пленяет наш взор природа. Уже с 2,5–3­месячного возраста ребенок начинает отвечать эмоциональной реакцией на окраску предметов. «Краски, — пишет народный художник СССР Б.В. Йогансон, — действуют на глаз человека так же эмоционально, имеют такую же эмоциональную силу, как и музыка. Музыка действует на человека, пробуждает в нем какие­то чувства, может изменить настроение. Точно так же и краски имеют эмоциональную силу, они тоже могут действовать на человека: или успокаивать его чувства, или, наоборот, их возбуждать».

Еще великий Гете подметил, что желтый цвет пробуждает светлые чувства, синий вызывает ощущение холода, сиреневый — чего­то безотрадного, а красный создает целую гамму впечатлений. Дальнейшие исследования ученых позволили использовать цветовую гамму для лечения и профилактики многих заболеваний. Главный офтальмолог Военно­космических сил МО РФ полковник медицинской службы Виталий Зверев так представляет себе это влияние с научной точки зрения. Красный цвет стимулирует нервные центры, левое полушарие, заряжает энергией печень и мышцы, однако при длительном воздействии может вызвать усталость и учащение сердцебиения. Он применяется для лечения малокровия, бронхиальной астмы, пневмонии, заболеваний эндокринной системы, меланхолии и апатии, ревматизма, простудных заболеваний и половых расстройств, а также патологии сетчатки глаза, косоглазия, близорукости, амблиопии.

Противопоказан красный цвет при лихорадке, нервном возбуждении, гипертензии, воспалительных процессах, невритах, плохо воздействует он на ярко­рыжих людей.

А вот желтый и лимонный цвета активизируют двигательные центры, генерируют энергию для мышц, стимулируют и очищают печень, кишечник, кожу, обладают слабительным и желчегонным действием, вызывают радостное настроение, повышают сексуальное влечение. Эти цвета используют для лечения диабета, нарушения пищеварения, дисфункции желчного пузыря, печени, кишечника, а в офтальмологии — при исправлении косоглазия, слабовидении, заболеваниях сетчатки и сосудов.

Зеленый цвет устраняет спазмы кровеносных сосудов, понижает кровяное давление, расширяет капилляры, стимулирует гипофиз, способствует хорошему настроению и повышает потенцию, поэтому рекомендуется при болезнях сердечно­сосудистой системы, нервной системы, астмы, остеохондроза, геморроя, бессонницы, импотенции, глаукомы, близорукости. Синий же цвет, наоборот, способствует спазму сосудов, повышает кровяное давление, а потому противопоказан при гипертонической болезни, тахикардии, ревматизме. Синий цвет обладает также противомикробным действием. Его используют при дезинфекции помещений, лечении болезней уха, горла и носа, желудочно­кишечного тракта, а также заболеваний роговицы, начала катаракты, близорукости. Однако следует помнить, что темно­синий цвет при длительном воздействии на человека может вызвать усталость и депрессию.

Цвета фиолетовый и индиго стимулируют паращитовидную железу, функции селезенки, повышают мышечный тонус. Показания и противопоказания в клинике такие же, как и для синего цвета.

Цвет в природе не бывает в абстрактном виде, он выступает как более или менее постоянная цветовая окраска определенных предметов. И ассоциативный характер восприятия обусловливает перенос эстетической оценки предметов на те цвета, которые этим предметам свойственны.
Таким образом, цвет как изобрази­тельно­выразительное средство живописи черпает свою эстетическую значимость из реальной действительности. Эстетическая значимость цвета, характер и сила его воздействия во многом социально обусловлены. Не случайно у разных народов значение траурного и торжественно­парадного закреплено за разными цветами. В Средние века в странах Европы был распространен «язык цветов», по которому, например, приятный для глаз теплый желтый цвет означал измену и должен был вызывать отрицательную эмоциональную реакцию.

На японских железнодорожных линиях в последнее время увеличилось количество суицидов. Только в 1999 году счеты с жизнью на путях восточных линий страны свели 212 пассажиров. Ликвидация последствий обошлась железной дороге в круглую сумму. Кроме этого, подобные трагические происшествия постоянно нарушали график движения, что для Японии немыслимо, поскольку поезда в этой стране ходят по секундному расписанию. Причиной роста суицидов считают разразившийся так называемый азиатский кризис. В основном самоубийцы — это мужчины за 50, не справившиеся с тяготами жизни.

Чиновники призвали на помощь медицинских психологов, которые посоветовали раскрасить перекрестки, «облюбованные» самоубийцами, в зеленый и синий цвета, которые успокаивают. В 2000 году были получены внушающие надежду результаты. В западном Токио были покрашены в зелено­синие тона перекрестки, привлекавшие особенное внимание потенциальных самоубийц. За год в этой части столицы не было отмечено ни одного случая суицида! На трех других крупных пересадочных узлах продолжается сине­зеленое окрашивание пешеходных переходов над путями и подходов к рельсам. Вся компания по «превентивному» отпугиванию самоубийц обходится японским железным дорогам в 300 тысяч долларов. Это значительно меньше тех материальных и моральных потерь, с которыми приходилось сталкиваться каждый раз, когда человек падал на пути.

Таким образом, воздействие цвета на человека — явление сложное, определяемое не каким­то одним, а целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека. У Т. Драйзера есть набросок «Эмоции», где он рассказывает, как в результате перекраски одного из мостов через Темзу из черного в зеленый цвет число самоубийств на этом мосту сократилось более чем на треть. В связи с этим Драйзер высказал предположение, что цвет способен изменять настроение и внутреннее состояние человека.

Великий Рерих в «Одеянии духа» обращает наше внимание на закономерности духовного развития человека: «Мы поняли, что все вещи, все детали жизни не создались случайно. Все они полны значения, накопленного веками... Понемногу люди начинают понимать, что такое «реальность», начинают сознавать, что жизнь наша полна блестящих возможностей, часто не открытых еще, часто забытых, часто уже сообщенных в символах, которые взгляду современного «цивилизованного» человека кажутся детскими или дикарскими стилизациями. Но все­таки мы помним, что каждая черта старого орнамента полна великого значения. И мы все­таки сознаем, что каждая гамма красок создает какое­то могущественное настроение…

…Робко пробивается к жизни то, что должно заявить о себе властно, то, что среди будущих духовных прозрений принесет новую радость затемненному человеку. Люди — цветы Божьи? Но не странно ли, что теперь поле этих цветов покрывает землю черным траурным покрывалом? Может быть, жизнь создает достойную современности гармонию? А между тем даже во время итальянского Возрождения толпа могла мешаться с цветами полей, не доливая их чернилами. Но как же помочь? Может быть, просто перебить черное поле толпы яркими пятнами? И если продолжить сравнение толпы с полем цветов, то мы ясно вспомним, что даже самые яркие выражения природы никогда не оскорбляют глаза, ибо космическое творчество всегда гармонично».

Как пример гармоничного единства духа и цвета Н. Рерих излагает свои рассуждения об ауре: «Здесь я укажу лишь один из бесчисленных примеров. Все вы, конечно, слышали о цветных аурах, излучаемых людьми. Вы знаете, что ауры меняются сообразно нашим духовным достижениям. И каждая мысль наша может и просветлить, и затемнить нашу ауру. Каждый носит при себе мерило своего духовного достижения. На изображениях святых мы видим сияние, т.е. стилизацию общечеловеческой ауры, особо ярко выраженной у высокодуховных организмов. Конечно, речь о цветных аурах всегда считалась областью «мистицизма». Даже теологи смущенно говорили о сияниях святых. Но человечество опять поняло, что все должно быть жизненно и практично. Среди своих нахождений люди опять нашли способ механически выявлять ауру. Теперь вы можете пойти в лечебный институт и вместе с рентгеновским снимком получить и снимок вашей ауры. Не говоря уже о том, что некоторые люди видят ауру обычным путем зрения. Но какое же отношение имеет сказанное для вопроса о костюме? Конечно, огромное и ближайшее значение. Когда вы поймете значение и смысл цветной человеческой ауры, вы тем самым поймете значение цвета в нашей жизни, вы также поймете, что значит гармония цвета. И не только поймете, но почувствуете, насколько просто и близко от ваших рук еще одно средство для лечения больной современности. Еще одна «тайна природы» станет для вас доступной, так же как легко может стать доступным практический смысл окружающих нас стихий. Все должно быть так просто. И все должно нести радость».

Воспринимая цвет эмоционально, мы говорим о нем почти такими же словами, что и о человеке: веселый, легкий, наивный, скромный, сдержанный, солидный, открытый, зовущий. Из всего многообразия зрительных впечатлений именно цвет воспринимается наиболее эмоционально. Научно доказано, что цвет может оказывать возбуждающее, целительное или угнетающее воздействие на нашу психику, физическое здоровье, работоспособность и даже на личную жизнь.

В Подмосковье в 2000 г. был построен современный пансионат с лечением «Заря» Российского государственного космического научно­производственного центра им. М.В. Хруничева. По комфортности ему смело можно присвоить четыре звезды. Три бассейна похожи на мини­аквапарк. Медицинский центр оснащен под стать гостиничному корпусу. Взыскательные пациенты, строящие космические корабли, вряд ли где­то еще отдыхают под контролем более сложной аппаратуры или лечатся в санаториях, где применяют медицинские технологии мирового класса. Можно сказать, полнейший космос, воплощенная в жизнь российская фантастика.

Одной из основных «изюминок» медицинского оснащения здесь по праву считают систему диагностики и лечения заболеваний человека — виртуальный сканер «Странник».

— «Странник» — это хотя и виртуальный сканер, но результаты диагностики и лечения на нем более чем реальные, — восхищенно говорят врачи, пролечившие сотни пациентов на этой системе. — Никто и ничто не знает о болезнях человека больше, чем его собственный мозг. Малейший дефект в работе любого органа фиксируется нашим мозгом, который воспринимает импульсы от органа в определенном диапазоне и, соответственно, реагирует на них.

Диагностика на «Страннике» происходит так. После запуска компьютера на экране монитора открывается цветная фотография причудливого замка или райского природного уголка (всего в памяти компьютера около 200 изображений). Пациенту предлагается запомнить цвета и оттенки данного эталона. Через 15 секунд изображение «портится» — становится целиком красным, зеленым, синим, желтым... Пациенту ставится задача восстановить первоначальную цветовую гамму картинки­эталона. Кому­то покажется, что маловато синего, он добавит его. А вот зеленого вроде бы много. Его «излишки» легко убрать. После манипуляций с цветами картинка, кажется, приобрела первозданный вид. Появляется новый эталон, и все повторяется. В процессе диагностики на экран монитора дается несколько картинок­эталонов, которые надо восстановить. На этом сеанс диагностики, к удивлению, окончен. На него уходит не более 10–15 минут.

Еще через пару минут можно ознакомиться с результатами диагностики, по которым врач имеет возможность увидеть состояние диагностируемых органов и систем пациента в трехмерном графическом изображении в виде фильма по принципу просмотра — орган за органом, система за системой. Это самый эффективный способ визуализации объектов, который впервые реализован в медицинской практике, что позволяет видеть процессы с точки зрения не только нозологии, но и морфологии, и изучить состояние основных систем организма, обеспечивающих гомеостаз. Последнее слово тем не менее остается за лечащим врачом.

«Странник» рассматривает организм человека как единое целое во взаимо­связи всех органов и систем, устанавливая причинно­следственные связи возникновения тех или иных заболеваний.

Основным методологическим принципом виртуального сканера «Странник» является принцип адекватности отражения внешнего мира функциям головного мозга. Жизнедеятельность организма, согласно современным воззрениям, обеспечивается постоянным обменом информацией между головным мозгом и двумя средами — внешней и внутренней. Любой поступающий в головной мозг сигнал имеет свои характеристики (энергетические, частотные, пространственно­временные). На основании этого сигнала формируется некий образ, или матрица. А совокупность всех матриц можно рассматривать, считают создатели «Странника», как биоматематическую модель организма. Головной мозг приводит в соответствие имеющуюся схему тела к эталонной и за счет основных функций (восприятие, воображение, ассоциативное мышление, память и функция принятия решения). Все это должно происходить в идеале, но мы, к сожалению, живем не в идеальном мире. Скорее, в своеобразном искусственном мире, где цивилизация все больше отдаляет человека от природы. Люди имеют не здоровый организм, а организм, травмированный влиянием внешней среды. Поэтому под влиянием самых разно­образных факторов появляются так называемые ошибки управления, вырабатываются искаженные директивные сигналы, формирующие в каком­то органе или ткани патологические сигналы с последующим развитием болезни.

Продолжение следует



Вернуться к номеру