Газета «Новости медицины и фармации» 10(214) 2007
Вернуться к номеру
Эффективность использования энтеросорбции для сохранения функциональной активности факторов антимикробной резистентности у больных с тяжелыми ожогами
Авторы: Б.С. ШЕЙМАН, О.И. ОСАДЧАЯ, Г.М. БОЯРСКАЯ, Н.О. ВОЛОШИНА, Институт экогигиены и токсикологии им. Л.И. Медведя, г. Киев
Рубрики: Медицина неотложных состояний
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Введение
Проблема термических поражений остается одной из самых сложных в клиниче-ской медицине. По данным ВОЗ, ожоговая травма занимает третье место среди других травм (М.Ю. Повстяний з співавт., 2000). Основная причина нарушений при термической травме — развитие эндогенной интоксикации. Она обусловлена накоплением бактериальных экзо- и эндотоксинов, тканевых антигенов, токсичных органических веществ, биологических аминов и медиаторов воспаления. Среди патологических звеньев ожоговой болезни ведущее место занимает уменьшение активности факторов естественной детоксикации и антимикробной резистентности, которые возникают под влиянием токсического агента, поддерживают и усложняют целый ряд тяжелых гомеостатических нарушений, определяют характер течения и исход процесса. Данные нарушения являются причиной возникновения метаболического и иммунологического дистресса при тяжелой ожоговой болезни, что приводит к развитию системного воспалительного ответа и полиорганной недостаточности и предопределяет высокую летальность. Важным также является вопрос разработки критериев клинической эффективности применения детоксикации как средства снижения риска развития осложнений ожоговой болезни, связанных с эндогенной интоксикацией.
Цель работы: изучить влияние энтеросорбента Энтеросгель на содержание молекул средней массы (МСМ) и продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ) у больных с тяжелыми ожогами как средства снижения токсического повреждения факторов антимикробной резистентности.
Характеристика больных и методы исследования
Обследовано 60 больных с ожоговой болезнью. Все пациенты находились на лечении в ожоговых отделениях Центра термической травмы и пластической и восстановительной хирургии (г. Киев, ГКБ № 2). У всех больных фактором термического поражения стало пламя.
Основную группу составили 30 больных, среди них — 29 мужчин и 1 женщина в возрасте от 14 до 40 лет. Дезинтоксикационная терапия осуществлялась путем проведения трансфузионной терапии по принципу гемодилюции в зависимости от степени интоксикации (при тяжелой — 50–60 мл/кг в сутки, крайне тяжелой — 60–80 мл/кг в сутки). Также всем больным основной группы в комплексное лечение был включен препарат Энтеросгель.
Контрольную группу составили 30 больных, сходных по возрасту и тяжести поражения, которые получали только традиционную терапию.
Исследования проводились в остром периоде ожоговой болезни на 3-и — 4-е сутки после травмы в стадии ожогового шока, 9–11-е сутки (ожоговая токсемия) и 19–21-е сутки (септикотоксемия). Всем больным проводились исследования содержания молекул средней массы (МСМ), продуктов ПОЛ и функциональной активности нейтрофильных гранулоцитов (НГ) в НСТ-тесте — спонтанном и индуцированном [2–4, 6].
Результаты и их обсуждение
Проведенные исследования показали, что у больных основной группы на 3-и — 4-е сутки после травмы в стадии ожогового шока концентрация продуктов ПОЛ была увеличена в 6 раз (Е220 и Е400). На 9–11-е сутки (ожоговая токсемия) после травмы наблюдалась тенденция к снижению показателей ПОЛ, но они оставались достоверно выше показателей здоровых людей (р < 0,05), как и в стадии ожоговой септикотоксемии. На протяжении острого периода ожоговой болезни показатели ПОЛ и содержания МСМ у больных основной группы снижались вследствие как уменьшения продукции, так и повышения эффективности их элиминации благодаря использованию энтеросорбции (табл. 1).
Установлено, что у больных контрольной группы на 3-и — 4-е сутки после ожоговой травмы концентрация продуктов ПОЛ была тоже повышена в 6 раз (Е220 и Е400). На 9–11-е сутки после травмы наблюдалась тенденция к снижению показателей ПОЛ, но они оставались достоверно выше показателей здоровых людей (р < 0,05). На протяжении острого периода ожоговой болезни показатели ПОЛ снижались, но на 20–21-е сутки после травмы данные параметры превышали показатели здоровых лиц в 2–3 раза (табл. 2). При определении содержания МСМ у больных контрольной группы установлено увеличение этих показателей на протяжении всего исследования.
В то же время МСМ и продукты ПОЛ отрицательно влияют на функциональную активность фагоцитирующих клеток — НГ. При этом данные соединения быстро связываются с мембранами клеток и внутриклеточными белками, повреждая их структуру, что увеличивает проницаемость мембран и снижает их ферментную активность. Как следствие этого, уменьшается функциональная активность НГ, а именно — кислородзависимой фазы фагоцитоза. Таким образом, данные клетки становятся вторичным источником эндогенной интоксикации, связанной с накоплением токсинов микробного происхождения.
При изучении функциональной активности НГ в НСТ-тесте у больных основной группы в стадии ожогового шока нами установлено значительное повышение исследуемых показателей в спонтанном тесте по отношению к показателям здоровых лиц (p < 0,05) (табл. 3). При этом установлено, что дополнительная стимуляция НГ липополисахаридом E.сoli (ЛПС) приводила к значительному снижению функциональной активности НГ по отношению как к показателям здоровых лиц, так и к значениям спонтанной реакции (p < 0,05). Данные тенденции свидетельствуют о значительной декомпенсации функциональной способности НГ сформировать адекватный функциональный ответ на антигенную стимуляцию.
При исследовании функциональной активности НГ в стадии ожоговой токсемии и септикотоксемии у больных основной группы установлено повышение активности НГ в индуцированном тесте, что свидетельствует о сохранении функциональных способностей фагоцитирующих клеток на субкомпенсированном уровне.
Полученные результаты свидетельствуют о значительной эффективности использования препарата Энтеросгель для уменьшения токсической нагрузки на фагоцитирующие клетки, что способствует сохранению активности факторов естественной детоксикации и антимикробной резистентности на субкомпенсированном уровне.
У больных контрольной группы с тяжелыми ожогами на 3-и — 4-е сутки после травмы в стадии ожогового шока установлено значительное увеличение показателей функциональной активности НГ в спонтанном НСТ-тесте. Данные значения достоверно превышали (р < 0,05) показатели здоровых лиц (табл. 3). Дополнительная стимуляция НГ ЛПС приводила к значительному снижению показателей функциональной активности НГ (р < 0,05).
На 8–9-е сутки с момента ожоговой травмы в стадии токсемии выявлено повышение показателей функциональной активности НГ в стимулированном НСТ-тесте относительно исходных показателей на 28,91 % (р < 0,05). Однако эти значения были ниже показателей здоровых лиц на 40,77 % (р < 0,05) и в 1,9 раза (р < 0,05) ниже показателей спонтанного теста.
На 19–21-е сутки после травмы, в стадии септикотоксемии, у больных контрольной группы была определена тенденция к снижению показателей спонтанного теста относительно исходных значений на 14,30 %. Вместе с тем эти значения на 49,26 % (р < 0,05) превышали показатели здоровых лиц. Установлено повышение показателей функциональной активности НГ в индуцированном тесте относительно исходных показателей на 45,44 % (р < 0,05), однако эти значения оставались сниженными относительно показателей здоровых лиц на 24,77 % (р < 0,05).
Острый период ожоговой болезни сопровождается изменением уровней всех исследуемых показателей, связанных с состоянием общих токсических проявлений в клинике заболевания. Эндогенная интоксикация у больных коррелирует с тяжестью клинического течения ожоговой болезни и изменениями исследуемых показателей. Установлена связь уровня исследуемых показателей с тяжестью ожоговой болезни и эндогенной интоксикации.
Проведенные исследования подтвердили, что одной из основных причин развития эндотоксикоза тяжелой степени у больных с тяжелыми ожогами является накопление продуктов тканевой деструкции и повышение содержания МСМ и ПОЛ, что приводит к значительной декомпенсации функциональной способности НГ.
Выводы
Применение препарата Энтеросгель у больных с тяжелыми ожогами в остром периоде ожоговой болезни способствует уменьшению проявлений эндогенной интоксикации, существенно снижает содержание молекул средней массы и продуктов перекисного окисления липидов. В свою очередь, уменьшение токсической нагрузки на нейтрофильные гранулоциты — один из основных факторов естественной антитоксической и антимикробной резистентности — способствует сохранению их функциональной активности и способности к завершению фагоцитоза на субкомпенсированном уровне, что уменьшает риск развития и генерализации инфекционных осложнений при тяжелой ожоговой травме.
1. Азолов В.В., Жегалов В.А., Пономарева Н.А. Проблемы специализированной помощи обожженным в России и пути их решения // Международный медицинский журнал. — 2003. — Т. 9, № 2. — С. 102-107.
2. Габриэлян Н.И., Дмитриев А.А., Севастьянова О.А., Кижаева Э.С. Средние молекулы и уровень эндогенной интоксикации у реанимационных больных // Анест. и реаниматол. — 1985. — № 1. — С. 36-38.
3. Голиков С.Н., Саноцкий И.В., Тиунов Л.А. Общие механизмы токсического действия. — Л.: Медицина, 1986. — 280 с.
4. Громашевская Л.Л. «Средние молекулы» как один из показателей метаболической интоксикации в организме // Лабораторная диагностика. — 1997. — № 1. — С. 11-16.
5. Лабораторные методы исследования в клинике. Справочник / Под ред. В.В. Меньшикова. — М.: Медицина, 1987. — 368 с.
6. Матвеев С.Б., Спиридонова Т.Г., Кличникова Э.В. и др. Критерии оценки эндогенной интоксикации при ожоговой травме // Клиническая лабораторная диагностика. — 2003. — № 10. — С. 3-5
7. Николайчук В.В., Мочен В.М., Кирковский М.В. Способ определения средних молекул // Лабораторное дело. — 1997. — № 2. — С. 13-18.
8. Найденыш И.В., Западнюк В.И., Повстяной Н.Э. и др. Возрастные особенности естественных механизмов детоксикации и лечебного действия Энтеросгеля при ожоговой болезни // Клин. хирургия. — 1993. — № 9. — С. 53-56.
9. Николайчук В.В. Молекулярные механизмы эндогенной интоксикации и совершенствование путей детоксикации: Автореф. дис... д-ра мед. наук: 14.00.36 / Минский мед. ин-т. — Беларусь, 1994. — 40 с.
10. Повстяной Н.Э. Состояние помощи больным с ожогами и их последствиями в Украине // Международный медицинский журнал. — 2003. — Том 9, № 2. — С. 97-101.
11. Слесаренко С.В., Слинченков В.В., Сорокина Э.Ю. Влияние методики последовательного применения эфферентных технологий на клинико-морфологические показатели течения тяжелой ожоговой болезни // Вестник неотложной и экспериментальной хирургии. — 2005. — Т. 6, № 2. — С. 265-268.
12. Чегер С.И. Транспортная функция сывороточного альбумина: Пер. с румынск. — Бухарест: Изд-во АН СРР, 1975. — 183 с.