Газета «Новости медицины и фармации» 1-2 (351-352) 2011
Вернуться к номеру
Современные аспекты профилактики заболеваний органов лимфоглоточного кольца
Авторы: В.Н. Жакова, заведующая ЛОР-отделением, Городская больница № 5, г. Запорожье
Версия для печати
Заболевания органов лимфоглоточного кольца занимают первое место по распространенности среди ЛОР-заболеваний в детской оториноларингологии. Почти каждый ребенок переносит 2–3 раза в году (по данным ВОЗ, 6–8 раз в году) острое вирусное заболевание, сопровождающееся воспалительными изменениями в миндалинах глотки. Однако главную проблему для детских ЛОР-врачей представляют хронические воспалительные заболевания органов лимфоглоточного кольца (аденоидиты и тонзиллиты).
В последнее время несколько изменились взгляды на проблему хронической патологии со стороны глоточной и небных миндалин. Раньше основным звеном патогенеза хронической патологии глотки считалась назофарингеальная обструкция, приводящая к переходу на дыхание ртом. Бесспорно, это очень важный момент — дыхание ртом приводит к недостаточному увлажнению, согреванию и очищению воздуха, постоянному охлаждению полости рта, глотки, нижних дыхательных путей. Вдыхаемая через рот масса микробов и пылевых частиц оседает на слизистой оболочке гортани, трахеи, бронхов, способствуя развитию рецидивирующей инфекции нижних дыхательных путей. Нарушается функция внешнего дыхания: ограничивается экскурсия грудной клетки, дыхание становится частым и поверхностным, в результате чего уменьшается легочная вентиляция.
Сейчас все больше внимания уделяется наличию хронического персистирующего воспаления глоточной и небных миндалин. У детей с патологическим увеличением глоточной и небных миндалин в мазках из носоглотки выявляется большое количество патогенных микроорганизмов, в основном кокков, и одновременно уменьшение представителей нормальной микрофлоры. Есть сведения о доминирующей роли Haemophilus influenzae в патогенезе гипертрофии лимфоглоточного кольца. По данным литературы отмечено, что при хронических поражениях носоглоточной и небных миндалин довольно частыми представителями микробной флоры глотки являются как грибы, так и хламидии, которые высеваются в 44,5 % случаев, чаще в ассоциации с другими микроорганизмами. В формировании патологических изменений хронического характера в области лимфоглоточного кольца также принимают участие лимфотропные вирусы — аденовирусы типов I, II, V и VI и вирус Эпштейна — Барр. В этиологии хронического воспаления глоточной миндалины большое значение придается аллергическим реакциям, возникающим в слизистой оболочке и лимфоидной ткани глоточной и небной миндалин, которые являются причиной стойкой гипертрофии.
Именно в глоточной миндалине, согласно теории Хоминга, происходит продукция лимфоцитов для слизистой оболочки носа и околоносовых пазух. Зачастую аденоидит не только провоцирует развитие воспалительного процесса в околоносовых пазухах, но и усугубляет его из-за формирующегося местного иммунодефицита.
Так, профессором О.Ф. Мельниковым и к.м.н. Д.Д. Заболотной выдвинута концепция, в основе которой лежит гипотеза о том, что для организма человека наиболее важным моментом является сохранение равновесного состояния слизистых оболочек с макромиром и микроорганизмами и для этого требуется больше продукции «локальных» защитных белков, чем сывороточных. Из многих известных гуморальных механизмов защиты слизистых оболочек наиболее эффективными на сегодня признаны иммуноглобулины (антитела) класса А, прежде всего полимерные формы. Отклонение (как правило, снижение) в концентрации их основных форм, а также изменения в соотношении между представителями отдельных классов иммуноглобулинов и других защитных белков, например лактоферрина и лизоцима, могут быть основанием для диагностики иммунной недостаточности (вторичного иммунодефицита).
В оценке состояния иммунитета при инфекционно-воспалительной патологии дыхательных путей, связанных с инфекционно-аллергическими воспалительными процессами в слизистой оболочке, определение уровня секреторных иммуноглобулинов в слюне, слезной жидкости и ротоглоточном секрете является важнейшим компонентом.
Сейчас дискутируется вопрос о назначении антибактериальных и антисептических препаратов при отечно-катаральной форме аденоидита. Глоточная и небные миндалины даже у здорового ребенка сильно обсеменены микрофлорой. Некоторые виды a-гемолитических стрептококков и нейссерий являются низкопатогенной флорой и при отсутствии выраженного иммунодефицита не оказывают вредного воздействия, а наоборот, составляют микробиоценоз носоглотки, препятствуя колонизации глоточной миндалины патогенной флорой. При этом данные бактерии обычно имеют высокую чувствительность к антибиотикам и антисептикам. Бесконтрольное применение антибактериальных и антисептических препаратов приводит к нарушению сложившегося микробиоценоза носоглотки, создавая условия для последующего обсеменения глоточной миндалины патогенной флорой.
Вышеизложенное все чаще подталкивает врачей к поиску оптимальных и эффективных методов профилактики заболеваний лимфоглоточного кольца. И все чаще в поле зрения врачей попадают иммуномодуляторы микробного происхождения. На рынке Украины эта группа препаратов представлена довольно широко: бронхомунал, рибомунил, Респиброн и др.
Респиброн на рынке Украины появился относительно недавно, но сразу же привлек к себе наше внимание. Во-первых, он более широко охватывает весь спектр основных микроорганизмов, вызывающих заболевания верхних и нижних дыхательных путей (содержит 13 бактериальных лизатов).
Во-вторых, Респиброн — это единственный препарат в Украине, где применена инновационная технология производства — бактериальный лизат, полученный путем механического лизиса, что позволяет сохранить корпускулярные антигены и тем самым, ускоряя и улучшая процесс распознавания чужеродных антигенов toll-like рецепторами, способствует скорейшему запуску специфического иммунного ответа.
В-третьих, именно сублингвальный метод применения препарата дает возможность начать процесс распознавания антигенов еще в полости рта и тем самым ускорить процесс формирования иммунного ответа.
В-четвертых, препарат имеет очень удобную форму выпуска — таблетки, которые применяются 1 раз в сутки на протяжении 10 дней сублингвально. Возможно также по необходимости измельчение таблетки, смешивание ее с водой и прием в виде пасты у детей младшего возраста.
В-пятых, экспериментально доказано, что при приеме Респиброна активируется как неспецифическая резистентность путем активации дендритных клеток, нейтрофилов, макрофагов, так и специфическая — путем повышения уровня продукции ИЛ-2, специфических IgA, G, M, sIg A, активации В-лимфоцитов и эффекторных CD4 и CD8.
При этом механизм действия препарата Респиброн позволяет обеспечить защиту организма от вирусно-бактериальных инфекций дыхательных путей на трех уровнях: на первом уровне он эффективно препятствует проникновению вируса в клетку, на втором — препятствует распространению вируса в организме и на третьем уровне — способствует профилактике бактериальной суперинфекции.
Выводы
1. Целесообразно использовать препарат Респиброн в профилактике заболеваний лимфоглоточного кольца у детей.
2. Механический лизис бактерий, применяемый при производстве препарата Респиброн, позволяет быстро и полноценно запустить иммунный ответ.
3. Респиброн активирует как неспеци-фический, так и специфический иммунитет.
1. Карпова Е.П., Тулупов Д.А., Божатова М.П., Вагина Е.Е. Острый и обострение хронического аденоидита у детей. — М.: Российская академия последипломного образования.
2. Мельников О.Ф., Заболотная Д.Д. Местный иммунитет и концепция диагностики иммунной недостаточности на основе определения уровня защитных белков в секретах. — К.: Институт отоларингологии им. проф. А.И. Коломийченко АМН Украины.
3. Маккаев Х.М. Хронический аденотонзиллит у детей как проблема педиатрии и детской оториноларингологии // Рос. вестн. перинатал. и педиатр. (прил.). — 2002.
4. Борзов Е.В. Аденоиды. Детская оториноларингология: Т. 1 / Под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой. — 2005. — С. 296-8.
5. Пальчун В.Т., Лучихин Л.А., Крюков А.И. Воспалительные заболевания глотки. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — С. 189-90, 236-46.
6. Пискунов Г.З., Пискунов С.З. // Клинич. ринол. — 2002. — С. 45-66.
7. Волков А.Г., Давыдова А.П., Хачкиева Е.В. Наш опыт консервативного лечения аденоидита // Рос. ринол. — 2006. — 1. — С. 30-3.