Газета «Новости медицины и фармации» 6 (357) 2011
Вернуться к номеру
Новости в Мире
Американские ученые предложили определять риск отторжения при трансплантации с помощью анализа крови
Отчет об исследовании группы специалистов Стэнфордского университета (Stanford University) под руководством Стефана Куэйка (Stephen Quake) опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В настоящее время риск отторжения пересаженного органа оценивается по активности иммунной системы реципиента в отношении чужеродных тканей. Для этого пациенту проводят биопсию, в ходе которой кусочек трансплантата забирают для проведения анализов. Сотрудники Стэнфордского университета предложили отказаться от этой процедуры из-за ее травматичности и высокой стоимости.
Они взяли 44 образца крови у семи пациентов с пересаженным сердцем, впоследствии переживших отторжение органа. При этом 23 образца были взяты минимум за три месяца до начала отторжения, 15 — на сроке менее трех месяцев, еще 6 — после того как отторжение было подтверждено стандартными методами. Ученых интересовало наличие в крови реципиентов донорской ДНК, которое должно было указать на разрушение клеток пересаженного органа.
По данным исследования, в образцах крови из первой группы было обнаружено менее одного процента донорской ДНК. В период перед началом отторжения и после его подтверждения биопсией этот показатель вырос до 3–4 процентов. По оценкам ученых, опираясь на эти критерии, им удалось предсказать начало отторжения донорского органа с точностью до 83 процентов при отсутствии ложноотрицательных результатов.
Исследователи отметили, что новый метод диагностики позволяет предсказывать отторжение примерно на месяц раньше, чем его возможно определить с помощью биопсии. При этом более дорогостоящую методику можно будет использовать в случаях, когда анализ крови дает неопределенные результаты. Куэйк намерен лицензировать метод диагностики по донорской ДНК, чтобы провести клинические исследования, в ходе которых будет оценена его эффективность. Кроме того, исследователь хочет проверить методику на других органах помимо сердца.
Medportal.ru
Разработано нанолекарство, которое атакует раковые клетки изнутри
Исследователи из Нейрохирургического института Максин Дунитц разработали нанолекарство, которое атакует раковые клетки изнутри, пишет The Times of India. В отличие от других препаратов, которые воздействуют на раковые клетки снаружи, особо их не повреждая, новый подход опирается на использование множества лекарств, химически привязанных к одному «транспортному средству», доставляющему их по назначению в опухоль.
Это позволяет повысить эффективность терапии и защитить здоровые клетки. Лекарства накапливаются внутри опухолей и атакуют клетки на молекулярном уровне. В итоге раковые клетки теряют способность расти и распространяться. Технологию уже проверили на грызунах.
Ученые исследовали HER2-положительный рак молочной железы — тип рака, который вследствие генетической мутации производит в больших количествах протеин, стимулирующий рост раковых клеток. В свою очередь, предложенное исследователями лекарственное средство содержало в себе множество молекулярных компонентов. У каждого из них была определенная роль.
В число ключевых компонентов входили герцептин (нацеливался на протеин HER2), молекула, атакующая генетический механизм, отвечающий за выработку нового протеина, и молекула, расширяющая кровеносные сосуды опухоли и доставляющая лекарства в раковые клетки.
Инъекции соответствующего средства мышам, которым были пересажены клетки рака груди человека, позволили значительно снизить темпы роста опухоли. Средство уже занесли в список уникальных препаратов, получивших название «нанобиополимерные конъюгаты».
Meddaily.ru
Пчелиный яд в борьбе с раком
Специалисты из США смогли добиться примечательных результатов в борьбе с раком благодаря использованию специальных наночастиц, содержащих пчелиный яд.
Эксперименты проводились на лабораторных мышах, которые страдали от различных типов рака.
В ходе исследования ученые создали из такого материала, как перфторуглерод, крохотные частицы круглой формы, размер которых составляет всего лишь 4 нанометра. В эти частицы они умудрились внедрить базовый элемент пчелиного яда — мелиттин. Данное вещество представляет собой аминокислотный полимер.
Благодаря эксперименту ученым удалось сделать так, чтобы наночастицы, содержащие мелиттин, боролись с раковыми клетками и клетками, которые привели к их образованию, не воздействуя при этом на совершенно здоровые клетки.
Эффективность работы наночастиц проверялась на лабораторных крысах, которых разделили на две группы. В первой группе основным типом рака была меланома, а во второй — рак молочной железы.
После 5 инъекций наночастиц оказалось, что размер опухоли молочных желез у крыс снизился на 25–35 % по сравнению с животными из контрольной группы, которым не назначалось подобное лечение.
Ну а для меланомы результаты были еще более впечатляющими, ведь размер опухолей уменьшился более чем на 90 %.
Ученые с надеждой смотрят в будущее, полагая, что пчелиный яд позволит разработать лекарственные средства нового поколения для борьбы с раком. В отличие от химиотерапии использование наночастиц с мелиттином позволяет добиться более эффективных результатов и фактически не имеет побочных эффектов.
http://immunar.ru /nauka/pchelinyj-yad-v-borbe-s-rakom/
Разработана вакцина от аллергии на кошек
Канадские ученые разработали вакцину, которая предотвращает возникновение аллергии на шерсть кошек.
Исследователи из McMaster University в городе Хэмилтон, Онтарио, уверены, что новый препарат получит широкое распространение во всем мире — считается, что от аллергии на кошачью шерсть и слюну страдает не менее 10 % населения планеты.
Сразу же после контакта с милым пушистиком или через 2–3 часа у человека могут развиться кожный зуд, конъюнктивит, появляется чихание, вплоть до приступа вроде астматического. Дело даже не в том, что аллергик никогда не сможет завести себе домашнее животное, а в том, что часто аллергия проявляется даже тогда, когда кошка живет в соседней квартире или этажом выше.
Теперь им на помощь придет изобретение канадских ученых. Создание вакцины длилось почти 10 лет. Сначала исследователи, которыми руководил профессор Марк Ларше, установили, что в подавляющем большинстве случаев аллергию вызывает особый белок, выделяемый котами.
Используя образцы крови 100 аллергиков-добровольцев, Ларше и его коллеги смогли обнаружить в белке те участки, которые, попав в человеческий организм, провоцируют развитие гиперреакции, т.е. аллергии.
Далее с помощью методов генной инженерии были сделаны синтетические версии этих участков белков, воспроизведены при помощи семи пептидов, которые, однако, аллергии не вызывали, а наоборот — предупреждали ее развитие.
Сейчас ученые пытаются определить наиболее эффективное дозирование вакцины. Они считают, что сначала аллергику понадобится от 4 до 8 прививок в год.
MIGnews.com