Газета «Новости медицины и фармации» 6 (357) 2011
Вернуться к номеру
К вопросу о влиянии классической музыки на формирование диады «мать — дитя» (в рамках проекта «Эффект Моцарта»)
Авторы: И.П. Пасечник, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общей практики — семейной медицины, Харьковский национальный медицинский институт И.В. Вохмянина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры исполнительского мастерства и оркестровой подготовки музыкально-педагогического факультета, Харьковский национальный педагогический университет
Версия для печати
Будущее человеческого сообщества во многом зависит от обеспечения широкого спектра возможностей для оптимального роста и развития детей, от психологической атмосферы, в которой они будут появляться на свет и формироваться как личности. Актуальность различных аспектов этой проблемы не вызывает сомнений, к ней привлечено внимание специалистов в различных областях науки и культуры. Комиссия ВОЗ по социальным детерминантам здоровья в 2005 году определила раннее развитие ребенка как приоритетную проблему здравоохранения. В рамках Национального плана действий по реализации Конвенции ООН о правах детей на период до 2016 года пропаганда здорового образа жизни, защита детей от жестокого обращения, насилия, роль семьи в создании оптимальной среды для гармоничного развития ребенка отмечены как основные направления. Подчеркивается необходимость формирования ответственного отношения человека к своему образу жизни, всем составляющим здоровья, планированию семьи, рождению ребенка, обеспечения его личностного роста и раскрытия духовного потенциала [6]. Серьезность поставленных задач осознается и педагогической наукой. Значение раннего воспитания, раскрытия и максимальной реализации творческих способностей ребенка подчеркиваются в основных государственных документах (Национальная доктрина развития образования в Украине, законы «Об образовании», «О дошкольном образовании и т.д.).
В связи с этим пристальное внимание современных ученых в различных областях науки сфокусировано на проблеме создания благоприятной, безопасной среды для всестороннего физического, социально-эмоционального, языкового, творческого и познавательного развития детей, начиная с пренатального периода. В педагогике даже появилась новая отрасль — пренатальное воспитание. Многочисленные исследования генетиков, нейробиологов, перинатальных психологов свидетельствуют о том, что дети появляются на свет с разным физическим и умственным потенциалом, который обусловлен генетическими факторами и индивидуальным опытом, полученным в утробе матери [1, 2, 10].
Научный подход, базирующийся на многочисленных исследованиях о тесной связи между наличием необходимых компонентов нормального развития ребенка и его состоянием здоровья [14, 15, 18], по нашему мнению, полностью относится к перинатальному периоду развития ребенка, который наряду с ранним детством является определяющим в процессах становления здоровья человека. Научно доказано, что постнатальная адаптация организма, состояние здоровья, физическое и психологическое развитие ребенка зависят от особенностей течения антенатального периода, стиля восприятия беременности, степени родительской заботы [1, 2, 18]. Таким образом, становится очевидным, что отношение к детям как к будущему потенциалу общества требует не только соблюдения их прав и свобод, но и четкого осознания роли биологических, психологических и социальных факторов в развитии ребенка, ответственности семьи и общества за создание гармоничной среды для жизни, начиная с пренатального периода.
В конце сороковых годов ХХ века еще не существовало научного знания об эмбрионе и плод рассматривался как нечто, находящее- ся в матке. Отношение к плоду в основном было вопросом веры. Ситуация изменилась в 70-е годы прошлого столетия, когда внедрение ультразвукового мониторинга позволило следить за развитием и оценивать состояние плода. Сегодня неродившийся ребенок (малыш в матке; пренейт) воспринимается специалистами и будущими родителями как личность, которая активно реагирует на действие внешних факторов. Информация, полученная пренатально, в сочетании с базовой генетической обусловливает особенности психического и соматического развития человека [1]. Физиологические исследования известных ученых J. Bowlby (1951), M. Ainsworth (1969, 1983), D.W. Winnicott (1994, 1998) обосновали подход к антенатальной системе «мать — ребенок» как к единой системе [2, 4].
Результаты многочисленных современных исследований генетиков, нейробиологов, перинатальных психологов указывают на роль пренатального периода в дальнейшем физическом и психологическом развитии ребенка. Именно в период внутриутробной жизни у него формируется отношение к внешнему миру, которое находит свое отражение в дальнейшей жизни. В период беременности между матерью и плодом устанавливается тесная многоуровневая связь, которая является интегрирующей основой, определяющей дальнейшее развитие ребенка. С момента зачатия женщина и внутриутробный плод находятся в состоянии симбиотического единства. Они постоянно взаимодействуют и оказывают друг на друга огромное влияние, которое в первую очередь осуществляется через плаценту [15, 18]. Современные исследования доказали, что разнообразные стрессовые ситуации и негативные жизненные события вызывают долговременные анатомические и функциональные нарушения в различных мозговых структурах. Наиболее сильным повреждающим действием обладают перинатальные воздействия, которые могут нарушать процессы развития нервной и иммунной систем [20]. Стресс, негативные эмоции вызывают в организме беременной женщины изменения — продукцию катехоламинов, которые способствуют сужению артерий, уменьшению кровоснабжения внутренних органов, становятся причиной патологических эффектов в головном мозге плода, тормозят продукцию эндорфинов, снижают кровоснабжение матки и плаценты через активацию симпатической нервной системы, что приводит к гипоксии и стрессовой реакции плода [14, 20]. В постнатальном периоде вероятны неадекватно высокие реакции на стресс и проявления психосоматических заболеваний [12].
Положительные эмоции матери необходимы ребенку еще до рождения и являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта. Эмоциональное состояние беременной существенно влияет на особенности формирования психических функций пренейта и дальнейший сценарий его жизни [1]. Для гармонизации развития внутриутробного ребенка необходимо, чтобы беременную женщину окружали предметы, события, которые вызывают положительные эмоции и отражают в себе законы гармонии Вселенной. Мощным излучателем волн гармонии и красоты являются произведения классической музыки и живописи, которые вызывают целый спектр позитивных эмоций [15]. Только пробуждая радость в человеке, можно убедиться в том, что эта эмоция развивается, что жизнь будущей матери достаточно насыщена радостными переживаниями. Если родители обладают жизнеутверждающим мироощущением, умеют радоваться разнообразным событиям и явлениям окружающего мира, если круг этих активаторов радости широк и разнообразен, то и у ребенка посредством механизмов социального научения формируется радостное мировосприятие [8, 9, 17].
Перинатальное развитие несет в своей основе идею о необходимости предоставления внутриутробному ребенку наиболее оптимальных условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в генотипе. По наблюдениям специалистов, внутриутробный ребенок очень зависим от эмоционального, физического и психологического состояния матери, а также от атмосферы взаимоотношений между родителями [4, 11, 16].
Программы по формированию ответственного родительства и охране плода должны предусматривать гарантированный доступ будущих родителей к высококвалифицированным пре- и постнатальным службам, к информационно-просветительским проектам по вопросам планирования семьи, рождения ребенка, создания благоприятной среды для реализации потенциальных возможностей ребенка.
Важная роль в предоставлении информации населению принадлежит средствам массовой информации, общественным организациям, специальным проектам. Одним из эффективных способов влияния на формирование внутреннего мира личности, ее культурного и морального самосознания, внутренней гармонии и социализации является искусство. Использование различных видов искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека позволяет сделать этот процесс наиболее гармоничным, ненавязчивым и эффективным [7, 13].
По утверждению многих специалистов в области медицины, педагогики и культуры, одним из факторов, воздействующих наиболее глубинно на духовную и физическую сферу человека, является классическая музыка — как часть искусства, которая имеет сильнейший отклик в душе человека, формирует истинное восприятие красоты в жизни, способствует духовному возрождению. Классическая музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического и духовного воспитания, его ядром. Именно под ее воздействием формируется эмоциональная сфера человека, совершенствуется мышление, воспитываются доброта и отзывчивость, столь необходимые нам сегодня [3, 5, 7, 19].
Многочисленные исследования последних лет показывают, что прослушивание живого исполнения классической и современной музыки, отражающее всю глубину позитивных человеческих эмоций, позволяет заложить основу для максимально раннего взаимодействия матери и ребенка, помогая беременной женщине гармонизировать свое состояние, наладить контакт со своим будущим малышом. Особо подчеркивается, что наибольшее эмоциональное воздействие оказывает живое исполнение музыкальных произведений, когда публика буквально дышит позитивной исполнительской энергетикой, слышит неискаженные электроникой чарующие тембры скрипки, гобоя и флейты, фортепиано, органа или клавесина. Именно в момент звучания живой музыки рождается привязанность и формируется гармония человеческих отношений [11, 16].
В свете решений очерченного круга задач впервые в Украине с января 2010 года в Харькове действует культурно-информационный проект перинатальной подготовки к осознанному родительству в формате цикла лекций-концертов классической музыки для беременных «Эффект Моцарта». Идея концертов принадлежит директору Харьковской областной филармонии, главному дирижеру Ю.В. Янко. Разработка проекта осуществлялась на стыке перинатальной медицины и музыкальной педагогики, на основании изучения и анализа многочисленных научных исследований в области перинатологии и музыкального искусства. Концепт проекта был представлен на многочисленных научных конференциях и одобрен отечественными и зарубежными коллегами (Израиль, Россия).
Наш проект, объединяющий задачи духовного воспитания и просветительской работы, представляет собой особую форму предоставления информации в рамках Национального плана действий по реализации Конвенции ООН о правах детей на период до 2016 года. Учитывая приоритетность задачи создания гармоничной среды для развития ребенка, проект, тем не менее, направлен на общество в целом.
Основной идеей цикла лекций-концертов «Эффект Моцарта» является создание особой эмоциональной атмосферы, построенной на живом звучании лучших образцов классической и современной музыки и способствующей максимальному взаимодействию будущей матери и внутриутробного ребенка. На концертах мы окружаем наших главных слушателей — будущих мам — воодушевляющей, духовной и возвышенной музыкой. Общаясь с прекрасным, женщина пребывает в особом умиротворенном психологическом состоянии, которое сразу передается внутриутробному малышу и, согласно многочисленным научным исследованиям, благотворно воздействует на его развитие [11, 16, 17, 19]. Кроме того, на концертах предоставляется научная информация о важности осознанного подхода к рождению малыша, необходимости раннего контакта матери и ребенка, о формировании материнской привязанности и социальных навыков общения, об элементах пренатального воспитания, о создании комфортной среды для будущих мам и гармоничной среды для развития детей.
Программа концертов составляется с учетом результатов проведенных ранее крупномасштабных исследований как музыкантами, так и медиками и перинатальными психологами [3, 5, 11, 16]. Оптимальной, по нашему мнению, является следующая структура концертов для будущих мам: продолжительность концерта не более 1 часа (учитывая физиологические возможности организма беременной женщины). Программа составляется исходя из роли музыки в создании гармоничного эмоционального и физического состояния беременной женщины и внутриутробного ребенка, учитывается соотношение музыкальной части (концертных номеров) и текста (прозаического и поэтического).
Поэтический текст, предваряющий музыкальные номера, предполагает не только тематический и эмоциональный настрой на созвучное ему музыкальное произведение, но и включает использование метроритмически позитивного воздействия поэзии на слушателей, создающего определенную атмосферу. По данным основоположника идеи пренатального воспитания в России музыканта и доктора медицинских наук профессора М.Л. Лазарева, поэзия благоприятна для воспитания у ребенка интонационно-ритмического и рифмического слуха, именно интонационное качество речи способствует формированию пренатальной речевой конституции [11].
Прозаический текст — беседа со зрителем — используется в концерте для предоставления адаптированной к восприятию научной информации об отношении к внутриутробному ребенку, роли пренатального общения, материнской привязанности, атмосферы единения матери и ребенка, воздействии музыки, влиянии эмоционального состояния матери на развитие малыша. Беседуя на эти темы, мы как бы совершаем небольшие путешествия в пренатальный мир. В процессе общения с публикой закладываются и основы музыкальной зрительской культуры, которые предполагают дальнейшее развитие интереса к классической музыке. Для усиления эмоционального восприятия используется демонстрация слайд-шоу, гармонирующего с музыкальными произведениями и поэтическим текстом (например, изображение мадонн мастерами эпохи Ренессанса).
Программа концертов в рамках проекта предусматривает использование большого спектра музыкальных инструментов (струнных, духовых, клавишных), разных стилей и жанров музыки для гармоничной стимуляции слухового анализатора и создания различных эмоциональных состояний. Подбирая музыкальные произведения, мы учитываем научные рекомендации медиков и музыкантов о том, что каждому триместру беременности созвучна музыка определенных стилей и эпох [3, 7, 11]. Учитывая, что на концертах присутствуют будущие мамы в разных сроках беременности и с маленькими детьми, мы стараемся сделать программу равновесной и гармоничной, учитывая интересы всех. Поэтому в программе концерта обязательно звучит музыка барокко, классицизма, пьесы романтического стиля, современная зарубежная и национальная классика. Очень важен выбор самих произведений: музыка должна быть созидающей, яркой, не обязательно только медленной — слушатели очень оживляются, услышав веселую, активную музыку; не обязательно только мажорной — можно получить позитивный импульс от прослушивания минорного ноктюрна Шопена или адажио Альбинони, важно, чтобы будущая мама слушала приятные, светлые мелодии, отражающие всю глубину положительных человеческих эмоций.
Мы заботимся об определенном подборе и сочетании инструментов — известны научные исследования о позитивном воздействии на внутриутробного малыша струнной и камерной музыки [3, 11, 12]. По отзывам наших слушателей, они также хорошо реагируют на клавесинную и фортепианную музыку. В каждом концерте звучит вокальная музыка и особое, центральное место отводится колыбельной, исполнение которой является обязательным. Колыбельная песня — это особый диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и неповторимой нежности, каждая мать вносит что-то свое в ритмику и мелодию колыбельной, которая дарит счастье, покой и умиротворенность. Именно через колыбельную песню у ребенка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в духовном слове и музыке. В проекте кроме профессиональных артистов филармонии участвуют дети, профессионально занимающиеся музыкой. Маленькие виртуозы, несущие заряд добра и оптимистического мироощущения, являются вместе с тем для будущих родителей примером раннего погружения ребенка в мир духовности и красоты, гармоничного развития и личностного роста.
В итоге мелодичные звуки вершат чудеса — в человеке пробуждается, преобразуется душа, создается атмосфера праздника, которая способствуют гармонизации получаемых потоков энергии во благо матери и ее будущего ребенка. Нам сложно гарантировать детям комфортный социум, но мы в состоянии подарить им внутреннее чувство защищенности и уверенности, создать атмосферу любви и взаимопонимания, и помогает нам в этом удивительная глубина и кристальная чистота классической музыки.
Таким образом, информационно-просветительское сотрудничество культуры, медицины и педагогики имеет важное социальное значение — обращает внимание общества на возможность формирования личности, начиная с пренатального периода, меняет отношение к внутриутробному ребенку, способствует воспитанию необходимых социальных навыков у будущих родителей, приобщает к классическому музыкальному искусству, способствующему воспитанию гармоничной личности.
1. Брехман Г.И. Пренатальные (дородовые) истоки немотивированного насилия // Вестник Дома ученых Хайфы. — 2008. — Т. ХIII. — С. 13-19.
2. Брутман В.Л. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.Л. Брутман, М.С. Родионова // Вопр. психол. — 1997. — № 6. — С. 38-48.
3. Кэмбелл Д.Дж. Эффект Моцарта / Пер с англ. Л.М. Щукина. — Мн.: ООО «Попурри», 1990. — 320 с.
4. Добряков И.В. Перинатальная психология. — СПб.: Питер, 2010. — 272 с.
5. Жерновой В.А. Музыка до рождения // Зб. наук. праць Кримського гуманітарного ун-ту «Професіоналізм педагога в контексті Європейського вибору України». — Вип. 16, ч. 1. — Ялта, 2010. — С. 153-155.
6. Закон України про Загальнодержавну програму «Національний план дій щодо реалізації Конвенції ООН про права дитини» на період до 2016 року // Відомості Верховної Ради України. — 2009. — № 29. — Ст. 395.
7. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. — М.: Смысл, 2001. — 264 с.
8. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2009. — 464 с.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
10. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери / Е.И. Исенина // Журнал практического психолога. Тематич. выпуск «Перинатальная психология и психология родительства». — 2003. — № 4–5. — С. 49-63.
11. Лазарев М.Л. Рождение до рождения. — М.: ООО «Издательский дом «Кодекс», 2009. — 303 с.
12. Розанов В.А. Механизмы формирования суицидального поведения на ранних этапах развития подростка и возможности его предикции и превенции / В.А. Розанов // З турботою про дитину. — 2010. — № 3(12). — С. 28-31.
13. Тарасов Г.С. О психологии искусства / Г.С. Тарасов // Вопр. психол. — 1992. — № 1–2. — С. 105-110.
14. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. — 2001. — № 2. — С. 22-36.
15. Царегородцева Ж.В. Ребенок от зачатия до года... — М.: ACT: Астрель, 2005. — 302 с.
16. Чичерина Н.А. Воспитание до рождения. Книга о пренатальном воспитании будущих и настоящих родителей. — М.: Academia, 2007. — 100 с.
17. Barbara L. Frederickson. Cultivating positive emotions to optimize health and well-being // Prevention & Treatment. Volume 3. Article 0001a, posted March 7, 2000.
18. Cerezo M.A., Pons-Salvador G., Trenado R.M. Mother-infant interaction and children’s socio-emotional development with high- and low-risk mothers // Infant Behavior & Development. — 2008 Dec. — Vol. 31 (4). — Р. 578-89. Date of Electronic Publication: 2008 Sep 14.
19. Hong Kim, Myoung-Hwa Lee, Hyun-Kyung Chang, Taeck-Hyun Lee, Hee-Hyuk Lee, Min-Chul Shin, Mal-Soon Shin, Ran Won, Hye-Sook Shin and Chang-Ju Kim. Influence of prenatal noise and music on the spatial memory and neurogenesis in the hippocampus of developing rats // Brain and Development. — March 2006. — Vol. 28, Issue 2. — P. 109-114.
20. Luipen S.J., McEwen B.S., Gunnar M.R., Heim C. Effects of stress throughout the lifespan on the brain, behaviour and cognition // Nat. Neurosci. — 10(6). — 434-445.