Газета «Новости медицины и фармации» 7(211) 2007
Вернуться к номеру
Революция в лечении рака (США)
Ученые открыли технологию безболезненного высокоэффективного метода химиотерапии.
Лечение рака, возможно, приближается к революционному этапу в результате серии исследований, показывающих, что можно добиться существенного повышения эффективности препаратов для химиотерапии, не вызывая при этом побочных эффектов.
Ими была проведена серия новаторских экспериментов, демонстрирующих новый способ сделать раковые клетки более уязвимыми для воздействия крайне низких доз противораковых препаратов. Эта новость позволяет надеяться, что тяжелые побочные эффекты от химиотерапии, от которых страдают десятки тысяч онкологических пациентов, когда-нибудь станут пройденным этапом.
Помимо повышения эффективности химиотерапии для уничтожения раковых клеток в организме это исследование позволяет надеяться, что можно снизить уровень дозировки до степени, когда токсические побочные эффекты от препаратов не будут возникать.
Этот прорыв стал возможен благодаря революционному медицинскому механизму РНК-интерференции, который позволяет ученым заставить «замолчать» определенные гены. Это новаторское изобретение было впервые описано в 2002 году.
В ходе одного из экспериментов, например, ученые обнаружили, что раковые клетки, поражающие легкие, можно сделать в 10 тысяч раз более уязвимыми для противоракового препарата таксола, что говорит о беспрецедентном повышении эффективности лечения.
Таксол (паклитаксел) используется также для лечения рака яичников и рака молочной железы на поздних стадиях. Среди побочных эффектов — утомляемость, тошнота, онемение и истощение костного мозга, что ведет к снижению иммунитета и делает пациента подверженным инфекционным заболеваниям.
Однако ученые, проводившие эксперимент, подчеркивают, что необходимы дальнейшие лабораторные исследования и эксперименты на животных, прежде чем можно будет приступить к клиническим исследованиям с участием онкологических пациентов. Прежде чем это произойдет, должно пройти от трех до пяти лет.
«Здесь нет ничего, что можно немедленно применить для лечения больных раком, — говорит профессор клеточной биологии медицинского центра Техасского университета в Далласе Майкл Уайт. — Мы пока еще только в начале пути, но этот подход очень эффективен и открывает возможности быстрого развития. Он ускоряет процесс открытий, что значительно ускоряет и процесс разработки».
Ученые вырастили клетки раковой опухоли легких человека в пробирке и исследовали эффективность воздействия на них таких препаратов, как таксол, после применения механизма РНК-интерференции.
Механизм РНК-интерференции в рамках этого эксперимента направлен на то, чтобы «заткнуть» или отключить определенные гены в опухоли, которые работают в процессе образования раковой опухоли. Это сделало клетки значительно более уязвимыми для противораковых препаратов.
Вскоре после своего появления РНК-интерференция оказалась наиболее увлекательной сферой биомедицинских исследований. Этот метод несет в себе потенциал применения в лечении широкого круга болезней, таких как наследственные заболевания, слепота, вирусные инфекции, и теперь, как установлено, может быть использован для повышения эффективности лечения рака.
В ходе последнего эксперимента с РНК-интерференцией ученые исследовали более 21 тысячи генов и обнаружили, что 87 из них могут повлиять на чувствительность раковых клеток к химиотерапии, а 6 из них связаны конкретно с чувствительностью к таксолу.
Когда некоторые из генов подавляются РНК-интерференцией, они становятся в тысячи раз чувствительнее к таксолу. Когда подавляются другие гены, их чувствительность к препарату возрастает в десятки тысяч раз.
Профессор Уайт говорит: «Химиотерапия — это очень грубый инструмент. Он приводит к заболеваниям, а его эффективность непостоянна. Выделение генов, которые делают препараты химиотерапии более мощными при меньших дозах, — это первый шаг к сокращению побочных эффектов у пациентов».
В рамках исследования была предпринята попытка установить, почему некоторые онкологические пациенты не реагируют на химиотерапию и почему у некоторых развиваются сильные побочные эффекты от лечения. «Клетки тканей повторяют эффект, который наблюдается у людей», — объясняет профессор Уайт.
Почти 85 тысяч разных молекул РНК — вещества, схожего с генетическим кодом ДНК, — были использованы в ходе исследования для изучения генов клетки и обнаружения генов, которые можно подавить. Этот процесс приводит к их постепенному отключению (как выключатель электрического света).
Профессор Уайт говорит: «Идея заключалась в том, чтобы обнаружить преимущества технологии нового поколения для подавления тех генов, которые мы хотим отключить. Это сила исследования генома — вы начинаете его без каких-либо ожиданий и позволяете полученным данным сказать вам, что здесь важно».
Ученые уже начали лабораторные испытания на больных раком животных, чтобы посмотреть, можно ли использовать механизм РНК-интерференции для того, чтобы сделать их более чувствительными к более низким дозам препаратов химиотерапии.
Профессор Уайт говорит: «Мы проводим эксперименты с животными на основании моделей рака легких и рака яичников. Эти эксперименты не очень сложны, и фактически было показано, что они срабатывают, но нам все еще нужны данные, опубликованные в рецензируемых научных журналах».
«Хотя до клинических исследований с существующими препаратами может пройти еще от трех до пяти лет, на разработку новых препаратов, которые будут действовать с применением РНК-интерференции, уйдет еще десять лет», — утверждает он.
Ученые также провели исследования других противораковых препаратов с применением механизма РНК-интерференции, но не обнаружили такого выраженного эффекта, как с паклитакселом.
«Наши исследования с использованием дополнительных препаратов указывают на то, что гены, которые мы выявили, связаны конкретно с паклитакселом», — говорит Анжелика Уайтхерст, исследователь Техасского университета, ведущий автор исследований.
«Проведенная работа показала, что получаемый эффект — это результат не просто подавления определенных генов, но и взаимодействия подавления генов и воздействия паклитаксела», — говорит профессор Уайт. «Возможность повторить это в клетках человека и сделать это быстро очень важна», — добавляет он.