Газета «Новости медицины и фармации» Офтальмология (363) 2011 (тематический номер)
Вернуться к номеру
Клинико-функциональные результаты факоэмульсификации с имплантацией дифракционно-рефракционных ИОЛ AcrySof ReSTOR
Авторы: В.А. Коломиец, д.м.н.; С.К. Дмитриев, д.м.н.; Т.В. Душенчук, мл. науч. сотр.; Ю.М. Лазарь, врач; Е.И. Кондратьева, врач ГУ «Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова» АМН Украины
Версия для печати
В последние годы в проблеме интраокулярной коррекции афакии развивается новое направление, стратегической целью которого является достижение качественного зрения на разных расстояниях без дополнительной оптической коррекции. Эффект псевдоаккомодации может быть получен различными путями. Наиболее распространенными являются технология формирования интраокулярной анизокоррекции (методика монокулярного зрения) и способы, основанные на имплантации бифокальных и мультифокальных интраокулярных линз (МИОЛ) [7].
Появились публикации об апробации в практической офтальмологии искусственных хрусталиков, которые используют естественные механизмы аккомодации. Однако результаты послеоперационного обследования больных порой носят противоречивый характер и пока не позволяют данному типу ИОЛ найти широкое применение [12].
Одним из наиболее эффективных способов достижения ясного зрения на различных расстояниях после замены хрусталика является использование бифокальных и мультифокальных интраокулярных линз.
При использовании таких ИОЛ эффект псевдоаккомодации обеспечивается за счет линзы, оптическая зона которой имеет два или более фокуса, что позволяет получить на сетчатке каждого глаза изображения дальних и ближних объектов.
В конструкции рефракционных бифокальных ИОЛ центральная часть линзы имеет большую оптическую силу и толщину, чем периферическая часть, и обеспечивает ближнее зрение, а периферическая часть обеспечивает дальнее зрение. Недостатком таких бифокальных ИОЛ является то, что при сокращении зрачка из-за сильной освещенности есть вероятность частичного или полного перекрытия периферической зоны линзы и потери в результате этого дальнего зрения. Для преодоления этого недостатка разработаны различные модели мультифокальных ИОЛ. МИОЛ представляют собой плоско-выпуклую или двояковыпуклую рефракционную линзу, на одну из поверхностей которой нанесена дифракционная микроструктура в виде зон Френеля, центральной дифракционной зоны в форме круга и кольцевых зон, расположенных вокруг центральной.
Модели мультифокальных ИОЛ постоянно совершенствуются и на украинском рынке в основном представлены линзами с асферической оптикой и желтым фильтром (SN6AD3).
В литературе дан подробный анализ клинических результатов имплантаций мультифокальной ИОЛ AcrySof ReSTOR с гибридной дифракционно-рефракционной оптической системой.
По мнению ряда авторов, имплантация мультифокальных линз не лишена определенных недостатков. Так, например, она может приводить к снижению контрастной чувствительности, возникновению световых феноменов — повышенной чувствительности к слепящим засветам (glare), проблесков (flashes), вспышек (flare), ореолов светорассеяния вокруг источников света в ночное время суток (halos)[1, 10].
Целью нашей работы явилось изучение клинико-функциональных результатов лечения катаракты и пресбиопии с использованием дифракционно-рефракционных ИОЛ AcrySof ReSTOR.
Материал и методы
Исследовано 39 пациентов после факоэмульсификации катаракты (ФЭК) и имплантации ИОЛ Alcon AcrySof ReSTOR. В 18 случаях имплантирована SN6AD3 (группа 1) ИОЛ, в 21 глаз — SN60D3 (группа 2). У 18 пациентов была произведена билатеральная имплантация ИОЛ. Средний возраст пациентов составил 62,5 ± 14,3 (SD) года; 2,56 (SE). Минимальный возраст пациента — 27 лет, максимальный — 84 года. В исследование не включались больные катарактой, осложненной сопутствующей глазной патологией, а также с интраоперационными осложнениями. Средний срок наблюдения пациентов составил 3,70 ± 0,31 месяца. Предоперационный астигматизм в группе 1 составил 0,83 ± 0,60 дптр, в группе 2 — 0,69 ± 0,46 дптр. Статистически по данному показателю группы между собой не отличались (р = 0,3).
Предоперационное обследование включало определение остроты зрения по таблице Шевалева, биомикроскопию, офтальмоскопию, кератометрию, иммерсионную ультразвуковую биометрию и эхографию.
После операции проводили исследование остроты зрения по таблице Шевалева, биомикроскопию, офтальмоскопию, кератометрию, определяли пространственную контрастную чувствительность. Амплитуду псевдоаккомодации (зона, в пределах которой сохраняется комфортная острота зрения вблизи) определяли методом проксиметрии при помощи подвижного тест-объекта, глубину фокусной области (зона, в которой сохраняется максимальная острота зрения) — методом нагрузочных сферических линз.
Все глаза были прооперированы одним хирургом через самогерметизирующийся разрез 2,2 мм. Удаление ядра проводилось по методике phaco-chop, имплантация ИОЛ — при помощи картриджа D (Alcon).
Особенностью линз SN6AD3 и SN60D3 является моноблочная конструкция, а также наличие рефракционно-дифракционной решетки и желтого фильтра; добавочная сила для близи +4 дптр. У линзы SN6AD3 асферическая задняя поверхность, в связи с чем достигается уменьшение сферических аберраций и уменьшение толщины самой линзы.
Контрастная чувствительность (КЧ) определялась на приборе CSV-1000 фирмы Vector Vision Inc. Расстояние между пациентом и тест-объектом составляло 2,5 метра. Исследование начиналось после 5-минутной адаптации пациента к освещению комнаты. КЧ определялась в фотопических условиях и в скотопических условиях с использованием glare-теста, который имитирует засвет глаз фарами встречного автомобиля в ночное время. Исследование проводилось без коррекции. Определялись средние (3 и 6 цикл/град) и высокие (12 и 18 цикл/град) пространственные частоты. Диапазон уровня чувствительности в каждом частотном ряду составил от 0,7 до 2,08 (3 цикл/град), от 0,91 до 2,29 (6 цикл/град), от 0,61 до 1,99 (12 цикл/град) и от 0,17 до 1,55 (18 цикл/град) логарифмических единиц (log ед.) [9].
Результаты
Установлено, что у всей группы больных с ИОЛ AcrySof ReSTOR средние показатели остроты зрения вдаль без коррекции составили 0,86 ± 0,3.
В табл. 1 представлены значения коэффициентов корреляции между послеоперационной остротой зрения вдаль без коррекции и данными контрастной чувствительности, а также уровень их значимости.
По результатам данного исследования, выявлено, что между остротой зрения вдаль без коррекции у больных с дифракционно-рефракционными ИОЛ и пространственной частотой 3, 6, 12 цикл/град отмечается статистически значимая корреляционная связь.
Для примера представлен рис. 1, в котором показана зависимость между контрастной чувствительностью при исследовании на частоте 3 цикл/град и остротой зрения вдаль без коррекции в послеоперационном периоде. Установлено, что при более высокой остроте зрения отмечаются наиболее повышенные показатели контрастной чувствительности зрительного анализатора (p = 0,006).
Как видно из представленных данных, острота зрения 0,6 и выше без коррекции составила 78,3 %, а 0,85 и выше — 56,5 % случаев. Лишь у четырех больных в послеоперационном периоде острота зрения была ниже 0,4, что связано с остаточным послеоперационным астигматизмом > 2,0 дптр. В связи с этим сравнение показателей КЧ при разных моделях дифракционно-рефракционных ИОЛ проводилось без учета данных обследования этих больных.
В табл. 2 представлены показатели контрастной чувствительности при различных типах ИОЛ (SN60D3 и SN6AD3).
Выявлено, что при пространственных частотах 3, 6, 12 и 18 цикл/град КЧ не зависит от типа ИОЛ в сравниваемых группах (табл. 2).
Установлено, что при частоте 3, 6, 12, 18 цикл/град в глазах с дифракционно-рефракционными ИОЛ показатели КЧ не отличаются от аналогичных основных показателей в различных возрастных группах здоровых лиц (табл. 3), по данным исследований G. Pomerance, D. Evans, опубликованных в 1994 г. [11].
В табл. 4 представлены результаты исследования контрастной чувствительности в условиях, имитирующих ослепление глаз фарами автомобиля при помощи glare-теста.
Данные, приведенные в табл. 4, свидетельствуют, что в условиях дополнительного засвета показатели контрастной чувствительности у пациентов с ИОЛ AcrySof ReSTOR соответствуют возрастной норме (ссылка) и обеспечивают функциональную возможность безопасного вождения автомобиля в ночное время суток.
Показатели остроты зрения, амплитуды псевдоаккомодации и глубины фокусной области для близи у больных с дифракционно-рефракционными ИОЛ представлены в табл. 5.
При оценке кажущейся аккомодации следует учитывать, что эффект псевдофакической аккомодации обусловлен сочетанием множества факторов: особенностями послеоперационной рефракционной топографии роговицы, оптическими аберрациями глаза, глубиной фокусной области, качеством оптики ИОЛ, размером зрачка, величиной клинической остроты зрения [2, 3, 5].
Из приведенных выше данных (табл. 5) видно, что абсолютные средние значения, характеризующие положение зоны комфортного ясного зрения для близи, соответствуют расчетным параметрам имплантированной МИОЛ. Отмечается тенденция к уменьшению глубины фокусной области при увеличении остроты зрения для близи. Обращает на себя внимание то, что амплитуда зоны псевдоаккомодации превышает глубину фокусной области. Связано это с тем, что глубина фокусной области характеризует зону, в которой сохраняется максимальная для данного пациента острота зрения, а псевдоаккомодация — зону (амплитуду), в которой сохраняется способность глаза различать детали структурных элементов паттернов (букв, цифр и т.д.), размер которых существенно превышает пороговые значения остроты зрения [4].
Выводы
1. Показатели контрастной чувствительности у больных с дифракционно-рефракционными ИОЛ AcrySof ReSTOR не отличаются от аналогичных показателей у здоровых лиц. Это может свидетельствовать об отсутствии ограничений профессиональных и бытовых возможностей людей с данным типом ИОЛ, в первую очередь в условиях ночного вождения автомобиля.
2. Полученные предварительные данные исследования контрастной чувствительности в группе больных с асферической ИОЛ AcrySof ReSTOR не выявили ее повышения по сравнению с группой больных со сферическими ИОЛ серии ReSTOR. Данный факт нуждается в более детальном исследовании, поскольку известно, что асферическая задняя поверхность ИОЛ способствует уменьшению степени светорассеивания и более точной фокусировке изображений на сетчатке, в том числе и при «слепящем» встречном засвете в ночное время.
1. Балашевич Л.И., Тахтаев Ю.В. Первый опыт клинического применения мультифокальных интраокулярных линз AcrySof ReSTOR // Збірник наукових праць співробітників КМАПО ім. П.Л. Шупика. — Київ, 2004. — Вип. 13, книга 4. — C. 45-52.
2. Балашевич Л.И. Рефракционная хирургия. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2002. — C. 238.
3. Искаков И.А. К вопросу о псевдоаккомодации при монофокальной артифакии // Офтальмохирургия. — 1998. — № 1. — С. 62-64.
4. Сергиенко Н.М., Тутченко Н.Н. Измерение глубины фокуса и псевдоаккомодации при артифакии // Офтальмолог. журн. — 2006. — № 2. — С. 26-30.
5. Чупров А.Д., Замыров А.А., Плотникова Ю.А. О некоторых особенностях оптической системы артифакичных глаз и возможных механизмах псевдофакической аккомодации // Офтальмохирургия. — 1998. — № 2. — С. 26-30.
6. Arens B., Freudenthaler N., Quentin C.D. Binocular function after bilateral implantation of monofocal and refractive multifocal intraocular lenses // J. Cataract Refract. Surg. — 1999. — Vol. 25, № 3. — P. 399-404.
7. Ito M., Shimizu K. Reading ability with pseudophakic monovision and with refractive multifocal intraocular lenses: comparative study // J. Cataract Refract. Surg. — 2009 Sep. — 35(9). — 1501-4.
8. Kohnen T., Allen D., Boureau C. et al. European multicenter study of the AcrySof ReSTOR apodized diffractive intraocular lens // Ophthalmology. — 2006. — Vol. 113, № 4. — P. 584-588.
9. Pandita D., Raj S.M., Vasavada V.A. et al. Contrast sensitivity and glare disability after implantation of AcrySof IQ Natural aspheric intraocular lens // J. Cataract Refract. Surg. — 2007. — Vol. 33. — P. 603-610.
10. Pearce J.L. Multifocal intraocular lenses // Curr. Opin. Ophthalmol. — 1997. — Vol. 8. — № 1. — P. 2-5.
11. Pomerance G., Evans D. Test-Retest Reliability of the CSV-1000 Contrast Test and Its Relationship to Glaucoma Therapy // Invest. Ophthalmol. Vis. Sci. — 1994. — 35(9). — 3357-3361.
12. Seidensticker F., Schaumberger M. et al. Long-Term Experience of a Pseudo-Accommodative Lens // Klin. Monbl Augenheilkd. — 2010 Mar 9.