Газета «Новости медицины и фармации» Офтальмология (363) 2011 (тематический номер)
Вернуться к номеру
Новые методы восстановления бинокулярного и стереоскопического зрения у больных амблиопией с использованием стимуляции корреспондирующих полей сетчаток полиструктурными паттернами
Авторы: В.А. Коломиец, д.м.н. ГУ «Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова НАМН Украины», г. Одесса
Версия для печати
Проблема лечения нарушений бинокулярного зрения и его осложнений, в том числе содружественного косоглазия, остается актуальной, несмотря на появление большого количества новых методов лечения, так как эффективность завершающего этапа ортоптического лечения составляет всего 20–30 % [1].
В Институте глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова НАМН Украины В.А. Розенбергом предложено новое направление в лечении амблиопии различной этиологии, заключающееся в монокулярной и бинокулярной импульсной фотостимуляции фовеол фигурными «слепящими» полями [5, 6].
Первый опыт использования такого подхода при лечении больных с асимметричным бинокулярным зрением показал возможность восстановления центральной фиксации у 84,6 % больных с дисбинокулярной амблиопией, нормальной корреспонденции сетчаток — у 54 % пациентов с микротропией [14, 15].
Принцип бинокулярной фотостимуляции фовеол фигурными «слепящими» полями получил дальнейшее развитие [15–19].
Нами разработаны новые способы и комплекс устройств, позволяющие более эффективно решать проблемы восстановления нарушений монокулярных и бинокулярных функций у больных с амблиопией различной этиологии за счет объединения методов плеоптики, ортоптики и стереоптики в одной лечебной процедуре [3–9, 17–19].
Принципиальным отличием новых способов является то, что для бинокулярной фотостимуляции и формирования структурированных последовательных образов использовались паттерны, содержащие элементы с различными угловыми размерами, которые заполняют всю площадь стимуляционного поля. Угловые размеры стимуляционного поля соизмеримы с размерами макулярной области. В методе-прототипе фотостимуляция корреспондирующих полей сетчаток ограничивалась только фовеальными зонами [14].
Целесообразность увеличения площади стимуляции сетчаток и формирования панорамных структурированных последовательных образов объясняется следующим.
Современные представления о работе зрительной системы используют факт наличия двух параллельных путей обработки информации, начинающихся в сетчатке и идущих в зрительную кору. Эти пути известны как магноцеллюлярный (М) и парвоцеллюлярный (П).
М-система имеет отношение к системе восприятия формы в движении, лучше отвечает на более низкие пространственные и более высокие временные частоты, на начало или на включение стимула, ее ответы более быстрые и короткие.
П-система имеет отношение к системе анализа формы и цвета, дает ответы более медленные и более длительные, отвечает на более высокие пространственные частоты (т.е. дает более высокое разрешение).
Нейроны П-системы (П-клетки) составляют примерно 80 % всех ганглиозных клеток сетчатки, а нейроны М-системы (М-клетки) — 10 % клеток сетчатки. П-клетки более плотно распределены в районе фовеа, а М-клетки распределены по сетчатке более равномерно, доминируя на периферии зрения.
Нарушения в системах П- и М-каналов являются одной из основных причин сенсорных и сенсомоторных нарушений в механизмах бинокулярного зрения.
Возникает вопрос, на основе каких механизмов бинокулярная фотостимуляция может восстановить или нормализовать работу П- и М-каналов при нарушениях бинокулярного зрения и амблиопии. В этом контексте представляют интерес нейрофизиологические исследования особенностей зрительного восприятия стабилизированных относительно сетчатки изображений и зрительных последовательных образов. Эти исследования показали, что после формирования последовательного образа внимание испытуемого произвольно направляется на разные участки изображения, как и в естественных условиях. Известно, что обнаружение объектов и детальный анализ сложных зрительных сцен, находящихся в различных участках поля зрения, требует разных позиций глаз. При этом выполняется ряд скачков глаз (саккад) в разные места паттерна. Саккады служат не только для смены точек фиксации, но и для включения М-системы, которая тормозит П-систему, в результате чего след от предыдущей фиксации тормозится (или стирается). При разных позициях взгляда меняется роль различных рецептивных полей сетчатки, т.е. включаются одни и тормозятся другие. В результате этого в иконической памяти имеется последовательность отдельных фрагментов, которые разделены по времени, а каждый фрагмент несет свой паттерн — изображение, получаемое за отдельную фиксацию глаз [2, 10–13].
Таким образом, функцию движений глаз, осуществляемых в условиях стабилизации ретинального изображения в виде структурированного последовательного образа, следует рассматривать как один из механизмов последовательного включения различных рецептивных полей сетчатки, соответствующих информативным участкам изображения [2].
В связи с изложенным выше можно полагать, что использование «слепящих» стимулов, захватывающих по своим угловым размерам не только центральную — фовеальную область, но и макулярную, будет оказывать селективное воздействие на каналы переработки зрительной информации и одновременно способствовать восстановлению нарушений сенсорных (П-каналов), моторных (М-каналов) и сенсомоторных механизмов бинокулярного и стереоскопического зрения.
На основе этой концепции нами разработаны способы восстановления как бинокулярных функций у больных с монолатеральным и альтернирующим содружественным косоглазием, сочетающимся со стойкой скотомой подавления, так и нормосенсорных связей [3, 18]. На рис. 1 показан общий вид устройства — ортоптоофтальмоскопа, предназначенного для восстановления как бинокулярных функций у больных с монолатеральным и альтернирующим содружественным косоглазием, сочетающимся со стойкой скотомой подавления, так и нормосенсорных связей.
Методика восстановления фузионной способности у больных с функциональной скотомой торможения осуществлялась на синотипном устройстве, один из каналов которого являлся офтальмоскопическим. Конструктивные особенности устройства позволяют осуществить фотостимуляцию одного глаза прицельно, под контролем офтальмоскопии, в безориентирном для пациента пространстве, а контрлатерального глаза — через оптическую перископическую систему при фиксации этим глазом центра тест-объекта. Такая методика позволяет впервые осуществить бинокулярную стимуляцию при альтернирующем косоглазии. Эффективность метода изучена на 56 больных с монолатеральным и альтернирующим содружественным косоглазием со стойкой функциональной скотомой торможения в гаплоскопических и естественных условиях. В результате лечения способность к бифовеальному слиянию на синоптофоре восстановлена у 68,3 % пациентов, бинокулярное зрение в естественных условиях восстановилось у 21 % пациентов с монолатеральным и у 31,6 % с альтернирующим косоглазием [4, 18]. Необходимо отметить, что для фотостимуляции сетчаток с использованием офтальмоскопического контроля необходимо применение циклоплегии, что ограничивает возможности полноценного восстановления конвергентно-аккомодационных и оптомоторных механизмов бинокулярного зрения в естественных условиях.
Мы полагали, что эффективность методологии одновременной бинокулярной фотостимуляции корреспондирующих полей сетчаток в гаплоскопических условиях можно существенно расширить, если после восстановления нормосенсорных связей дальнейшее лечение осуществлять без применения циклоплегии.
Для реализации этой цели нами модифицирован синоптофор. Особенность модификации заключалась в том, что в оптические головки синоптофора были установлены импульсные «слепящие» источники света и специальные тест-объекты, позволяющие стимулировать макулярные зоны парных глаз плоскостными или стереопаттернами [16]. Энергетическая экспозиция светового импульса — 2 мДж/см2. Площадь паттернов составляли 10 угл.град. В начале лечебной процедуры пациенту предлагали совместить изображения, видимые каждым глазом отдельно, в единый бинокулярный образ. После того как пациент сообщает о слиянии паттернов, проводилась стимуляция корресподирующих полей сетчаток плоскостными или стереопаттернами. Через 5 минут после исчезновения фигурного последовательного стереообраза стимуляция повторялась. Ежедневно проводилось 5 стимулирующих процедур. Курс лечения составил 10–20 дней.
Мы полагали, что фотостимуляция такими паттернами будет способствовать восстановлению устойчивого бинокулярного зрения в естественных условиях. Метод фотостимуляции с использованием плоскостных паттернов апробирован в группе из 39 детей в возрасте от 4 до 17 лет (8,4 ± 3,5) с содружественным косоглазием и различными видами амблиопии. У всех пациентов до лечения определялась центральная фиксация и фузия. До лечения острота зрения амблиопичных глаз составила в среднем 0,51 ± 0,22, средние значения положительного резерва абсолютной аккомодации — 1,97 ± 1,46 дптр. После лечения острота зрения на глазах повысилась в 84 % случаев на 0,28 ± 0,24 и составила в среднем 0,79 ± 0,29 (p = 0,0000). Острота зрения, соответствующая возрастной норме, восстановлена в 35 % случаев. Резервы абсолютной аккомодации повысились на 47 глазах (82 %), в среднем на 1,49 ± 1,38 дптр и составили 3,47 ± 1,57 дптр (p = 0,0000) [5–7, 16].
Ортоптический эффект метода оценивался нами в зависимости от состояния бинокулярного зрения, определяемого в гаплоскопических (т.е. на синоптофоре) и естественных условиях (на цветотесте). После лечения фузионные резервы, как положительные, так и отрицательные, увеличились у 82 % детей: отрицательные в среднем на 2,5 ± 1,2 град., положительные на 6,5 ± 5,6 град. Количество больных с монокулярным зрением уменьшилось на 28,2 % (c2 = 8,42, p = 0,0037), устойчивое бинокулярное зрение удалось восстановить у 36 % пациентов (c2 = 10,06, p = 0,0015) [5–7].
Известно, что результаты плеоптоортоптического лечения более устойчивы, если восстановлено не только бинокулярное, но и стереоскопическое зрение.
Нами разработан новый метод восстановления нарушений бинокулярного и стереоскопического зрения, заключающийся в фотостимуляции корреспондирующих полей сетчаток стереоскопическими паттернами [8, 9, 19].
Фотостимуляция проводилась на синотипном устройстве полихроматическим светом в импульсном режиме. В начале лечебной процедуры пациенту предлагали совместить изображения, видимые каждым глазом отдельно, в единый бинокулярный образ. После того как пациент сообщает о слиянии паттернов, проводилась стимуляция корресподирующих полей сетчаток стереопаттернами. Через 5 минут после исчезновения фигурного последовательного стереообраза стимуляция повторялась. Ежедневно проводилось 5 стимулирующих процедур. Курс лечения составил 10–20 дней. Общий вид устройства для восстановления плоскостного и стереоскопического зрения — плеоптосиноптофора — показан на рис. 2.
Эффективность методики изучена в группе, состоящей из 62 детей в возрасте от 4 до 12 лет; из них 27 больных — с рефракционной амблиопией и 25 — с дисбинокулярной. У всех пациентов было отмечено двустороннее снижение остроты зрения парных глаз легкой и средней степени.
Клиническая апробация этого метода показала, что у всех больных дисбинокулярной амблиопией одновременно происходит повышение как монокулярных, так и бинокулярных характеристик остроты зрения. До лечения разница в остроте зрения парных глаз составляла 0,32, после лечения — 0,27. Средняя разница остроты зрения ведущего и парного глаза до лечения составляла почти 60 угловых секунд, а после проведенного лечения она уменьшилась почти в 2 раза и составила 30,6 угл.с. Бинокулярное плоскостное зрение восстановлено у 29,2 % и стереоскопическое — у 16,7 % больных.
В группе больных с рефракционной амблиопией средние значения сепарабельной остроты зрения ведущего глаза увеличились на 0,16 (15,4 угл.с), парного — на 0,18 (27 угл.с), бинокулярная острота зрения повысилась на 0,18 (15,5 угл.с). Разница в остроте зрения ведущего и парного глаз до лечения составляла 0,11 (20 угл.с), после лечения уменьшилась до 0,09 (9,9 угл.с). Использование стереопаттернов позволило восстановить стереоскопическое зрение у 37,8 % больных, качественно улучшить показатели как дивергентного, так и конвергентного глубинного зрения практически у всех испытуемых. Количество больных с конвергентным глубинным зрением менее 20 угловых секунд увеличилось на 43,2 %, а с дивергентным — на 48,6 %. В подгруппе больных, у которых до лечения отсутствовало глубинное зрение (10,8 %), восстановить функцию глубинного восприятия удалось у 8,1 % пациентов [8, 9].
Выводы
1. Разработанные нами методы позволяют расширить терапевтические возможности классических методов «слепящей» фотостимуляции К. Кюпперса, Э.С. Аветисова и дополнительно получить принципиально новый эффект — восстановление бинокулярного и стереоскопического зрения за счет сочетаний плеоптического, ортоптического и стереоптического этапов в одной лечебной процедуре.
2. Предложенная технология может эффективно использоваться для лечения осложненных и неосложненных форм содружественного косоглазия еще до получения положительных результатов плеоптики и позволяет существенно сократить сроки лечения.
1. Аветисов Э.С., Кащенко Т.П., Смольянинова И.Л. Некоторые итоги и пути развития исследований в области глазодвигательных нарушений // Труды международного симпозиума. 18–20 декабря 2001 года, Москва. — С. 158-162.
2. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. — М.: Медицина, 1969. — 106 с.
3. Коломиец В.А., Панкратова Т.Б. Восстановление сенсорной фузии у пациентов с содружественным косоглазием и функциональной скотомой торможения // Офтальмол. журн. — 2001. — № 2. — С. 43-46.
4. Коломиец В.А., Панкратова Т.Б., Бруцкая Л.А. Новый способ восстановления монокулярных и бинокулярных сенсорных функций при монолатеральном и альтернирующем косоглазии // Офтальмол. журн. — 2001. — № 3. — С. 71-75.
5. Коломиец В.А., Фалинская И.В. Новый метод плеоптоортоптического лечения с использованием бинокулярной фотостимуляции и полиструктурных паттернов // Офтальмол. журн. — 2002. — № 4. — С. 14-17.
6. Коломиец В.А., Фалинская И.В. Влияние бинокулярной фотостимуляции на состояние аккомодации, фузии, бинокулярного зрения у больных содружественным косоглазием и амблиопией. Офтальмология в начале 21 века // Материалы юбилейной научно-практической конференции, посвященной 100-летию клиники глазных болезней Саратовского гос. мед. университета (Саратов, 19–21 сентября 2002 г.). — Саратов: Светопись, 2002. — Ч. 2. — С. 388-389.
7. Коломиец В.А., Фалинская И.В. Эффективность плеоптоортоптического лечения с использованием бинокулярной фотостимуляции // Офтальмол. журн. — 2002. — № 5. — С. 39-41.
8. Коломиец В.А., Гернага Ю.Е. Новый метод восстановления стереоскопического глубинного зрения у детей с рефракционной амблиопией на основе бинокулярной фотостимуляции сетчаток паттернами с пространственно-глубинной ориентацией // Офтальмол. журн. — 2006. — № 3(1). — С. 209-211.
9. Коломиец В.А., Гернага Ю.О. Эффективность применения стереоскопических паттернов с целью восстановления бинокулярного зрения у больных с дисбинокулярной амблиопией // Офтальмол. журн. — 2006. — № 5. — С. 20-22.
10. Левашов О.В. Вычислительные модели сенсорных систем. — М.: ВИНИТИ, 1989. — Серия «Итоги науки». — 150 с.
11. Левашов О.В. Межполушарные и внутриполушарные взаимодействия в зрительной системе человека. Вычислительный подход // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. — М.: РАМН, 2003. — С. 153-159.
12. Левашов О.В. Межполушарная асимметрия фазического и тонического зрительных каналов и дисбаланс их взаимодействия при дислексии // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. — М.: РАМН, 2003. — С. 159-163.
13. Lejnin W., Okhotskaya A., Levashov O. A possible interhemispheric asymmetry of sustained and transient channels in vision // Perception. — 1999. — Vol. 28. — 74-97.
14. Розенберг В.А. Диагностика и лечение нарушений сенсорных механизмов монокулярного и бинокулярного зрения при содружественном косоглазии и амблиопии: Дис... д-ра мед. наук. — Одесса, 1981. — 229 с.
15. Розенберг В.А. Фигурные «слепящие» поля в лечении содружественного косоглазия // Офтальмол. журнал. — 1983. — № 5. — С. 265-268.
16. Пат. 31418 А Україна, МПК6 А61В3/00. Спосіб лікування хворих з порушеннями бінокулярного зору: Пат. 31418 А Україна, МПК6 А61В3/00 / В.О. Коломієць, І.В. Фалінська; ІОХ і ТТ ім. В.П. Філатова НАМН України. Одеса; № 2001117639; Заявл. 08.11.01; Опубл. 15.11.2002, Бюл. № 7–11. — 2 с.
17. Пат. 50991А Україна, МПК7 А61В3/00, А61F 9/00. Прилад для монокулярної і бінокулярної стимуляції сітківок «сліпучими» полями: Пат. 98084610 Україна, МПК6 А61В 3/00, А61F 9/00 / В.А. Розенберг, В.О. Коломієць; ІОХ і ТТ ім. В.П. Філатова НАМН України. Одеса; № 98084610; Заявл. 27.08.1998; Опубл. 29.03.2000, Бюл. № 7–11. — 2 с.
18. Пат. 52226 А Україна, А61F 9/00. Спосіб відновлення фузійної здатності у хворих з на співдружню альтернувальну косоокість з функціональною скотомою гальмування: Пат. 31418 А Україна, МПК6 А61В3/00 / В.О. Коломієць, Т.Б. Панкратова; ІОХ і ТТ ім. В.П.Філатова НАМН України. Одеса; № 2002032217; Заявл. 20.03.02; Опубл. 15.03.2002, Бюл. № 7. — 2 с.
19. Пат. 13050 А Україна, А61F 9/008. Спосіб лікування хворих з порушеннями бінокулярного і стереоскопічного зору: Пат. 31418 А Україна, МПК6 А61F 9/008 / В.О. Коломієць, Ю. О. Гернага; ІОХ і ТТ ім. В.П.Філатова НАМН України. Одеса; № u200508566; Заявл. 07.09.2005; Опубл. 15.03.2006, Бюл. № 3. — 2 с.