Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 10 (365) 2011

Вернуться к номеру

Размышления о медицине

Авторы: В.Н. Казаков, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой физиологии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького

Версия для печати


Резюме

Автор публицистической книги — Герой Украины, академик НАМН Украины, крупнейший отечественный нейрофизиолог — подробно рассказывает о своих впечатлениях относительно важнейшего раздела человеческой деятельности — медицины. Книга родилась как результат полувекового безупречного служения этой науке. Перед читателем в историческом аспекте раскрываются внутренние черты существа медицины, ее достижения, арена борьбы взглядов относительно сути творческих процессов, лежащих в основе врачевания, этические и деонтологические принципы благороднейшей и гуманнейшей профессии.

Медицина завтрашнего дня, вглядываясь в даль грядущего, предстает крайне сложной, однако, вне всяких сомнений... это — оптимистическое поле значительных перемен к лучшему.

П.Г. Костюк. Над океаном времени

Всякое предисловие к книге, как правило, начинается с изложения мотивов, побудивших автора предать гласности собственные мысли или рассуждения. Я не хочу изменять этой традиции и сообщу, что мотивов написания этой книги было три. Первый — огромная путаница в вопросе о роли и месте познавательных принципов, лежащих в основе действующей медицины, что ведет к профессиональному расслоению в медицинской среде. Второй — несогласие с общей псевдодемократической доктриной развития современного общества, которое, пользуясь неосведомленностью наших читателей о некоторых научных достижениях последнего времени, выплеснуло из подворотен то, что многие годы таило в себе невежество любителей пиара и сенсаций. Третий мотив, побудивший меня изложить некоторые собственные наблюдения о месте врачебной профессии в современном обществе, обусловлен отсутствием в наше время партнерства в двуединстве «врач — человеческое общество».

Следует сказать, что в какой-то момент жизни у каждого из нас возникает потребность сформулировать для самого себя и своих коллег, с которыми тебя связывают годы поисков, достижений и разочарований, ряд общих закономерностей, которые к этому времени уже утвердились в нашем сознании под влиянием многолетней научной и преподавательской деятельности. Мы всегда находимся под впечатлением того, чем занимаемся и что составляет смысл нашей жизни. Именно поэтому у читателя может сложиться впечатление, что занятия физиологией наложили отпечаток на мировоззрение автора и содержание этой книги. Действительно, мои взгляды находятся во многом под влиянием науки о природе человека — физиологии (греч. physis — «природа» и logos — «наука»). Более того, занятия физиологией и избрание этой дисциплины своей профессией были обусловлены исконным желанием разобраться в природе человека и процессах, протекающих в его организме. Более того, по мере овладения физиологией мне стало понятно, почему она считается, а точнее, является теоретической базой медицины, а также насколько она универсальна и всеобъемлюща, поскольку пронизывает все сферы человеческого бытия. Отсюда становится понятным, по какой причине многие примеры и параллели в книге имеют ярко выраженный физиологический оттенок.

Мне думается, что проблемы, которые были подняты в этой книге, могут представлять интерес для широкого круга специалистов в области теоретической и клинической медицины, представителей естественных наук, биологов, психологов, философов. Очень важной мне видится потребность в такой книге для студентов и начинающих врачей и исследователей. Все они требуют чего-то большего, чем, например, «самые последние сведения о структуре гемоглобина» или «теоретические принципы современного использования прямых и непрямых антикоагулянтов». Интуитивно они ждут осмысления кардинальных подходов в познании медицины как важнейшей области человеческого знания. И это нужно не только для науки, но и для них самих. Книга построена таким образом, чтобы читатель, имея точку зрения автора относительно ответов на вопросы, обсуждаемые в данном повествовании, вместе с тем мог бы сделать собственные умозаключения и выводы. Только в этом случае замысел ее может достичь задуманного результата.

Несколько слов о том, как создавалась эта книга. Годы жизни в науке научили меня противоборствовать реалиям жизни. Для этого я уходил в работу, освобождаясь от мелких сложностей жизни, чтобы перейти в иное состояние, когда обычное, житейское отходит на второй план. Собственный опыт и размышления, а не журнально-газетные штампы подсказывали мне, что жизнь общества и возможности науки крепко-накрепко связаны. В газетных и журнальных статьях, телевизионных рассуждениях конца XX и самого начала XXI века стали проступать, как ржавчина на металле, идеи непознаваемости окружающего нас мира, спекуляции вращались вокруг взаимоотношения материального и духовного. Появились, как по мановению волшебной палочки, шарлатаны от медицины, которые имели и газетные полосы, и телевизионное время. Весь этот лженаучный разгул объяснялся «демократическим» направлением развития общества.

Вот тогда во мне появилось нечто такое, что заставляло почти автоматически отслеживать возможные девиации от представления о материальности окружающего нас мира. Это представление укладывалось в рамки познавания того, что существовало не вообще, а было ясным и осязаемым. Когда мы спорим, как устроен мир, материален он или идеален, то определение этого положения лежит в одной существенной плоскости. Попробуйте воспроизвести состояние, процесс, действие — и если оно стандартно воспроизводится, то это явление, а следовательно, и мир, материальны. И тогда вам не нужны отговорки вроде того, что «мы еще не все знаем о нашем мире». Да, действительно, мы далеко не все знаем об устройстве окружающего нас мира, но, не став на позицию прагматического его познания, мы никогда даже на йоту не продвинемся по этому пути.

Мир сегодня изменяется с невообразимой скоростью. То, что ранее происходило за столетия, сейчас меняется за годы и даже месяцы. Закрыв глаза на время, можно не узнать того, что только что было привычным и ясным. И все же, как бы мир ни менялся, мы должны понимать, что неизменными остаются общечеловеческие ценности и принципы, которыми мы живем и которые живут в нас, и знать их нам необходимо, они — наш путеводитель по жизни, какие бы изменения в ней ни происходили. Знаменитому французскому философу, просветителю и материалисту, идеологу революционной французской буржуазии XVIII столетия Клоду Гельвецию (1715–1771) принадлежат пронзительные по глубине слова: «Знание некоторых принципов освобождает нас от знания некоторых фактов». Именно этот подход мне хотелось положить в основу данного повествования, а получилось ли это или нет, судить тебе, читатель.

Книга состоит из четырех частей, каждая из которых относительно независима от других, но содержательным их стержнем является философия медицины. Первая часть посвящена историческим корням формирования теории медицины и вкладу в это выдающихся умов прошлого и настоящего. Вторая часть — ретроспективное и современное осмысление существа медицинской профессии и творческих путей овладения ею. Третья часть представляет собой взгляд на внутреннюю конструкцию медицинской науки и извечную борьбу мнений о первичности духа или материи в живой природе. Заключительная часть содержит в себе рассуждения о важнейших принципах профессии врача, в которой главенствуют нравственность и человеколюбие. Как говорил отец медицины Гиппократ в своей «Клятве», «любовь к врачебному искусству — это и есть любовь к человечеству».



Вернуться к номеру