Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» Неврология (370) 2011 (тематический номер)

Вернуться к номеру

Вестибулярные нарушения и их коррекция при легкой черепно-мозговой травме

Авторы: Н.С. Куфтерина Харьковский национальный медицинский университет Харьковская городская клиническая больница скорой и неотложной медицинской помощи им. проф. А.И. Мещанинова

Версия для печати


Резюме

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее распространенных причин госпитализации во всем мире, удельный вес которой составляет 30–50 % среди других повреждений человеческого организма и с каждым годом неуклонно возрастает [3]. Соответственно возрастает и количество больных с ее отдаленными последствиями, и то внимание, которое уделяется клиническим проявлениям резидуальных нарушений церебрально-травматической природы в отечественной и зарубежной литературе [5].

В структуре зарегистрированных случаев ЧМТ 80 % больных получают легкую черепно-мозговую травму (ЛЧМТ), стационарный этап лечения которых, как правило, составляет от нескольких дней до двух недель, после чего они переходят под диспансерное наблюдение невропатолога, семейного врача или терапевта с основной и ведущей жалобой — головокружением, которое может возникать как непосредственно после травмы, так и спустя несколько дней, недель, месяцев и даже лет [12].

Причиной головокружения может быть ряд периферических и центральных повреждений вестибулярного анализатора. Так, головокружение может быть вызвано купололитиазом или каналолитиазом (в этом случае оно называется «доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение»), эндолимфатической водянкой вследствие нарушения абсорбции лимфы, перилимфатической фистулой, сотрясением лабиринта с эндолимфатическим кровоизлиянием, переломом височной кости с разрывом костного или перепончатого лабиринта или травмой VIII пары черепно-мозговых нервов, ушибом ствола головного мозга или мозжечка. Головокружение может быть также следствием хлыстовой травмы шеи [2, 7].

При ЛЧМТ, в частности при сотрясении головного мозга, в результате повреждения мелких сосудов и капилляров в белом веществе мозга, субэпендимальном слое стенок сильвиевого водопровода и четвертого желудочка (кровоизлияния Дюре) могут возникать расстройства кровообращения, выявляется снижение кровенаполнения мозговых сосудов и признаки затруднения венозного оттока, уменьшение пульсового кровенаполнения, артериальная гипертензия, нарастание отека и сужение сосудов [3, 6].

Недостаточность кровообращения и относительная ишемия головного мозга, возникающая после ЛЧМТ и проявляющаяся, в частности, головокружением, зачастую требует назначения специфических веществ, действие которых направлено на улучшение регио­нарного кровотока. Одним из подобных биологически активных веществ является гистамин и его аналоги [8, 14].

Использование гистаминергических препаратов для лечения приступов вертиго и других функциональных расстройств внутреннего уха, основанное на сосудорасширяющем действии гистамина, было широко распространено в прошлом, поскольку считалось, что указанные патологии имеют сосудистое происхождение [11]. К недостаткам использования гистамина следует отнести необходимость тщательного подбора дозы, узкие терапевтические рамки применения препарата. Кроме того, лекарство не является эффективным при пероральном приеме, в результате чего возникают трудности с повторным парентеральным введением препарата.

Успехи, достигнутые в лечении с использованием гистамина, привели к тому, что был разработан препарат бетагистинового ряда Вестинорм®, который является аналогом гистамина, эффективным при пероральном приеме [12].

Цель настоящей работы — исследование вестибулярных нарушений у пациентов, перенесших ЛЧМТ, и определение возможностей препарата Вестинорм® при лечении выявленных нарушений.

Материалы и методы исследования

Нами наблюдалось 65 больных с черепно-мозговой травмой легкой степени тяжести, находившихся на стационарном лечении в ХГКБСНМ им. проф. А.И. Мещанинова, которые предъявляли жалобы на головокружение и на фоне общепринятой терапии (противоотечная, антиоксидантная, метаболическая, сосудистая, ноотропная) принимали препарат Вестинорм® в дозе 24 мг 2 раза в сутки в течение двух месяцев. Группу контроля составили 15 пациентов с черепно-мозговой травмой легкой степени тяжести, предъявлявших жалобы на головокружение и получавшие общепринятую терапию без добавления препарата Вестинорм®.

Общая характеристика больных представлена в табл. 1. Из исследования исключали пациентов с головокружениями, развившимися без четкой связи с травмой головного мозга, и пациентов, имеющих сопутствующую патологию со стороны нервной системы.

Обследование проводилось в стандартных условиях при поступлении в стационар, через 2 недели и через 2 месяца после полученной ЛЧМТ. Всем больным выполнялось: клинико-неврологическое исследование, нейро- психологическое исследование (MMSE, корректурная проба, тест на запоминание 10 слов), рентгенография черепа и шейного отдела позвоночника, общеклинический и биохимический анализ крови, коагуолограмма, исследование глазного дна, контролировалось артериальное давление, ЭЭГ, МРТ головного мозга и ультразвуковая допплерография интра- и экстракраниальных сосудов. Части пациентов проводилось исследование слуха шепотной речью и ­аудиометрия. Все полученные данные были статистически обработаны.

Результаты исследования

Все больные основной и конт- рольной групп предъявляли следующие жалобы:

— на постоянные и периодические головокружения системного (67,2 %) и несистемного (32,8 %) характера, возникающие как при поворотах головы (71,6 %) и смене положения тела (84,2 %), так и в состоянии покоя (46,1 %);

— общую слабость (95,7 %);

— головную боль (93,2 %);

— шаткость при ходьбе (81,6 %);

— апатию и сонливость (22,8 %).

На фоне терапии препаратом ­Вестинорм® у больных отмечался достоверно более быстрый и выраженный регресс жалоб по сравнению с группой контроля. При этом наиболее заметно и значительно нивелировались жалобы на головокружение, шум в ушах, шаткость при ходьбе (табл. 2).

При исследовании неврологического статуса у больных преобладали вестибулоатактический, астеноневротический, ликворно-гипертензионный синдромы и когнитивные нарушения, выраженность которых достоверно более значимо и быстро нивелировалась в группе пациентов, получавших препарат Вестинорм®.

Особенная эффективность препарата отмечалась при оценке вестибулоатактических нарушений (табл. 3) и когнитивного дефицита, что тесно коррелировало с субъективными жалобами.

На основании результатов нейро­психологического исследования были выявлены основные закономерности формирования когнитивных нарушений у обследованных больных, которое начиналось с уменьшения объемов произвольного внимания, снижения скоростных характеристик мыслительных операций, легких мнестических нарушений в виде сужения объемов запоминания.

По результатам методики MMSE у 43,5 % пациентов интеллектуальная продуктивность была в пределах нормы, в то время как у оставшихся 56,5 % пациентов отмечалось легкое когнитивное снижение, проявляющееся в виде нарушений вербальной памяти, счетных функций и перцептивно-гностической сферы.

При исследовании функции вербальной памяти было выявлено, что у больных, перенесших ЛЧМТ, имеют место различные ее нарушения. Так, при поступлении объем непосредственной вербальной памяти (после первого зачитывания) составил 7,06 ± 0,42 слова из 10, объем отсроченного воспроизведения (после пятого зачитывания) — 8,04 ± 0,42 слова из 10, что свидетельствовало о наличии расстройств как кратковременной, так и долговременной памяти. На фоне проведенного лечения показатели улучшились на 26,7 %, при этом необходимо отметить, что в группе больных, принимавших препарат Вестинорм®, положительный эффект был более выражен.

При исследовании внимания у 57,2 % больных при поступлении наблюдалось сужение объема произвольного внимания преимущественно легкой степени выраженности, которое сочеталось с нарушениями процессов концентрации и поддавалось коррекции на фоне терапии. При поступлении среднее время выполнения заданий по таблицам Шульте (эффективность работы) составило 56,52 ± 11,42 с. Темп выполнения заданий был неравномерным. Имело место увеличение количества ошибок по мере выполнения заданий по каждой следующей таблице, что свидетельствовало о повышенной истощаемости внимания больных, перенесших ЛЧМТ. На фоне проведенной терапии среднее время выполнения заданий уменьшилось до 46,81 ± 10,68 с.

Выявленные изменения когнитивной сферы подлежали коррекции на фоне проводимой терапии, при этом более быстрая положительная динамика отмечалась в группе больных, получавших препарат Вестинорм® (р < 0,05).

При электроэнцефалографическом исследовании отмечались преимущественно легкие (59,1 %) и умеренные (40,9 %) диффузные изменения с признаками заинтересованности верхнестволовых структур (47,3 %), которые имели незначительный регресс на фоне проводимой терапии.

При УЗДГ сосудов головы и шеи отмечалось замедление скорости кровотока преимущественно в вертебробазилярном бассейне (56,8 %) и подлежало достоверно более выраженной положительной динамике при приеме препарата Вестинорм® по сравнению с группой контроля (р < 0,05).

При анализе полученных результатов можно отметить, что на фоне применения препарата Вестинорм®:

— достоверно уменьшается частота и интенсивность жалоб на головокружение, выраженность вестибулоатактических и когнитивных нарушений;

— увеличивается скорость крово-тока;

— улучшается функциональное состояние головного мозга.

Оценивая достаточность терапевтического эффекта в целом, можно сделать выводы, что в основной группе обследованных больных эффект, достигаемый на 14-й день приема препарата Вестинорм®, был достоверно в 1,5 раза выше, чем в контрольной группе. Кроме того, в контрольной группе в два раза чаще отмечалось отсутствие эффекта через 2 месяца наблюдения.

Проведенное исследование установило в целом хорошую переносимость препарата Вестинорм®, каких-либо неблагоприятных реакций на применение препарата отмечено не было.

Выводы

В результате исследований были получены следующие данные.

1. В клинической картине у пациентов, перенесших легкую черепно-мозговую травму, при исследовании вестибулярных нарушений ведущим является вестибулоатактический синдром.

2. На фоне применения комплекс­ной сосудистой терапии, включавшей препарат ­Вестинорм®, уже на 14-е сутки отмечен положительный эффект: снижение головокружения и шума в ушах (как системного, так и несистемного характера) при повороте головы и в состоянии покоя, нормализация походки, улучшение когнитивных функций (память, внимание), восстановление слуха, улучшение сна.

3. Важной особенностью препарата Вестинорм® было его влияние на увеличение скорости мозгового кровотока в вертебробазилярном бассейне.

4. В результате полученных достоверных данных пациентам с черепно-мозговой травмой рекомендован прием препарата Вестинорм® в базовой дозе 48 мг/сутки 2–3 месяца.

Таким образом, можно заключить, что применение препарата Вестинорм® у больных, предъявляющих жалобы на головокружение после черепно-мозговой травмы, снижает частоту и интенсивность проявления жалоб, что подтверждается положительной неврологической динамикой и достоверно отличается от группы контроля.


Список литературы

1. Верещагин Н.В. Недостаточнсть кровообращения в вертебральнобазилярной системе // Consilium Medicum. — 2001. — Приложение. — С. 13-17.

2. Гогитидзе Н.В. Нейропсихологические исследования при черепно-мозговой травме. Черепно-мозговая травма. Клиническое руководство. Ч. 1 / Под ред. А.Н. Коновалова, Л.Б. Лихтермана, А.А. Потапова. — М.: Антидор, 1998. — С. 24-29.

3. Григорова І.А., Некрасова Н.А. Психосоматичні розлади й адаптивна реабілітація хворих у віддаленому періоді закритої черепно-мозкової травми // Врачебная практика. — 2001. — № 6. — С. 83-93.

4. Деменко В.Д., Базарный Н.Ф., Борисенко В.В. и соавт. Клинико-параклинические взаимоотношения в отдаленном периоде закрытой черепно-мозговой травмы // Український вісник психоневрології. — 2001. — Т. 9, вип. 1(25). — С. 24-25.

5. Дзяк Л.А., Зозуля О.А. Современные представления о патофизиологии тяжелой черепно-мозговой травмы и роли прогнозирования ее исходов на этапах лечения // Нейронауки: теоретические и клинические аспекты. — 2005. — Т. 1, № 1. — С. 24-35.

6. Захаров В.В. Нарушение когнитивных функций как медико-социальная проблема // Доктор. — 2006. — № 5. — С. 19-20.

7. Касумова C.Ю. Патологическая анатомия черепно-мозговой травмы. Черепно-мозговая травма. Клиническое руководство. Ч. 2. / Под ред. А.Н. Коновалова, Л.Б. Лихтермана, А.А. Потапова. — М.: Антидор, 1998. — 224 с.

8. Лихтерман Л.Б. Черепно-мозговая травма. — М., 2003. — 365 с.

9. Мякотных В.С., Таланкина Н.З., Боровкова Т.А. Клинические, патофизиологические и морфологические аспекты отдаленного периода закрытой черепно-мозговой травмы // Журн. неврол. и психиат. им. С.С. Корсакова. — 2002. — № 102(4). — С. 61-65.

10. Тайлицин В.И. Закрытая черепно-мозговая травма и ее последствия // Международный медицинский журнал. — 2002. — № 1–2. — С. 58-62.

11. Цюрюпа В.Н., Визило Т.Л., Власова И.В. Исследование когнитивных вызванных потенциалов у больных с отдаленными последствиями черепно-мозговой травмы // Медицинская практика. — 2007. — № 6. — С. 34-36.

12. Шевага В.Н. Ранние и отдаленные последствия черепно-мозговой травмы: медико-социальные аспекты и возможности нейропротекции // Здоровье Украины. — 2009. — № 5/1. — С. 45.

13. Arciniegas D.B. The cholinergic hypothesis of cognitive impairment caused by traumatic brain injury // Curr. Psychiat. Rep. — 2003. — № 5. — P. 391-399.

14. Conckey M.I. Psychological changes associated with head injuries // Arch. Psychol. — 1998. — Vol. 232. — P. 41-62.

15. Ghajar J. Traumatic brain injury // Lancet. — 2000. — Vol. 356. — P. 923-929.

16. Maas A.I. Neuroprotective agents in traumatic brain injury // Expert Opin Investig. Drugs. — 2001. — Vol. 10. — P. 753-767.

17. Reilly P.L., Bullock R. (eds). Head Injury, pathophysiology and management. — 2nd ed. — 2005. — 501 p.


Вернуться к номеру