Газета «Новости медицины и фармации» Гастроэнтерология (367) 2011 (тематический номер)
Вернуться к номеру
Особенности ультразвуковой картины гепатобилиарной системы при неалкогольной жировой болезни печени с сопутствующей артериальной гипертензией у лиц молодого возраста
Авторы: А.Г. Опарин, А.А. Опарин, Н.В. Лаврова, Ю.И. Двояшкина, Харьковская медицинская академия последипломного образования
Версия для печати
Вопросы своевременной диагностики заболеваний печени занимают одно из центральных мест в клинике внутренних болезней, о чем свидетельствует неуклонный рост данной патологии, причем в последние годы за счет лиц молодого возраста [2, 3, 7, 13]. Среди заболеваний печени, представляющих один из наиболее актуальных вопросов в отношении своевременной диагностики, является неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП), распространенность которой в странах Европы составляет около 11 % [5, 11, 15]. При этом течение патологического процесса, как правило, начинается с формирования стеатоза печени, то есть ее жировой дистрофии, обусловленной увеличением поступления в печень свободных жирных кислот, накапливающихся в гепатоцитах при снижении ферментного гидролиза белков, приводя к развитию собственно стеатогепатита, сопровождающегося некрозом гепатоцитов [1, 4].
Актуальность данному вопросу придает и тот факт, что это состояние с течением времени приводит к формированию цирроза печени [6, 8, 10, 12, 14]. Одновременно с этим гистологическое исследование, являющееся золотым стандартом в диагностике жировой болезни печени, остается недоступным как для подавляющего числа пациентов, так и для лечебных учреждений, лишь единицы из которых проводят биопсию печени. Вместе с тем в последние годы наметился существенный рост сочетанного течения НАЖБП и артериальной гипертензии [10, 14].
С учетом этого целью нашего исследования явилось изучение особенностей ультразвуковой картины гепатобилиарной системы при с НАЖБП с сопутствующей артериальной гипертензией у лиц молодого возраста.
Материал и методы
Для исследования нами были взяты 35 пациентов (24 женщины и 11 мужчин) в возрасте от 25 до 35 лет с НАЖБП и сопутствующей артериальной гипертензией. Причем в исследование не включались пациенты с вирусными, иммунными и токсическими поражениями печени. Ультразвуковое исследование печени проводили методом имперсно-волновой допплерографии с цветным картированием, выполненной на аппарате ULTIMA pro-30 (производство Украины). Содержание жира в печени определяли методом Dixon по градиенту эхо-сигнала. О состоянии окислительного стресса судили по уровню показателей перекисного окисления липидов — диеновых конъюгат и малонового диальдегида и показателей антиоксидантной активности — супероксиддисмутазы и глутатионпероксидазы, определяемых при помощи стандартного набора реактивов фирмы «Агат» (Россия). Всем пациентам было также проведено исследование липидного состава крови, функциональных показателей печени и антропометрических данных. Группу контроля составили 15 практически здоровых лиц того же возраста и пола.
Результаты исследований
В ходе проведенных исследований было отмечено, что у пациентов с НАЖБП в зависимости от ультразвуковой картины стеатоз печени можно подразделить на 3 степени. Сонографическими критериями первой степени являются:
– увеличение размеров печени до 16 см;
— уплотнение паренхимы печени;
— умеренное обеднение сосудистого рисунка за счет мелких сосудов печени.
Для второй степени характерно:
— увеличение размеров печени до 17–18 см;
— уплотнение паренхимы печени, сопровождающееся эффектом дорсального затухания эхо-сигнала;
— обеднение сосудистого рисунка, при котором визуализация крупных сосудов является затрудненной, они определяются «как в тумане».
Для третьей степени характерным является:
— увеличение размеров печени свыше 18–19 см;
— уплотнение паренхимы печени с полным эффектом дорсального затухания эхосигнала, при котором нижний край печени практически не визуализируется;
— обеднение сосудистого рисунка, при котором крупные сосуды печени визуализировать практически не удается.
При изучении ультразвукового состояния печени было отмечено, что для пациентов с первой степенью заболевания более характерной является локальная форма жирового гепатоза (65 %), со второй степенью в большинстве случаев — диффузная форма жирового гепатоза (72 %), у пациентов с третьей степенью в подавляющем большинстве случаев отмечалась диффузная форма жирового гепатоза (92 %). Данные степени стеатоза печени находились в тесной корреляционной связи с клинико-лабораторными показателями пациентов. Так, у больных со второй (51 %) и третьей (88 %) степенью отмечалось увеличение аминотрансфераз, нарушение липидного обмена, функциональных проб печени и регистрировался окислительный стресс, проявляющийся достоверным увеличением показателей перекисного окисления липидов и показателей антиоксидантной активности — малонового диальдегида и диеновых конъюгат, с одновременным достоверным уменьшением показателей антиоксидантной активности (супероксиддисмутазы и глутатионпероксидазы). Вместе с тем с указанными выше показателями в тесной корреляционной зависимости находились показатели артериального давления, наибольшие цифры которого регистрировались у пациентов со второй и особенно третьей степенью стеатоза печени.
С ультразвуковыми параметрами состояния печени в тесной зависимости находились и сонографические критерии состояния желчевыделительной системы. Так, для подавляющего большинства пациентов (более 89 %) с первой и второй степенью жирового гепатоза было характерно наличие дискинезии желчевыводящих путей по гипотоническому типу и только для 8 % — по гипертоническому типу. У 81 % больных с третьей степенью жирового гепатоза определялись ультразвуковые критерии хронического холецистита, сопровождающегося утолщением стенки желчного пузыря свыше 0,3 см и увеличением его размеров.
В ходе динамических наблюдений отмечалось, что после соблюдения диеты (со строгим исключением из рациона пива), режима и проведения стандартного курса медикаментозной терапии (с включением гепатопротекторов) у 69 % пациентов с первой степенью жирового гепатоза отмечалось улучшение не только клинико-лабораторных, но и ультразвуковых показателей, проявляющихся в уменьшении размеров печени (в среднем на 0,5 см) и улучшении сосудистого рисунка печени. При второй и особенно третьей степени гепатоза положительная динамика наблюдалась только у 21 и 8 % больных соответственно, проявляясь в уменьшении размеров печени, без практических изменений со стороны ее сосудистого рисунка. Одновременно с улучшением клинико-ультразвуковой картины гепатобилиарной системы отмечалось улучшение показателей течения артериальной гипертензии с нормализацией артериального давления у 64 % больных с первой степенью жирового гепатоза, в то время как этот показатель при второй и третьей степени соответственно составил 41 и 23 %.
Выводы
1. Установлено, что ультразвуковая картина позволяет выявить три сонографические степени НАЖБП.
2. Между ультразвуковой картиной печени, клиническими проявлениями НАЖБП и особенностями течения артериальной гипертензии выявлена четкая корреляционная зависимость.
3. Полученные результаты свидетельствуют о возможностях использования УЗИ не только в комплексной постановке диагноза НАЖБП, но и в качестве одного из критериев, позволяющих оценить динамику развития данного заболевания и степень заинтересованности в этом процессе сосудистой и желчевыделительной систем.
1. Бабак О.Я., Колеснікова О.В., Просоленко К.О. Роль порушень ліпідного та вуглеводного обмінів у розвитку неалкогольної жирової хвороби печінки на тлі метаболічного синдрому // Укр. терапевт. журн. — 2008. — № 1. — С. 4-8.
2. Болезни печени и желчевыводящих путей / Под ред. В.Т. Ивашкина. — М.: Издательский дом М — Вести, 2007. — 590 c.
3. Дегтярева И.И. Клиническая гастроэнтерология. — М.: Международ. информ. агентство, 2004. — 616 с.
4. Клинические рекомендации. Гастроэнтерология / Под ред. В.Т. Ивашкина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 208 с.
5. Мамаев С.Н., Магомедова Н.В., Богомолов П.О. Цитокиновая система при неалкогольном стеатогепатите // Рос. журн. гастроэнтерол., гепатол. и колопроктол. — 2007. — Т. 17, № 4. — С. 35-39.
6. Мухин Н., Северов М., Лопаткина Т.Н. Неалкогольный стеатогепатит с исходом в цирроз печени // Врач. — 2004. — № 12. — С. 13-16.
7. Опарин А.Г., Опарин А.А., Благовещенская А.В., Лаврова Н.В. Современные принципы диагностики и дифференцированной терапии хронических гепатитов: Методическое пособие. — Харьков, 2009. — 52 с.
8. Опарін О.А., Лаврова Н.В., Благовещенська А.В., Кореновський І.П. Клініко-ультразвукові паралелі діагностики захворювань внутрішніх органів: Навчальний посібник МОН України для студентів вищих медичних навчальних закладів. — Х.: Факт, 2010. — 328 с.
9. Павлов В., Бакулин И. Неалкогольный стеатогепатит: клинические особенности и принципы лечения // Врач. — 2007. — № 10. — С. 24-28.
10. Подымова С.Д. Болезни печени: Руководство для врачей. — 4-е изд. — М.: Медицина, 2005. — 768 с.
11. Скрипник І.М. Гепатопротекторні засоби в сучасній гепатології // Consilium Medicum Ukraina. — 2007. — Т. 1, № 5. — С. 11-15.
12. Скрипник І.М., Мельник Т.В., Потяженко М.М. Клінічна гепатологія. — Полтава: Дивосвіт, 2007. — 425 с.
13. Циммерман Я.С. Наследственные пигментные гепатозы (функциональные гипербилирубинемии) // Клиническая медицина. — 2009. — № 7. — С. 4-10.
14. Шерлок Ш., Дули Дж. Захворювання печінки і жовчних шляхів: Практич. кер.: Пер. з англ. / За ред. З.Г. Апросиної, Н.А. Мухіна. — М.: Геотар — Медицина, 2008. — 864 с.
15. Яковенко З.П., Агафонова Н.А., Яковенко А.В. и соавт. Эффективность препарата галстена в лечении дисфункции сфинктера Одди и неалкогольной жировой болезни печени // Рос. журн. гастроэнтерол., гепатол. и колопроктол. — 2007. — Т. 17, № 6. — С. 58-65.