Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» Психиатрия (383) 2011 (тематический номер)

Вернуться к номеру

Проблемы медицинского образования в Украине Выступление С.Ф. Глузмана на заседании Общественного гуманитарного совета при Президенте Украины 26 августа 2010 г.


Резюме

26 августа 2010 года состоялось очередное заседание Гуманитарного общественного совета при Президенте Украины, которое было посвящено проблемам образования. Член общественного совета, доктор С.Ф. Глузман предложил высокому собранию документ, оценивающий ситуацию с медицинским образованием в стране. Заседание проводил Президент Украины В.Ф. Янукович.

Президенту Украины В.Ф. Януковичу

Глубокоуважаемый господин Президент!

Я трезво отдаю себе отчет в том, что в рамках сегодняшнего заседания Гуманитарного общественного совета трудно ожидать внимания к такому частному вопросу, как медицинское образование и подготовка специалистов для здравоохранения в Украине. В любом случае, я надеюсь, что эта тема будет рассмотрена Вами. Поскольку я уверен, что сегодня эта тема уже является политической, угрожающей безопасности украинского государства.

Готовясь к этому заседанию, я успел опросить достаточно большое число экспертов: руководителей медицинских учреждений, практикующих врачей, медицинских сестер, преподавателей медицинских вузов, которые готовят специалистов различных областей медицины. Таким образом, я сумел суммировать мнение людей, работающих в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Львове и Запорожье. Постараюсь быть лаконичным.

1. Готовящаяся сегодня (но не заявленная вслух) передача всей системы высшего и среднего медицинского образования в Министерство образования и науки представляется нам чрезвычайно опасной. Поскольку такой трансформации системы медицинского образования должны предшествовать подготовительные этапы, оценка и предотвращение рисков и многое другое. К сожалению, аргументация наших «революционеров» здесь, в этом вопросе, несостоятельна.

2. Медицинское образование отличается от любого другого большим объемом сугубо практической подготовки с участием будущего объекта воздействия — больного человека. То есть, помимо теоретической подготовки, студенты должны усвоить диагностику и лечение заболеваний на живых людях, научиться видеть и оценивать конкретную ситуацию и принимать решения с учетом огромного многообразия течения болезненных процессов в организме, влияния на эти процессы различных факторов и т.д. Именно поэтому медицинское образование — единственное, которое нигде в мире не получают заочно. Сегодня ситуация с практической подготовкой медицинского персонала в Украине — критическая. Медицинские вузы фактически не имеют собственных университетских клиник, где могли бы осваивать практические навыки студенты-медики. Формально имеющиеся у нас так называемые университетские клиники на самом деле не соответствуют необходимым критериям, общепринятым в цивилизованном и полуцивилизованном мире. Прежняя система взаимодействия практического здравоохранения и медицинских вузов и колледжей во многом разрушена, коррозиро­вана.

В связи с коммерциализацией системы государственного здравоохранения практические врачи не заинтересованы в контакте студентов с пациентами, не заинтересованы в их стажировке, поскольку видят в них будущих нежелательных конкурентов. Именно по этой причине медицинское образование в нашей стране все больше становится кабинетным, то есть заочным. Часто отмечаются отказы в допуске к пациентам и преподавателей, что еще больше усугуб­ляет ситуацию.

3. Значительной проблемой является снижение уровня подготовки детей в общеобразовательных школах. На это обращают внимание все эксперты, участвующие в подготовке медицинского персонала.

4. Непродуманный командно-адми­нистративный переход к Болонской системе обучения в нашем случае привел к смещению акцентов в обучении. Вместо анализа, оценки ситуации и состояния пациента с последующим освоением процесса принятия адекватных решений, система требует заучивания бесконечных тестовых заданий, зачастую низкого качества. Так называемая адаптация зарубежных тестов к родным украинским реалиям превращается в трансформирование со­временных знаний доказательной медицины в привычные архаичные схемы, очень удобные для престарелых советских профессоров.

В результате в ближайшие годы уровень наших молодых специалистов заметно ухудшится.

5. В сравнении с советским периодом резко снизился престиж преподавателя. Реальная зарплата преподавателя в медицинском вузе намного ниже таковой у практических врачей, с учетом «теневых» доходов последних. Это сказывается и на качестве профессионалов, занимающихся подготовкой будущих медиков. Как утверждают компетентные эксперты, средний возраст преподавателей в медицинских вузах приближается к 60 годам.

6. Особую тревогу вызывает последипломное образование профессионалов-медиков в системах Министерства труда и социальной политики и Департамента по вопросам исполнения наказания. Тысячи врачей и медицинских сестер практически лишены там возможности продолжения последипломного образования. Кстати, это никогда не было предметом интереса руководства вышеуказанных ведомств, не обсуждалось на их коллегиях. Скандальные истории последнего времени, случившиеся в интернатах и ставшие предметом Вашего внимания, Виктор Федорович, без всякого сомнения, связаны с этой кричащей проблемой…

7. Формальное, вынужденное следование международным обязательствам Украины, проявляющееся в издании не предназначенных для исполнения документов, — характерная черта отечественного Министерства здравоохранения. Так, 07.07.2009 года приказом МЗ Украины было разрешено так называемое дистанционное последипломное образование врачей. Однако любые практические шаги в этом направлении чиновниками МЗ останавливаются.

8. Серьезным фактором, ухудшающим работу системы, является вполне благополучное и неконтролируемое существование Высшей аттестационной комиссии. Его характеристики: почти открытое написание диссертационных работ другими людьми (разумеется, за денежное или иное вознаграждение); низкий уровень идей, бездоказательность самих представленных исследований и т.д. и т.п. Результатом является следующее: несмотря на многотысячную армию кандидатов и докторов медицинских наук, в международной базе научной медицинской информации MEDLINE работы украинских исследователей можно пересчитать на пальцах одной руки.

9. Особое внимание государству следует обратить на подготовку среднего звена медицинских работников — медицинских сестер. Сугубо формальные новации, вплоть до введения высшего образования для этих работников, не изменили сути: отсутствует полноценное последипломное образование как система. Особый трагизм ситуации заключается в том, что тысячи медицинских сестер работают самоотверженно, но не всегда квалифицированно.

10. Обращает на себя внимание низкое качество учебников и учебных пособий. Вместо того, чтобы создавать общеукраинские учебники группами профессионалов, создаются многочисленные «местечковые» учебники. В отличие от опыта других стран, в том числе и посттоталитарных, руководство Минздрава ни разу не заказало перевод на украинский язык и некоммерческое издание лучших современных учебников и руководств иностранных авторов. Хотя такая издательская политика — норма для Западной Европы, Латинской Америки, Азии. К сожалению, совсем небольшое число преподавателей, студентов и врачей имеет доступ и способно прочесть специальную литературу на иностранных языках.

11. Существующая сегодня в Украине система подготовки и аттестации медицинского персонала, к сожалению, диктует слабую востребованность в стране медицинской литературы, профессиональных книг и журналов. В последние годы книжные магазины и киоски предлагают достаточно большое число изданий как отечественных, так и зарубежных авторов. Проведенные нами маркетинговые исследования в Киеве, Донецке и Харькове (то есть в городах, где работают многие тысячи специалистов-медиков, функционируют медицинские университеты и исследовательские институты) показали, что востребованность специальной литературы там крайне мала. И проблема заключается не так в высокой цене изданий, как в отсутствии необходимости читать современную медицинскую литературу вообще! Оказалось, что в таких знаниях нет необходимости ни при ежедневной работе с пациентами, ни при получении очередных квалификационных категорий, включая и высшую!

С искренним уважением,
С.Ф. ГЛУЗМАН, врач, член Гуманитарного общественного совета



Вернуться к номеру