Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 15 (378) 2011

Вернуться к номеру

Камо грядеши

Авторы: Д.Г. Горяинов, врач-уролог, член Европейской ассоциации урологов, Украинской ассоциации андрологов и сексологов, Российской и Украинской ассоциаций онкоурологов Городская больница № 26, г. Донецк

Версия для печати

Зри в корень.
Козьма Прутков

Если обывателю задать вопрос: «Что не так в отечественной медицине?», то основные проблемы будут тут же оглашены. Однако о причинах этих проблем рядовой житель страны (сознательно избегаю слова «гражданин») предпочитает не задумываться — непривычно, да и неприятно. Нам же сам бог велел. Итак:

1. Отсутствие законодательной базы. Проблема номер один, из которой происходят все остальные. Работа врача, его ответственность перед пациентами и ответственность государства перед работниками госздраво­охранения никак не прописаны.

2. Низкий уровень знаний врачей. В формате узкоспециализированного профессионального издания можно огласить крамольную цифру: большая часть отечественных врачей при их нынешнем уровне знаний на Западе не смогли бы работать даже медсестрами.

Причина проста и понятна всем: нельзя, зарабатывая 1100 гривен в месяц (150 долларов), выделять хоть что-нибудь на самообразование. На такие деньги выжить нереально. Курсы, семинары, англоязычная литература (да простят меня авторы отечественной, но почти вся она — компиляции западных изданий 20-летней давности), подписка на журналы, членство в сообществах съедают всю зарплату, и это если экономить. Из тех же, кто зарабатывает хорошо (обычно это работники клинических больниц, куда простые смертные не трудоустраиваются уже давно), единицы относятся к своему поприщу с должным пиететом, и в этом — третья проблема …

3. Низкий уровень профессиональной этики.

Безнаказанность рождает вседозволенность. В отсутствие контроля со стороны профессиональных сообществ, при почти нулевой юридической активности пациентов, а главное — без внятного законодательства о здравоохранении шарлатаны и просто нечистоплотные медики множатся в геометрической прогрессии. Коллегиальность нужна не для того, чтобы выгораживать неучей, а чтобы не разрушать у пациента веру в медицину.

4. Низкий уровень оснащенности.

Госзакупок оборудования в Украине нет уже более двух лет. На ремонт существующей техники денег тоже не выделяют. Все за счет «привлечения внебюджетных средств», которое вменено в обязанность главным врачам больниц. По сути, государство говорит: «За налоги вам, конечно, спасибо, но дальше вы уж как-нибудь сами».

Эти три кита покоятся на черепахе отсутствия какого-либо внимания к медицине со стороны государства. И ситуация вряд ли будет меняться — низы не могут, а верхи все устраивает. Поэтому если все будет идти тем же чередом, вменяемой государственной медицины в Украине в обозримом будущем не будет. Денег на медицину нет ни у государства — госдолг к концу года составит 42,4 % ВВП, ни у пациентов — средняя зарплата в Украине на январь 2011 года составляла 2297 гривен (250 долларов). Следовательно, идея страховой медицины на западный манер обречена на провал, если только правительство не придумает, как заставить работодателя платить страховой взнос за работников (большей части которых его платить просто неоткуда). Однако, принимая во внимание новый налоговый кодекс, изобилующий преференциями к крупному бизнесу и значительно снижающий привлекательность мелкого предпринимательства, этого не будет.

Итак, госмедицина — безнадежный больной в коме на ИВЛ, и это факт. Как же обстоит дело с медициной частной?

Прежде всего — насколько реально и выгодно заниматься частной практикой в Украине?

Реальность. Приватная медицинская практика в Украине подлежит лицензированию. Лицензиат должен быть ФЛ-П или ООО, иметь соответствующее образование, не менее 3 лет стажа по специальности, а также рабочее место, соответствующее санитарно-гигиеническим и пожарным нормативам. Весьма корявая процедура лицензирования проходит только в Киеве, в Минздраве, и хоть и утомительна, однако выполнима. К тому же агентства, предлагающие свои услуги, просят разумных денег — от 2000 гривен (около 250 долларов) в регионах и около 5000 в Киеве. Итого, с ремонтом небольшого кабинета, оформлением всех бумажек и без покупки оборудования — от 3 месяцев и 4 тысяч долларов. Это посильно, тем более что найти вменяемый лизинг (около 10 % годовых) для покупки медаппаратуры в Украине можно, как ни странно. Вывод: реально.

Выгодность. Медицинский бизнес в Украине считается весьма доходным. Аналитики называют цифры в 15– 30 % рентабельности для небольшого узкоспециализированного центра и от 5–8 до 15–25 % для крупных многопрофильных заведений. Стабильность и низкие риски, связанные с конкуренцией, а также богатый выбор специалистов, согласных работать за очень умеренные деньги, — эти особенности отрасли не могут не привлекать инвесторов. Что же касается мелких игроков, то у отечественных медиков чаще всего просто нет другого выбора: если хочешь зарабатывать, нужно либо бросать медицину, либо работать на себя. Вывод: выгодно.

Итак, мы сегодня находимся в точке бифуркации, когда обстоятельства сами способствуют рождению украинского медицинского бизнеса. Все больше наших коллег, невзирая на страх и отсутствие опыта, переходят на частные рельсы, и, как показывает практика, разочаровавшихся — единицы.

И казалось бы, все хорошо — оформляйся и работай, но давайте посмотрим несколько шире. Ведь речь не только и не столько о том, как устроиться отдельно взятому урологу — это не сложно. Дело в том, что далеко не все врачи могут найти себя в частной медицине. Что делать оперирующим врачам любых специальностей, травматологам, анестезиологам, реаниматологам, врачам скорой помощи? У них нет законных способов реализоваться на частном поприще, а значит, нет и альтернатив медицине государственной. Что делать четырнадцати миллионам сельских жителей, которые частнопрактикующего медика видят в лучшем случае по телевизору? Что делать армии пенсионеров — это тоже люди, не забывайте. А что делать пациенту, который вследствие неграмотных действий врача потерял деньги, время или здоровье? Нет закона, который защитил бы его.

Нам нужна государственная медицина. Работающая, вменяемая, дающая качественную помощь пациентам и достойную оплату врачам. И самое главное — это реально. Даже при том убогом уровне государственного финансирования, который есть сейчас. Не будем кривить душой — пациенты и сейчас платят за лечение. Так почему не сделать эту плату официальной, четко разграничив ее размер для разных категорий населения? Почему не поставить во главе каждой больницы вместо главврача эффективного менеджера-экономиста, который управлял бы финансовыми потоками предприятия, сделав его деятельность максимально прозрачной за счет открытой публикации в Интернете всех финансовых документов? Главной фигурой здравоохранения должен стать врач — знающий, этичный, ответственный. Для того чтобы реализовать эти изменения на деле, нужно новое законодательство, в котором будут прописаны четкие, недвусмысленные правила игры, выгодные для пациента и врача. Пациенты получат качественную помощь, за которую будут нести ответственность квалифицированные врачи, зарабатывающие приличные деньги.

Наиболее эффективным на сего­дня считаю создание независимого профсоюза медиков и профессиональных общественных организаций. Членские взносы, юристы с солидной зарплатой, работающие по контракту, ежемесячные открытые отчеты о проделанной работе. Плюс активные социальные действия — необходимо максимально обострить проблему, заставить задуматься о ней если не всех, то многих. Обсуждения должны быть вынесены из коридоров больниц и кухонь медработников на центральные каналы и первые полосы газет. И рассуждать об этом должны не чиновники, а сами врачи. Нужна максимальная сплоченность медработников и их активная гражданская позиция, что поможет добиться перемен.   



Вернуться к номеру