Газета «Новости медицины и фармации» 16 (379) 2011
Вернуться к номеру
Бронхиальная астма: как преодолеть предубеждения?
В соответствии с документом Глобальной инициативы по лечению и профилактике астмы (GINA, 2006) на сегодня бронхиальной астмой страдают около 300 млн человек в мире. Распространенность бронхиальной астмы в разных странах колеблется от 1 до 18 %, при этом в последние годы отмечена тенденция к росту заболеваемости астмой, особенно среди детей. В то же время современные научные достижения привели к прогрессу в понимании этого заболевания и позволили эффективнее контролировать и лечить его.
К сожалению, около 50 % пациентов плохо контролируют заболевание. Кроме того, пациенты не ожидают серьезных результатов от лечения. Около 90 % считают, что неизбежно будут испытывать симптомы заболевания, которые стали неотъемлемой частью их жизни.
28 апреля 2011 года, в преддверии Всемирного дня астмы, в Киеве был организован круглый стол на тему «Всемирный день астмы: есть ли шанс у украинского пациента достичь контроля над заболеванием?». На мероприятии собрались ведущие специалисты в сфере пульмонологии и аллергологии, а также представители и партнеры социальной программы «Оранж Кард» для обсуждения причины низкого уровня контроля бронхиальной астмы в Украине и путей улучшения ситуации.
При правильном лечении практически все пациенты могут добиться хорошего уровня контроля над бронхиальной астмой и поддерживать его, что дает возможность жить, не испытывая симптомов этого заболевания. О проблемах лечения бронхиальной астмы мы беседуем с д.м.н., профессором Юрием Михайловичем Мостовым.
Начиная с 1998 г. по предложению Глобальной инициативы по борьбе с астмой (GINA) во многих странах мира проводится Всемирный день астмы. Последние несколько лет день астмы проводится и в Украине. Ваше мнение об этом мероприятии: кому оно адресовано и насколько эффективно?
— Несмотря на существенные достижения в диагностике и особенно в лечении бронхиальной астмы, она продолжает оставаться одним из наиболее тяжелых заболеваний человека. Ее негативное влияние в первую очередь проявляется в том, что пациент имеет очень низкое качество жизни, он социально дезадаптирован. Этому необходимо противостоять всеми доступными способами. Причем с появлением высокоэффективных лекарств это вполне реально. Однако по разным причинам тысячи больных во всем мире, в том числе и в Украине, продолжают страдать от этой болезни. Почему? На эту тему можно очень пространно рассуждать, но я сфокусируюсь на основных, с моей точки зрения, причинах.
1. Человек кашляет, периодически ощущает удушье, иногда у него появляется свистящее дыхание, но он не обращается к врачу. Лечится самостоятельно, по совету подобных себе, принимает то, что советуют подобные ему. Не буду детализировать, здесь может быть все что угодно, даже такое, о чем писать неудобно. Могут быть и лекарства (таблетки, микстуры, ингаляторы), которые ему с готовностью без рецепта отпустят в аптеках. Такой человек сам себя загоняет в тупик и попадает к врачам уже в тяжелом состоянии.
2. Кашляющий, задыхающийся человек обращается к врачу, но врач, к сожалению, не знает, как правильно лечить такое состояние, и назначает то, что не помогает пациенту. В лучшем случае этот пациент с опозданием, в более тяжелом состоянии попадает к знающему проблему доктору и лишь через некоторое время при условии, что он будет все правильно выполнять, приведет себя в порядок.
3. Пациент с самого начала болезни попал в хорошие руки, начал правильно лечиться, но, почувствовав улучшение, самостоятельно стал корректировать дозу препаратов, так как ему не по карману длительное время покупать дорогостоящие лекарства. Это снова приводит к ухудшению состояния, и приходится все начинать сначала.
Повторяю, это ключевые, но далеко не исчерпывающие причины, почему астма в мире и в Украине вот уже несколько десятилетий продолжает быть очень актуальной. Такое пространное вступление для того, чтобы сказать: дни астмы очень нужны и очень полезны. Если в этот день врачи-специалисты выступят перед своими коллегами, семейными врачами, терапевтами, врачами других специальностей и еще раз сконцентрируют внимание на разных аспектах астмы — от своевременной диагностики до современного лечения, и после этого часть слушателей пересмотрит свои взгляды, пополнит багаж своих знаний — это принесет пользу пациенту. К тому же если в этот день журналисты газет, радио, телевидения встретятся со специалистами, выслушают их, зададут вопросы и потом все это профессионально перескажут своим читателям, то, уверен, определенная часть людей обратится к врачу для уточнения диагноза или коррекции лечения.
Повторяю, проведение таких мероприятий очень важно. Это надо делать! Мало того, надо думать над разными форматами их организации. Но при этом нужно понимать, что никакие разовые мероприятия, какими бы они масштабными не были, не будут эффективны, если не проводить постоянной будничной работы, постоянной пропаганды среди населения, упорной работы с врачами. Думаю, что пора и функционерам самого высокого уровня обратить внимание на проблемы, связанные с заболеванием органов дыхания. Эксперты ВОЗ довольно неоптимистичны в своих прогнозах. Бронхиальная астма, хроническое обструктивное заболевание легких (ХОЗЛ) тяжелым социальным грузом лежат на экономике каждой страны, поэтому разрабатываются разноуровневые долгосрочные программы борьбы с этими недугами как среди населения, так и среди врачей. Это нужно делать и у нас, что даст свой эффект. Ведь государственная программа по противостоянию гипертонической болезни принесла успех. Успех будет, если что-то подобное будет направлено и на борьбу с бронхиальной астмой и хроническим обструктивным заболеванием легких.
Какие, с вашей точки зрения, трудности испытывает сегодня врач, курируя пациента с бронхиальной астмой, и какие трудности испытывает больной?
— Грамотный, знающий врач, который вооружен государственным согласительным документом (Приказ № 128 МЗ Украины 2007 г.) и современными знаниями о заболевании, способен оказать высокоэффективную помощь подавляющему большинству пациентов. Известно, например, что регулярное применение флютиказона, сальметерола (Серетида), одного из лучших в мире противоастматических средств, достоверно уменьшает потребность в применении быстродействующих препаратов и пациент 88 % дней в году ими не пользуется, а 80 % пациентов, достигших контроля, продолжали его поддерживать с помощью Серетида. Самое сложное — приобщить пациента к партнерству, убедить его в том, что только регулярное, длительное применение лекарств способно обеспечить ему достойное качество жизни.
У не знающего проблему врача при контакте с больным бронхиальной астмой возникает масса вопросов. Но ответов у него не будет, пока он не выучит то, что должен знать теперь уже каждый семейный врач. У основной массы больных бронхиальной астмой в Украине одна проблема — за что купить лекарство. И в первую очередь из-за этого у нас значительно больше больных с тяжелой астмой, чем в других странах мира. Когда исчезнет эта проблема, я не знаю. Но по этой причине большинство больных в Украине пользуются «скоропомощными» лекарствами, истощая свою сердечно-сосудистую и нервную систему, способствуя прогрессированию астмы. В связи с этим следует отметить то, что произошло около семи лет назад в нашей стране благодаря организованной компанией «ГлаксоСмитКляйн» социальной программе «Оранж Кард». Благодаря этой программе пациенты, страдающие бронхиальной астмой, хроническим обструктивным заболеванием легких, могут приобретать Серетид со значительной скидкой. Участниками проекта «Оранж Кард уже стало более чем 70 000 больных. Я считаю, что программа «Оранж Кард» — один из наиболее значимых гуманистических проектов, которые реализованы в нашей стране в новой ее истории. Было бы очень полезно, чтобы и другие компании, производящие жизненно важные лекарства, выступили с подобными инициативами. Это была бы реальная помощь страждущему человеку, который пока не защищен страховой медициной и очень мало защищен государством вообще.
О других проблемах. Пациенты с бронхиальной астмой не могут контролировать свое состояние, как это могут делать больные гипертонической болезнью, измеряя себе артериальное давление. Больному астмой, хроническим обструктивным заболеванием легких нужен пикфлуометр. Их нет. Поэтому наши пациенты не могут объективно оценивать эффективность принимаемого лечения, узнать, есть ухудшение или состояние стабильное. Все пока происходит по ощущениям, а это неправильно. Еще одна проблема. Я считаю, что в Украине пока еще недостаточно используется небулайзерная терапия. В аптечной сети есть небулайзеры, есть небулы. Та же компания «ГлаксоСмитКляйн» первая рискнула зарегистрировать в стране Вентолин и флютиказона пропионат в небулах. Их применение показано при обострениях астмы, ХОЗЛ. Они должны быть у больных дома. Небулизация должна проводиться врачами скорой помощи, в отделениях, когда состояние больного ухудшилось. Но все это делается лишь эпизодически, в отдельных клиниках, в отдельных городах. Это направление требует более активного развития. Взамен этого все еще продолжается тотальная «эуфиллинизация» больных бронхиальной астмой. Делая это, врачи серьезно подрывают здоровье больных. Существует также проблема стероидофобии. Врачей, которые боятся гормонов, стало значительно меньше. Но даже той части, что продолжает их бояться, достаточно, чтобы компрометировать эти уникальные по своей сути лекарственные средства. Они спасли миллионы жизней, они изменили к лучшему течение сотен болезней, в том числе и течение бронхиальной астмы. Не устаю повторять: современные ингаляционные глюкокортикостероиды, особенно те, что соединены с бронхорасширяющими лекарствами и «закованы» в высококачественные доставочные устройства, не способны вызвать побочных эффектов. Если ими правильно пользоваться, то человек живет с астмой, но не замечает ее. Не хочу быть банальным, но вынужден сказать простейшую истину: в умелых руках даже яд становится лекарством, в неумелых руках скальпель, призванный спасать жизни, становится смертоносным оружием. Так и с гормонами. Такие вот ассоциации.
Известно, что распространенность бронхиальной астмы в мире составляет 4–7 %, а в Украине она на порядок ниже и составляет всего 0,4–0,6 %. В чем причина? И как изменить ситуацию?
— Виновниками данной ситуации, с одной стороны, являются наши потенциальные пациенты, которые, имея приступообразный кашель, легкие приступы удушья и другие признаки болезни, не обращаются к врачам. С другой стороны, врачи, нередко видя типичные симптомы, не ставят диагноз астмы, а долгое время ведут больных под другими диагнозами — бронхит, ларингит, острая респираторная инфекция. Следовательно, нужно образовывать и население, рассказывая о признаках этой болезни, и врачей. В нашей стране в этом плане, с моей точки зрения, достигнуты определенные успехи. Это касается в первую очередь образования врачей. Под эгидой Национального института фтизиатрии и пульмонологии им. Ф.Г. Яновского НАМН Украины на государственном уровне регулярно проводятся съезды, конгрессы, научно-практические конференции, симпозиумы. Цель этих мероприятий, с одной стороны — донести до врачей то новое, что появилось по проблеме, с другой — обучить основам, приобщить к работе с согласительными документами, научить, как выстроить партнерские отношения с пациентами, без которых не будет положительного результата. Подобная деятельность проводится в регионах. Очень большую работу по образованию врачей Украины в вопросах диагностики и лечения бронхиальной астмы проводит компания «ГлаксоСмитКляйн». По ее инициативе начиная с 2008 года для врачей нашей страны проводятся образовательные семинары. За этот период в семинарах приняло участие около 7000 терапевтов из 24 областей Украины. Важность этого мероприятия трудно переоценить. К чтению лекций привлечены ведущие пульмонологи областных центров, сотрудники кафедр медицинских университетов. По отзывам врачей, после таких занятий их знания по проблеме бронхиальной астмы значительно улучшились и они себя чувствуют более уверенно, курируя пациентов. Все это в сумме вскоре даст свой результат, и наша статистика приблизится к мировой. Однако надо быть реалистом и понимать, что решение проблемы диагностики и лечения бронхиальной астмы, как и других хронических заболеваний человека, не простая задача. Ее решение возможно при суммации усилий государства, врачей и пациентов. Сложно все собрать в один «кулак», но к этому нужно стремиться, что мы и делаем.
Как вы думаете, избавится ли когда-нибудь человечество от такого заболевания, как бронхиальная астма? И еще вопрос: можно ли вылечить это заболевание?
— Мне представляется, что бронхиальная астма — это то заболевание, которое было, есть и, к сожалению, будет существовать столько, сколько будет существовать человеческая цивилизация. Однако следует отметить, что это заболевание, как и многие другие заболевания человека, трансформируется. Мы, к счастью, перестали видеть больных в тяжелом астматическом состоянии. Данный термин даже исчез из международных согласительных документов. Это произошло благодаря появлению современных лекарств, в первую очередь ингаляторных глюкокортикостероидов. Бронхиальная астма не исчезнет, но думаю, она станет значительно менее трагическим заболеванием, более мягким. А относительно того, можно ли излечиться от этого заболевания... Сложный вопрос. Я в своей практике имею наблюдения, когда пациент, заболев бронхиальной астмой, лечившись годами, в последующем не обращается за медицинской помощью, причем не принимая лечения. Потом случается какая-то провокационная ситуация. Приступ. Лечение. Благополучный исход и снова годами затишье. У ряда пациентов, наоборот, несмотря на проводимое лечение, часто происходят обострения. Есть такие, которые строго придерживаются рекомендаций врача, принимают базисное лечение и годами живут без приступов, без обострений.
Поэтому на вопрос, можно ли вылечиться от бронхиальной астмы, однозначно ответить не могу. Многое зависит от генотипа, а многое — от фенотипа болезни. Может быть неожиданный ответ на лечение, но это мое мнение. И еще одно: многое зависит от психологии. Нужно бороться против болезни, нужно бороться за здоровье! И лучше бороться за здоровье, когда ты здоров. Это очень большой труд.
Подготовила Т. Брандис
Печатается при поддержке компании
«ГлаксоСмитКляйн»