Газета «Новости медицины и фармации» Гастроэнтерология (390) 2011 (тематический номер)
Вернуться к номеру
Болезнь Уиппла
Авторы: Ю.В. Линевский, д.м.н., профессор, К.Ю. Линевская, к.м.н., доцент, К.А. Воронин, аспирант, Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, кафедра внутренней медицины им. А.Я. Губергрица и кафедра внутренней медицины № 2
Версия для печати
Болезнь Уиппла — редкое заболевание тонкой кишки инфекционной природы, обусловленное накоплением в собственном слое ее слизистой оболочки, в мезентериальных лимфатических узлах и лимфатических сосудах, а также в многочисленных периферических лимфоузлах и органах макрофагов с включениями бактерий Tropheryma Whipplei. Они названы в честь описавшего в 1907 году это заболевание американского патолога Джорджа Хойта Уиппла (G.H. Whipple) [13], впоследствии лауреата Нобелевской премии за решение проблемы лечения и профилактики пернициозной анемии.
Впервые прижизненно заболевание было диагностировано в 1947 году E. Oliver-Pascual с соавторами. Связь заболевания с инвазией бактериальной инфекции установлена в 1961 году W.C. Chears Jr. с соавт. Ее характер был идентифицирован к 1992 году D.A. Relman с соавт., а геном расшифрован к 2003 году D. Raoult с соавт. [11].
У мужчин болезнь Уиппла встречается в 5 раз чаще, чем у женщин.
Патогенез. T.Whipplei обнаруживается в фекалиях человека и сточных водах. Полагают, что заражение ею человека происходит фекально-оральным путем [6]. Заболевание развивается у лиц с дефектом Т-клеточного иммунитета, заключающимся в неспособности макрофагов вырабатывать антитела к T.Whipplei. Получены данные, свидетельствующие о возможной связи этого феномена с избыточной выработкой ИЛ-12, который подавляет синтез ИФН-g Т-клетками, ответственными за активацию макрофагов. Последнее, возможно, является следствием наличия генетических дефектов, связанных с HLA-B27.
В результате проникновения через слизистую оболочку тонкой кишки T.Whipplei попадают в макрофаги, которые накапливаются в мезентериальных и периферических лимфатических узлах, перикарде, плевре, печени, мозговых оболочках, суставах. Вследствие этого происходит расстройство микроциркуляции лимфы, блокирование лимфатических путей. Ворсинки слизистой оболочки тонкой кишки переполняются лимфой с образованием полостей, заполненных жиром. Происходит экссудация лимфы в полость кишки. Таким образом, развивается энтеропатия с потерей белка и лимфы. Возможно скопление жидкости в перикарде, плевральных полостях, брюшной полости, суставах.
Клиника. В начале заболевания в течение нескольких лет отмечаются слабость, субфебрилитет, артралгии [3]. Затем развивается хроническая диарея, усиливается боль в суставах, присоединяется боль в мышцах, костях, нередко боль в животе и метеоризм с преимущественной локализацией в околопупочной области.
Причиной болей в суставах может быть серонегативный полиартрит с вовлечением крупных суставов, протекающий без деструктивных изменений и резидуальной деформации.
Больные теряют в весе, возможны вовлечение в процесс легких, плевральный выпот, увеличение периферических и мезентериальных лимфоузлов, поражение эндокринных органов в виде гипотиреоза, орхита, эпидидимита. Пальпация увеличенных лимфоузлов не выявляет их болезненности.
В результате инфильтрации миокарда, перикарда и эндокарда макрофагами часто отмечается поражение сердца в виде увеличения его размеров, появления сердечных шумов, нарушения ритма и даже остановки сердечной деятельности [7].
Нередко присутствуют различные признаки поражения нервной системы (судорожные приступы, атаксия, офтальмоплегия, нарушение черепно-мозговой иннервации, гипоталамическая симптоматика, нарушения функции глазодвигательной и мимической мускулатуры, изменение сознания, психики и др.).
Установлена возможность бессимптомного течения болезни Уиппла.
Лабораторно-инструментальные исследования. В крови нередко определяются признаки воспаления (лейкоцитоз, увеличение СОЭ и др.), синдрома нарушенного всасывания (гипопротеинемия, гипоальбуминемия, гипокальциемия, гипокалиемия и т.п.). Копрограмма характеризуется наличием стеатореи. Количество жира, теряемое с калом, может достигать 50 г/сут. Обнаруживаются нарушенными пробы на изучение всасывательной функции тонкой кишки.
При компьютерной томографии и УЗИ могут выявляться увеличенные медиастинальные и забрюшинные лимфоузлы, асцит, плевральный и перикардиальный выпот.
В связи с лимфостазом эндоскопия выявляет утолщенные складки двенадцатиперстной и верхних отделов тонкой кишки, набухшие солитарные фолликулы.
Важная роль в верификации диагноза болезни Уиппла пренадлежит гистологическому исследованию биоптатов слизистой двенадцатиперстной и тонкой кишки, выявляющему булавовидную форму, укорочение и утолщение ворсин, крупные с пенистой цитоплазмой ШИК-положительные клетки (своеобразные макрофаги с PAS-позитивными гранулами — лизосомный материал, содержащий бактерии на разных стадиях разрушения). Иногда внутри макрофагов и внеклеточно определяются бациллоподобные тельца. Эти клетки могут выявляться в биоптатах и других пораженных тканях (лимфоузлы, печень, легкие, желудок, сердце, синовиальная оболочка и др.), спинномозговой жидкости. В биоптатах слизистой оболочки двенадцатиперстной и тонкой кишки выявляется дилатация лимфатических сосудов.
Электронная микроскопия биоптатов слизистой оболочки тонкой кишки обнаруживает большое количество грамположительных бацилл.
В числе наиболее точных методов диагностики болезни Уиппла — ПЦР на выявление ДНК T.Whipplei в крови и других биологических средах (синовиальная жидкость, желудочный сок, слюна, фекалии и др.) [1, 9, 12].
Большей специфичностью обладает иммунохимическая окраска антител, вырабатываемых против T.Whipplei в исследуемых биоптатах пораженных тканей и жидкостей организма, моноцитах крови [5].
Стратегия диагностики должна базироваться на постановке ШИК-реакции и ПЦР с биоптатами слизистой двенадцатиперстной кишки [4]. При положительной ШИК-реакции и отрицательной ПЦР следует проводить иммунохимическое исследование с определением антител к T.Whipplei. В случаях положительной ПЦР и отрицательной ШИК-реакции рекомендуется для подтверждения болезни Уиппла выполнение ПЦР с образцами других тканей. В сомнительных случаях следует проводить ПЦР со слюной, кровью, фекалиями. Положительный результат подтверждает наличие болезни Уиппла [4].
Следует иметь в виду, что сходная с болезнью Уиппла инфильтрация слизистой оболочки ШИК-положительными макрофагами может наблюдаться у ВИЧ-позитивных пациентов, при коринебактериозе, саркоидозе, гистоплазмозе, разных микозах [2].
Дифференциальную диагностику болезни Уиппла следует проводить с общей вариабельной гипогаммаглобулинемией, лимфомой, болезнью Крона, целиакией, туберкулезом кишечника.
Болезнь Уиппла следует исключать у больных с лихорадкой, лимфоаденопатией, полиартралгией неясного генеза и полисерозитом [4].
Лечение. Основной в лечении болезни Уиппла является длительная антибактериальная терапия. Предпочтение следует отдавать препаратам, способным проникать через гематоэнцефалический барьер. Возможно использование цефтриаксона по 2 грамма или меропенема по 3 грамма ежедневно в течение 2 недель, стрептомицина (1 г/день) вместе с пенициллином (1,2 млн Ед/день), триметоприма (160 мг) с сульфаметоксазолом (800 мг) 2 раза в сутки 1–2 года, многомесячное применение препаратов тетрациклинового ряда.
In vitro установлена способность левофлоксацина и цефтриаксона оказывать воздействие на T.Whipplei.
Имеются указания на необходимость отдавать предпочтение антибактериальной терапии на протяжении 12–18 месяцев [8].
Для повышения эффективности доксициклина (200 мг/сут) рекомендовано сочетать его со щелочными средствами.
Больным с симптомами вовлечения в процесс нервной системы предложено использование сульфаметоксазола в повышенных дозах [8]. Имеется положительный опыт использования в таких случаях ИФН-g в течение года (T. Schneider и соавт., 1998).
Проводится также лечение, направленное на коррекцию синдрома нарушенного всасывания. В связи с плохой абсорбцией жира показано заменять его средне- и короткоцепочечными триглицеридами (жировой энпит, порталак), так как они всасываются не в заблокированную лимфатическую систему, а в портальную вену [4]. Нарушение водно-электролитного обмена корригируется внутривенными вливаниями белковых и солевых растворов.
Улучшение при адекватном лечении отмечается уже через 2–4 недели.
Ближайший прогноз при адекватном лечении благоприятный. Отдаленный прогноз определяется частотой, выраженностью обострений и характером лечения, за исключением случаев с поражением нервной системы. В такой ситуации продолжительность жизни не превышает 4 лет. Возможна инвалидизация больных с частыми рецидивами болезни и течением заболевания, ограничивающим трудоспособность.
1. Гребенев А.Л., Мягкова Л.П. Болезни кишечника (современные достижения в диагностике и терапии). — М.: Медицина, 1994. — 400 с.
2. Дорофеев А.Э., Звягинцева Т.Д., Харченко Н.В. Заболевания кишечника. — Донецк, 2010. — 532 с.
3. Логинов А.С., Парфенов А.И., Полева Н.И. Болезнь Уиппла: результаты длительного наблюдения // Тер. арх. — 1998. — № 9. — С. 35-41.
4. Парфенов А.И. Энтерология: Руководство для врачей. — 2-е изд. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. — 880 с.
5. Dumler J.S., Baisden B.L., Yardley J.H., Raoult D. Immunodetection of Tropheryma Whipplei in intestinal tissues from Dr. Whipple’s 1907 patient // N. Engl. J. Med. — 2003. — № 348. — Р. 1411-1412.
6. Fenollar F., Lepidi H., Gerolami R., Drancourt M., Raoult D. Whipple disease associated with giardiasis // J. Infect. Dis. — 2003. — V. 188. — Р. 828-834.
7. Fenollar F., Lepidi H., Raoult D. Whipple’s endocorditis: review of the literature and comparisonswith a fever, Bartonella infection, and blood culture-positive endocarditis // Clin. Infect. Dis. — 2001. — V. 33. — Р. 1309-1316.
8. Fenollar F., Puechal X., Raout D. Whipple’s disease // NEJM. — 2007. — V. 356, № 1. — Р. 55-66.
9. Misbuh R., Napstone N.P. Whipple’s disease revisited // J. Clin. Pathol. — 2000. — № 53. — Р. 750-755.
10. Puechal X. Whipple’s disease and arthritis // Curr. Opin. Rheumatol. — 2001. — № 13. — Р. 74-79.
11. Raoult D., Ogata H., Audic S. et al. Trapheryma Whipplei Twist: a human pathogenic Actinobacteria with reduced genome // Genome Res. — 2003. — № 13. — 1800-1809.
12. Relman D.A., Schmidt T.M., MacDermott R.P. et al. Identification of the uncultured bacillus of the Whipple disease // N. Engl. J. Med. — 1992. — № 327. — Р. 293-301.
13. Whipple G.H. A hitherto undescribed disease characterized anatomically by deposits of fat and fatty acids in the intestinal mesenteric lymphatic tissues // Bull. John. Hosp. — 1907. — V. 18. — Р. 382-391.