Газета «Новости медицины и фармации» Акушерство, гинекология, репродуктология (381) 2011 (тематический номер)
Вернуться к номеру
Оценка функционального состояния эндотелия у здоровых беременных
Авторы: Е.П. Гнатко, Т.А. Димасси, А.И. Матвеев, г. Киев
Версия для печати
Сосудистая стенка — сложная биологическая система, обладающая генетически детерминированным множественным набором функций. На сегодняшний день установлено, что эндотелий контролирует сосудистый тонус, рост гладкомышечных клеток, тромбообразование, фибринолиз и многие другие процессы [1]. Клетки сосудистого эндотелия синтезируют и секретируют в кровоток два основных фактора, которые тормозят адгезию и агрегацию тромбоцитов, — простациклин (простагландин-1, -2) и эндотелийзависимый фактор расслабления — окись азота (NО). Простациклин и оксид азота синергично воздействуют на агрегацию тромбоцитов. Сосудистый тонус эндотелий регулирует через освобождение сосудорасширяющих и сосудосуживающих факторов и модулирует сократительную активность гладкомышечных клеток [1, 2].
В норме сосудистый эндотелий образует многофункциональную границу между циркулирующей кровью и различными тканями и органами организма. Он составляет полупроницаемый барьер для макромолекул, а также обладает антитромбогенным потенциалом для поддержания текучести крови.
Сосудистый эндотелий, выстилающий кардиоваскулярную систему, является постоянным объектом для различных механических нагрузок, возникающих при пульсирующем кровотоке. Они включают в себя жидкостную сдвигающую нагрузку, циркулярное напряжение и гидростатическое давление. Находясь в прямом контакте с кровью, эндотелий испытывает в особенности фрикционную нагрузку (сдвигающий стресс стенки), возникающую при токе вязкой жидкости.
Сосудистый эндотелий является динамически изменяющейся поверхностью, структурные и функциональные свойства которой реагируют на различные стимулы, как локальные, так и системные, и фенотипические превращения в дисфункциональное состояние могут быть патогенным фактором риска сосудистых нарушений. В физиологических условиях преобладает освобождение релаксирующих факторов. При различных состояниях сосудистой системы способность эндотелиальных клеток освобождать релаксирующие факторы может уменьшаться, тогда как образование сосудосуживающих факторов сохраняется или увеличивается, т.е. формируется состояние, определяемое как дисфункция эндотелия [2, 3].
На сегодня наиболее доступным неинвазивным методом оценки состояния эндотелия являются исследования эндотелийзависимой вазодилатации (ЭЗВД) плечевой артерии с помощью пробы с реактивной гиперемией и использованием ультразвука высокого разрешения, разработанным D. Celermajer и соавт. [3]. В качестве эндотелийзависимого стимула используется механический фактор — окклюзия сосудов, ограниченная временем, с изменением реакции сосудов на реактивную гиперемию.
Гиперемическая реакция плечевой артерии на окклюзионную пробу состоит из расширения артерии вследствие выделения вазоактивных веществ. Эндотелий контролирует артериальное давление и обратное давление, создаваемое мышечным слоем сосудов [4, 5]. Именно с угнетением релаксирующего фактора большинство исследователей связывают нарушения эндотелийзависимой вазодилатации [2, 6, 7].
Цель работы: оценить функциональное состояние эндотелия у здоровых беременных в третьем триместре гестации по результатам потокозависимой вазодилатации.
Материал и методы
Под нашим наблюдением находилось 24 здоровых беременных в третьем триместре гестации с физиологическим течением беременности.
Сосудодвигательная функция эндотелия изучалась с помощью определения динамики кровотока (допплерометрии) по a. brachialis и ее диаметра в состоянии покоя и во время реактивной гиперемии. Исследование проводили утром натощак после 10 минут покоя.
Исследование сосудов проводили с помощью ультразвуковой системы VOLUSON-530 (Австрия) датчиком с частотой 7,5 МГц. Плечевую артерию лоцировали в продольном срезе на 2–10 см выше локтевого сгиба. Диаметр плечевой артерии измеряли на фиксированном расстоянии между средним и адвентициальным слоем артерии. Исследование проводили троекратно по стандартной методике, предложенной D. Celermajer (1992). Параллельно проводился мониторинг скоростных показателей в сосуде. Потом на плечо выше зоны измерения накладывали пневматическую манжету и накачивали ее на 50 мм рт.ст. выше систолического давления беременной. Длительность фазы окклюзии составляла 4 минуты. Динамическую оценку диаметра a. brachialis и количественных параметров кровотока проводили на 30-й, 90-й секунде и на 3, 5 и 7-й минуте после декомпрессии.
Определяли диаметр a. brachialis (D), пиковую систолическую скорость (Vps), максимальную конечно-диастолическую скорость (Ved) до и после пробы. Эндотелийзависимую вазодилатацию высчитывали как отношение диаметра артерии на фоне реактивной гиперемии к диаметру артерии в состоянии покоя и выражали в процентах. Изменения скоростных показателей также высчитывали в процентах. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием статистического пакета Statistica 5.0 для Windows-98 с выведением М ± m и достоверностью отличий (Р) по критерию Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
Средний возраст обследованных составил 23,9 ± 1,2 года. Анализ менструальной функции у беременных данной группы показал, что в наступлении менструальной функции и ее последующем течении нарушений не было ни у одной женщины. Первобеременных было 7 (29,2 %), повторнобеременных — 17 (70,8 %). Среди женщин, имевших ранее беременность, осложнений после абортов, во время беременности и в родах не было.
Клинико-лабораторное обследование, проведенное всем беременным согласно приказам МЗ Украины, отклонений не выявило. Состояние фетоплацентарного комплекса оценено как функционально полноценное.
Оценка функционального состояния эндотелия у здоровых беременных и по результатам потокозависимой вазодилатации показала следующее.
Величина среднего диаметра плечевой артерии в покое у здоровых беременных составила 3,7 ± 0,3 мм, после окклюзионной пробы — 4,2 ± 0,21 мм, т.е. на фоне реактивной гиперемии дилатация увеличивалась на 12,7 % от исходного диаметра, что, по данным литературы, считается нормальной реакцией артерии на реактивную гиперемию [4] и свидетельствует о сбалансированном состоянии между суживающей просвет силой тонического состояния сосуда и растягивающей изнутри величиной тока крови.
Допплерометрические исследования показали, что средняя скорость кровотока в a. brachialis у здоровых беременных составила до пробы 48,2 ± 2,0 см/с, а после пробы — 76,4 ± 1,3 см/с. Полученный прирост величины показателя составил 58,8 % от величины исходного уровня, что указывало на положительный сосудистый эффект в ответ на функциональную пробу.
Полученные данные у здоровых беременных свидетельствовали, что физиологическое течение беременности сопровождается определенным балансом основных вазоактивных факторов эндотелиального происхождения, способствующих поддержке адекватной реакции плечевой артерии в ответ на окклюзионную пробу.
Таким образом, проведенные исследования показали, что у здоровых беременных при физиологической беременности происходит адекватное усиление кровотока и потокозависимая вазодилатация плечевой артерии свидетельствует о сохранной эндотелиальной функции сосудистой системы.
Выводы
При физиологически протекающей беременности, сопровождающейся соответствующими изменениями гомеостаза и гемодинамики, которые обеспечивают ее нормальное течение для матери и плода, в нормально функционирующем эндотелии сохраняется равновесие между констрикторными и дилатирующими механизмами.
Оценка функционального состояния эндотелия с помощью потокозависимой вазодилатации является адекватным неинвазивным методом оценки характера эндотелиальной функции у беременных и может использоваться как ранний тест для адекватной коррекции нарушений механизмов регуляции сосудистого тонуса в целях поддержания соответствующего гомеостаза и профилактики осложнений беременности, родов и патологии плода и новорожденного.
1. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. — М.: Медицина, 1987. — 108 с.
2. Супряга О.М. Роль эндотелиальной дисфункции в генезе гипертензивных состояний у беременных // Акушерство и гинекология. — 1995. — № 6. — С. 5-9.
3. Затейщиков Д.А., Минушкина Л.О., Кудряшова О.Ю. Функциональное состояние эндотелия у больных артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца // Кардиология. — 2000. — Т. 40, № 2. — С. 14-17.
4. Celermajer D.S., Sorensen К.Е., Gooch V.М. et al. Non-invasive detection of endothelial dysfunction in children and adults at risk of atherosclerosis // Lancet. — 1992. — Vol. 340, № 8828. — P. 1111-1115.
5. Иванова О.В., Балахонова Т.В., Соболева Г.Н. Состояние эндотелийзависимой вазодилатации плечевой артерии у больных гипертонической болезнью, оцениваемое с помощью ультразвука высокого разрешения // Кардиология. — 1997. — № 7. — С. 41-45.
6. Апресова К.Г., Гончаренко Н.И. Функциональное состояние эндотелия у беременных с артериальной гипотонией // Здоровье женщины. — 2006. — № 4(28). — С. 91-92.
7. Ferreira-Almeida J.A., Amen- ta F., Cardoso F., Polonia J.S. Asosciation of endothelium and noradrenaline with increased calcium channel binding sites in the placental bed in pre-eclampsia // Br. J. Obstet. Gynecol. — 1998. — Vol. 105, № 10. — P. 1104-1112.