Газета «Новости медицины и фармации» 3 (401) 2012
Вернуться к номеру
Препарат Фосфоглив® — новые возможности в гепатологии
Как известно, хронические вирусные гепатиты — это проблема, которая актуальна как для зарубежного сообщества, так и для нашей страны. И хотя вакцинация населения против гепатита В, различные образовательные программы и повышение уровня жизни позволили снизить показатели заболеваемости острыми гепатитами, для хронических форм вирусных гепатитов подобной тенденции добиться пока не удалось. Традиционная фармакотерапия хронических гепатитов — это достаточно дорогая и сложно решаемая проблема во всех странах мира, заставляющая специалистов работать над созданием новых, более перспективных препаратов. Российские ученые успешно справились с ее решением, создав уникальный препарат на основе растительного сырья — Фосфоглив®, не имеющий аналогов на фармацевтическом рынке. Фосфоглив® — это единственный препарат для лечения гепатитов и гепатозов различной этиологии, цирроза, хронических дерматозов, оказывающий двойное действие — этиотропное и патогенетическое, и производящийся с применением оригинальных современных нанотехнологий.
Фосфоглив® — это первый лекарственный препарат, объединяющий в себе свойства гепатопротектора и противовирусного препарата, который действует на ДНК и РНК типы вирусов. Объединение этих двух механизмов в составе одной композиции позволило сделать вывод, что полученный препарат не просто представляет собой сумму этих двух составляющих, а обладает синергическим (превышающим простое суммирование) лечебным эффектом в отношении заболеваний печени. Один из основных компонентов этого препарата — фосфатидилхолин — обладает способностью восстанавливать структуру печеночных клеток, действуя как «мембранный клей», «заклеивающий» дефекты поврежденных биологических мембран. Этот компонент Фосфоглива® является основным действующим началом, при этом он нормализует белковый, липидный обмен, предотвращает потерю гепатоцитами ферментов, восстанавливает детоксирующую функцию печени. Фосфатидилхолин ингибирует формирование соединительной ткани, что значительно снижает риск возникновения фиброза и цирроза печени, улучшая прогноз заболевания и качество жизни пациентов.
Вторым компонентом Фосфоглива® является глицирризиновая кислота — соединение с антивирусной активностью, подавляющей репродукцию вирусов в печени и других органах за счет стимуляции продукции интерферонов, повышения фагоцитоза, увеличения активности естественных киллеров. Благодаря мембраностабилизирующему и антиоксидантному эффекту повышает гепатопротекторные свойства фосфолипидов, оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие.
Новизна и уникальность Фосфоглива® заключается и в совершенно новой технологии приготовления сухой гранулированной порошкообразной формы соевого фосфолипида, что не удавалось никому в прошлом. Это расширило возможности хранения препарата в капсулах в течение нескольких лет. Оригинальная технология получения инъекционной формы позволила создать уникальную фосфолипидную наносистему эмульгированных мицелл и липосом, представляющую собой устойчивые частицы со средним диаметром 30–50 нм, не содержащую токсичных поверхностно-активных соединений (детергентов). Процедура получения тонкой эмульсии сложных мицелл, способных храниться в сухом состоянии в течение 5–6 лет, составляет основу технологии изготовления этого препарата. Для пациентов это очень важно, так как они получают активный препарат, а не продукт метаболизма действующих веществ в капсуле или ампуле.
Фосфоглив прошел полный цикл клинических испытаний при широком спектре заболеваний под руководством ведущих российских ученых — академика РАМН проф. В.Ф. Учайкина, академика РАМН проф. В.Т. Ивашкина, член-корр. РАМН проф. О.А. Дунаевского, проф. Э.И. Гальперина и др.
На базе Российского ГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию было проведено исследование по изучению эффективности Фосфоглива в комплексной терапии HCV-инфекций и микстинфекций HCV + HBV.
Основную группу больных, получавших наряду с базисной терапией лечение Фосфогливом, составили 30 пациентов: 10 — с ОГС, 10 — с обострением ХГС и 10 — с микст-инфекцией ОГВ + ХГС. Фосфоглив вводили внутривенно струйно в виде растворенного в 10 мл апирогенной воды 2,5 сухого лиофилизированного порошка 1 р/д, через день. Каждый пациент получал всего 12 инъекций фосфоглива, 30 г на курс. Лечение продолжалось 22 дня. Контрольную группу пациентов, получавших только базисную терапию, составили больные с различными формами ГС средней тяжести (41), из них 12 пациентов с ОГС, 14 — с обострением ХГС и 15 — с микст-инфекцией ОГВ + ХГС.
Клинический эффект Фосфоглива оценивался по следующим критериям: улучшение общего состояния больного, исчезновение симптомов интоксикации (слабость, тошнота, анорексия), исчезновение желтушности кожи, ахолии стула, темной мочи, снижение уровня билирубина, активности АлАТ и АсАТ, исчезновение RNA HCV и DNA HBV в сыворотке крови.
Находящиеся под наблюдением больные основной и контрольной групп были сопоставимы по полу, возрасту и численному составу. Среди пациентов контрольной группы генотип HCV отмечался у 3 больных с ОГС и у 8 с ХГС. Среди пациентов основной группы этот генотип был отмечен у 1 больного с ОГС и у 2 больных с ХГС.
У всех пациентов, получавших базисную терапию и в комплексе с ней внутривенно Фосфоглив®, наблюдалась положительная динамика основных клинических симптомов. При лечении Фосфогливом® достоверно меньшей была продолжительность слабости у пациентов с ОГС (4,3 ± 0,2 дня, р < 0,05) и ОГВ + ХГС (4,6 ± 0,2 дня, р < 0,01) по сравнению с больными контрольной группы (ОГС — 6,1 ± 0,7 дня, ОГВ + ХГС — 8,6 ± 1,1 дня). Анорексия также достоверно быстрее исчезала в основной группе больных с ХГС (3,6 ± 0,8 дня, р < 0,05) и ОГВ + ХГС (6,5 ± 0,6 дня, р < 0,05) по сравнению с пациентами из группы сравнения (ХГС — 8,5 ± 0,7 дня, ОГВ + + ХГС — 9,0 ± 0,7 дня).
Продолжительность тошноты была достоверно меньшей в основной группе по сравнению с контролем только у больных с ОГС (р < 0,05) и в среднем составляла 3,5 ± 0,5 дня. Боли в правом подреберье достоверно быстрее регрессировали только у пациентов с ХГС (4,1 ± 0,3 дня, р < 0,05), получавших Фосфоглив®, по сравнению с пациентами, получавшим только базисную терапию (ХГС — 8,5 ± ± 1,1 дня). Длительность желтухи была достоверно меньше у больных с ОГС и ОГВ + ХГС (р < 0,05) в основной группе по сравнению с контролем и составляла соответственно 9,1 ± 1,3 и 8,5 ± 1,3 дня. Более быстрое сокращение размеров печени имело место только у больных с ОГС на фоне терапии Фосфогливом® по сравнению с длительностью гепатомегалии в группе сравнения и в среднем составляло 9,1 ± 1,1 дня.
Достоверное снижение уровня общего билирубина, активности АлАТ и АсАТ в сыворотке крови отмечалось у всех пациентов обеих групп. Однако показатель билирубинемии у больных с ОГС (18,6 ± ± 1,9 мкмоль/л, р < 0,001) и у больных с ОГВ + ХГС (24,70 ± 3,06 мкмоль/л, р < 0,01) в основной группе был достоверно ниже, чем в контрольной (ОГС — 34,03 ± 0,70 мкмоль/л, ОГВ + ХГС — 60,4 ± ± 11,4 мкмоль/л). Темп снижения общего билирубина был в 1,2 раза быстрее у больных с ОГВ + ХГС при терапии с Фосфогливом®. Активность АлАТ после лечения в основной группе (ОГС — 128,0 ± ± 25,9 ед/л, ОГВ + ХГС — 190,10 ± 32,03 ед/л) была достоверно ниже, чем в группе сравнения, у больных с ОГС (288,2 ± 26,7 ед/л) и ОГВ + ХГС (487,1 ± ± 45,0 ед/л). Темп снижения АлАТ в 2,4 раза выше у больных с ОГС и в 1,6 раза — у пациентов с ХГС, получавших терапию с Фосфогливом®. Уровень активности АсАТ после лечения в основной группе было достоверно ниже (54,5 ± 9,4 ед/л), чем в группе сравнения, у больных с ОГВ + ХГС (327,1 ± ± 39,4 ед/л, р < 0,001). Темп снижения АсАТ был выше в 2 раза у больных с ХГС, в 1,5 раза — у больных с ОГС и в 1,2 раза — у больных с микст-инфекцией, получавших комплексную терапию Фосфогливом®, по сравнению с больными, получавшими базисную терапию.
Снижение активности ГГТ отмечалось у всех пациентов обеих групп, однако достоверным оно было только у больных с ОГС как при базисной терапии, так и с Фосфогливом®. Темп снижения ГГТ был в 1,7 раза выше у пациентов с ОГС в основной группе. Отмечалось также достоверное уменьшение уровня щелочной фосфатазы в результате лечения у пациентов основной группы и у больных с ОГС с микст-гепатитом в контрольной группе. Однако темп снижения уровня щелочной фосфатазы у больных с ОГС после лечения с Фосфогливом® был в 1,4 раза быстрее, чем после базисного лечения. При исследовании сыворотки крови больных на наличие вирусов гепатита В и С методом ПЦР были получены следующие результаты. Достоверное снижение встречаемости RNA HCV отмечалось у пациентов с ОГС (100 ® 50 %, р < 0,02) в основной группе по сравнению с контрольной (ОГС — 100 ® 83,3 %, ХГС — 100 ® 85,7 %). Таким образом, при лечении Фосфогливом® на фоне традиционной базисной терапии у больных с моноинфекцией HCV и микст-гепатитом В + С достоверно сократилась продолжительность интоксикационного синдрома по сравнению с результатами, полученными при проведении только базисной терапии. Фосфоглив® оказывал также более эффективное воздействие на темп снижения уровня общего билирубина у больных с ОГС и ХГС, АсАТ у пациентов во всех группах по сравнению с контрольными группами. Отмечено ингибирующее влияние Фосфоглива® на репликативную активность вируса ГС. Побочных реакций не было ни у одного пациента.
В клинике академика РАМН Г.И. Сторожакова были проведены рандомизированные исследования эффективности терапии Фосфогливом по схеме более длительного приема. Больные получали парентерально по 2,5 г 2 раза в неделю и перорально по 2 капсулы 3 раза в день в течение 48 недель.
В исследование включено 79 пациентов в возрасте от 18 до 57 лет.Основными критериями отбора пациентов были: наличие ХГС с позитивным результатом на HCV РНК по данным ПЦР, повышенная активность АлАТ и АсАТ в течение как минимум предшествующих 6 месяцев, положительные данные ИФА на наличие суммарных антител к HCV. После проведения клинического обследования все пациенты были разделены на 4 группы. 1-я группа — 20 больных, ср. возраст 35,4 ± 12,1 года, 14 мужчин и 6 женщин, которые получали монотерапию Фосфогливом®. 2-ю группу составили 19 пациентов, из них 13 мужчин и 6 женщин, ср. возраст 32,3 ± 6,9 года, которые получали лечение Фосфогливом® в сочетании с ИФН-a. В 3-ю группу вошли 20 больных — 16 мужчин и 4 женщины, средний возраст 27,4 ± 9,2 года, которым проводилась монотерапия ИФН-a. 4-я группа (стандартная) состояла из 20 пациентов — 15 мужчин и 5 женщин, средний возраст 35,3 ± 12,0 года, которые получали лечение ИФН-a в комбинации с рибаварином.
Общая продолжительность терапии составляла 48 недель. Проводились наблюдение клинического состояния и оценка маркеров HCV-инфекции на 12, 24 и 48-й нед. При сравнительном анализе результатов исследований было установлено, что к 24-й и 48-й неделям лечения статистически значимых различий в группах не выявлено. 48-недельная терапия Фосфогливом® по биохимическим и вирусологическим данным приводит к результатам, сравнимым с монотерапией ИФН-a.
Были сделаны выводы, что Фосфоглив® обладает способностью подавлять репликацию вируса гепатита С и существенно снижать активность патологического процесса. Терапия хорошо переносится, не вызывает осложнений. Фосфоглив® можно считать препаратом выбора при лечении больныхс с ХГС, особенно у пациентов с высоким риском развития существенных побочных эффектов при терапии интерфероном и рибаварином или в группе пациентов, где традиционное противовирусное лечение гепатита С противопоказано.
Применение Фосфоглива® в лечении больных неалкогольным стеатогепатитом было проведено проф. И.В. Маевым и соавт. Целью данного исследования была оценка эффективности и переносимости препарата Фосфоглив® в лечении таких больных.
В исследование включены 48 пациентов (28 мужчин и 20 женщин) в возрасте от 18 до 74 лет с верифицированным диагнозом неалкогольного стеатогепатита различной степени активности. Проведен анализ данных клинической картины, показателей функции печени, углеводного и липидного обмены, выполнено УЗИ гепатобилиарной системы. Все больные получали стандартную базовую терапию и терапию препаратом Фосфоглив®. Обследование проводилось на 10, 40 и 60-й день лечения.
Результаты лечения. После курса лечения у 43 (89,6 %) пациентов улучшилось самочувствие, у 16 (84,2 %) — настроение, у 33 (66,7 %) купировано чувство тяжести в правом подреберье, у 23 пациентов (71,9 %) уменьшилась маса тела в среднем на 6,3 кг. Достоверно снизилась активность АсАТ — с 145,6 ± 17,6 до 31,5 ± 4,5 ед/л (97,9 % пациентов), АлАТ — с 184,9 ± 18,3 до 33,1 ± 5,2 ед/л (у 97,9 %). По данным УЗИ, достоверно уменьшились размеры печени — с 205,3 ± 19,2 до 145,4 ± 7,6 мм, гамма-глютамилтранспептидазы — с 175,2 ± 17,6 до 44,9 ± 3,1 ед/л (у 93,8 %).
Таким образом применение препарата Фосфоглив® в комбинированной терапии неалкогольного стеатогепатита приводит к улучшению самочувствия пациентов, нормализации биохимических показателей, предотвращает прогрессирование болезни и развитие цирроза печени.
Учитывая повышенную «заинтересованность» печени и липидных нарушений в патогенезе экземы, псориаза, атопического дерматита и липоидного некроза, было проведено изучение клинической эффективности Фосфоглива® при этих хронических дерматозах и его влияния на некоторые функциональные и биохимические показатели. Исследования проводили проф. Ю.С. Бутов и соавт.
Под наблюдением находился 171 больной: 68 — с псориазом, 40 — с атопическим дерматитом, 34 — с экземой, 29 — с липоидным некробиозом. Из сопутствующих заболеваний у 67,3 % констатирована патология ЖКТ и ГБС в виде гастритов, язвенной болезни, дискинезии желчевыводящих путей, жирового гепатоза. У ряда больных отмечена повышенная активность печеночных ферментов и уровня холестерина.
Терапевтический комплекс включал глюконат кальция, кетотифен, витамины гр. А и В, а для стабилизации метаболических процессов — Фосфоглив® по 2 капс. 3 р/д до 2–3 месяцев.
У всех больных под влиянием комплексной терапии были отмечены значительные улучшения кожного процесса, положительная динамика с частичной нормализацией всех клинико-биохимических показателей крови. Это обусловлено тем, что Фосфоглив® способен встраиваться в структуру клеточных мембран, замещая дефекты липидного биослоя, что ведет к восстановлению барьерной функции кожи. Препарат не вызывал аллергического и токсического действия, хорошо переносился пациентами.
Таким образом, многоцентровые клинические исследования показали:
— препарат Фосфоглив® обладает высокой эффективностью у больных как с острыми, так и с хроническими гепатитами В, С, В + С (микст), а также с хроническими диффузными заболеваниями печени, обусловленными метаболическими нарушениями (дислипидемией, сахарным диабетом второго типа), алкогольным поражением печени и др.;
— Фосфоглив® существенно улучшает синтетическую функцию печени и снижает клинико-лабораторные проявления печеночной недостаточности различной этиологии;
— сравнительные исследования комбинации Фосфоглив® + базисная терапия показали, что по клиническим и биохимическим показателям она является более эффективной, чем применяемая только общепринятая базисная терапия у больных с хроническим гепатитом С, В, С + В;
— результаты лечения при использовании внутривенной формы Фосфоглива® лучше, чем при монотерапии парентеральными препаратами a-интерферона;
— Фосфоглив® подавляет репликативную активность HBV и HCV и обеспечивает невыхождение вируса за пределы пораженного гепатоцита;
— Фосфоглив® обладает хорошей переносимостью, побочные реакции в виде аллергической сыпи встречались лишь в единичных клинических случаях использования препарата.
На основании всего вышеперечисленного препарат Фосфоглив® может быть рекомендован для лечения острых и хронических вирусных гепатитов, при токсических повреждениях печени, алкогольных и неалкогольных стеатогепатитах, хронических дерматозах: псориазе, экземе, атопическом дерматите.
Создание оригинального препарата Фосфоглив® является существенным достижением современной фармакологической науки, которому суждено большое будущее. На основании результатов проведенных клинических исследований препарат Фосфоглив® стал победителем конкурса «Платиновая унция» в номинации «Открытие года» в 2001 г., а в 2002 г. — лауреатом премии Правительства РФ.
Подготовила Татьяна Чистик