Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 5 (403) 2012

Вернуться к номеру

Новости в Мире

Кардиологи нашли способ за две недели предсказать инфаркт

Американские ученые из Исследовательского института Скриппса, Калифорния, обнаружили в крови деформированные эндотелиальные клетки, которые сигнализируют о приближении инфаркта, сообщает Medical Xpress. Работа Эрика Топола (Eric Topol) и его коллег опубликована в журнале Science Translational Medicine.

В ходе работы Топол исследовал образцы крови 50 пациентов с использованием новой технологии, которая позволяет сортировать клетки в зависимости от их типа. Ученые обнаружили присутствие в образцах большого количества отслоившихся эндотелиальных клеток, которые к тому же были сильно деформированы и могли формировать скопления. Кардиологи назвали эти клетки «циркулирующими эндотелиальными клетками» (circulating endothelial cells).

Все обследованные пациенты поступили в больницу с жалобами на боль в груди, которая является основным клиническим признаком инфаркта. Средний возраст пациентов этой группы составил 58,5 года. Для сравнения ученые выбрали 44 добровольца, которые были младше пациентов контрольной группы, а также 10 человек старше 50 лет.

Результаты исследования показали, что количество циркулирующих эндотелиальных клеток в крови больных людей в четыре раза превышало их количество в крови здоровых. Клетки, обнаруженные в крови здоровых людей, деформированы не были.

Ученые полагают, что эндотелиальные клетки в большом количестве начинают отслаиваться от внутренних стенок сосудов примерно за две недели до инфаркта, однако этот факт пока не доказан. В дальнейшем Топол намерен установить, когда начинается массированная отслойка эндотелия. Исследователи считают, что этот признак можно будет использовать в качестве биомаркера начала процессов, предшествующих инфаркту, и его предотвращения.

На сегодняшний день врачи не могут предсказать, когда и у кого произойдет сердечный приступ. Хорошо известна только группа риска, в которую входят люди с гипертонией, повышенным уровнем холестерина в крови, курильщики, больные диабетом, люди с избыточным весом и ведущие малоподвижный образ жизни.

Медицина 2.0 (www.med2.ru)

 

Магнитно-резонансное исследование сердца:  дополнительные аргументы «за»

Новое исследование, проведенное учеными Западного университета в Канаде, показало дополнительные преимущества проведения магнитно-резонансного исследования сердца и сосудов у пациентов, госпитализированных с синдромом внезапной остановки сердца или таким видом аритмии, как желудочковая экстрасистолия.

В ходе исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Ассоциации кардиологов США «Circulation: Cardiovascular Imaging», кардиолог Джеймс Уайт (James White) и его коллеги из Школы медицины и стоматологии Западного университета сравнили результаты магнитно-резонансного исследования (МРИ) сердца с результатами других методов диагностики.

Для этого они применили различные методы диагностики к 82 пациентам, госпитализированным с синдромом внезапной остановки сердца или желудочковой экстрасистолией (аритмией). «Эти случаи госпитализации сопряжены с высоким риском повторного обострения, а значит, правильно понять, что вызвало приступ — это действительно вопрос жизни и смер- ти», — поясняет директор программы клинических исследований МРИ доктор Уайт.

В ходе работы ученых все пациенты прошли стандартный осмотр, магнитно-резонансное исследование и другие виды обследований. Оказалось, что МРИ способно обеспечить точное определение сердечных заболеваний в 75 % случаев, в то время как остальные доступные методы диагностики дают точность не выше 50 %. В целом магнитно-резонансное исследование сердца в 50 % случаев позволило обнаружить дополнительные или отличные от изначально диагностированных причины аритмии.

«Оказалось, что МРИ в большинстве случаев позволило обнаружить истинную причину аритмии, тогда как традиционные методы исследования дали аналогичный результат только в половине случаев. Что же касается другой половины, на основании стандартных методов исследования не только не удавалось определить правильный диагноз, но часто, что еще страшнее, ставился неверный диагноз. Так, в ряде случаев с помощью магнитно-резонансного исследования мы обнаружили ранее не замеченное воспаление сердечной мышцы или микроинфаркт. Другими словами, проводя МРИ сердца всем пациентам, госпитализированным с тяжелыми аритмиями, мы можем в два раза улучшить качество диагностики и спасти не одну человеческую жизнь», — заключил Уайт.

Отчетобисследованииопубликованвжурнале  Nature Chemical Biology

 

Европейская комиссия одобрила Эсмиа (Esmya®) как препарат  для предоперационного лечения фибромиом матки

27 февраля 2012 года компания «Гедеон Рихтер» сообщила о том, что Европейская комиссия одобрила препарат Эсмиа (таблетки по 5 мг) для предоперационного лечения умеренно и значительно выраженных симптомов миомы матки (фиброиды). Это решение последовало за позитивной оценкой Комитета по лекарственным средствам для человека (СНМР) Европейского медицинского агентства (ЕМА) 16 декабря 2011 г., и его действие распространяется на все страны — члены Европейского Союза.

Ø Улипристала ацетат позволяет контролировать кровотечение  более чем у 90 % пациенток.

Ø Улипристала ацетат останавливал выраженное кровотечение значительно быстрее, чем лейпролида ацетат.

Ø Улипристала ацетат значительно уменьшал объем фиброидов, причем у пациенток, которым операцию не проводили, результат сохранялся по крайней мере в течение 6 месяцев после завершения терапии.

Решение об одобрении основывается на оценке обширных доклинических, клинических данных и данных о качестве жизни 498 пациенток, которые получали лечение препаратом Эсмиа, в частности на данных 3-й фазы ключевых исследований PEARL 1 и PEARL 2. «Одобрение — результат блестящей работы, проделанной командой PregLem. Мы с удовольствием представляем Эсмиа пациентам и врачам ЕС, которым необходимо высокоэффективное и адекватное лечение при фибромиоме матки, — говорит Эрик Богш (Erik Bogsch), генеральный директор «Гедеон Рихтер». — Мы продолжаем разрабатывать препараты в области охраны здоровья женщины, которые направлены на повышение качества жизни женщин всех возрастных групп». «Решение об одобрении Эсмиа означает, что теперь для тысяч пациенток с фибромиомами существует целевой подход к лечению этих доброкачественных опухолей. Эсмиа представляет собой эффективное средство, которое хорошо переносится, и позволяет обойти недостатки доступных на сегодня методов лечения», — говорит доктор Эрнест Лоумэй (Loumaye), главный исполнительный директор PregLem. «В клинических исследованиях PEARL 1 и  2 была показана эффективность терапии Эсмиа в пред­операционном периоде у пациенток с миомами, которую применяли с целью быстрого контроля кровотечения и уменьшения размеров этих образований. Это помогает пациенткам находиться в лучшем состоянии перед операцией и, вероятно, способствует меньшей ее инвазивности», — отмечает профессор Жак Доннэ (Jacques Donnez), ведущий исследователь PEARL 1 и 2.

О миомах матки

Миомы представляют собой наиболее часто встречающиеся, солидные опухоли женских половых органов, которые имеются у 20–25 % женщин репродуктивного возраста. По существующим оценкам в странах ЕС ежегодно проводится примерно 300 тысяч хирургических вмешательств по поводу миом матки, из которых 230 тысяч — гистерэктомии. Состояние характеризуется обильными маточными кровотечениями, анемией, болью, учащенным мочеиспусканием или недержанием мочи и бесплодием. До недавнего времени агонисты GnRH были единственным препаратом, одобренным для дооперационного лечения фибромиом матки, но их применение ограничивалось побочными эффектами, связанными с понижением уровня эстрогенов до постменопаузального (что клинически проявляется приливами, депрессией, скачками настроения, утратой либидо, вагинитом и снижением плотности костной ткани).

Об Эсмиа (Esmya®)

Эсмиа представляет собой таблетированный препарат, содержащий 5 мг улипристала ацетата — первого в своем классе селективного модулятора рецепторов прогестерона. Он обратимо блокирует прогестероновые рецепторы в тканях-мишенях. По результатам исследований, опубликованных в New England Journal of Medicine (2 публикации Donnez и соавторов, 2012; Stewart и соавторы, 2012), 12-недельная пероральная терапия препаратом (в сравнении с инъекционным агонистом GnRH) является эффективной в контроле маточного кровотечения, коррекции анемии и уменьшении объема миом. На фоне терапии повышается качество жизни и не отмечается стерилизационных побочных эффектов, как при лечении агонистами GnRH. Нет данных в отношении терапии длительностью более 3 месяцев.

О ключевых исследованиях

В PEARL 1, рандомизированном параллельно-групповом двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании 3-й фазы, было показано, что:

Ø прекращения маточного кровотечения удавалось достичь у 91 % женщин, получавших улипристала ацетат в дозе 5 мг, и у 92 % — в дозе 10 мг; в группе плацебо этот показатель составил 19 % (р < 0,001);

Ø частота аменореи в упомянутых группах составила 73, 82 и 6 % соответственно, причем аменорея развивалась в течение 10 дней у большинства пациенток, принимавших улипристала ацетат;

Ø среднее изменение объема миом составило –21, –12 и +3 % (р = 0,002 для улипристала ацетата 5 мг в сравнении с плацебо и р = 0,006 для улипристала ацетата 10 мг в сравнении с плацебо);

Ø по сравнению с плацебо терапия улипристала ацетатом в обеих дозах приводила к снижению выраженности боли (особенно умеренной и интенсивной), что оценивали с помощью краткого опросника MGPQ (McGill Pain Questionnaire);

Ø улипристала ацетат индуцировал доброкачественные гистологические изменения эндометрия, которые разрешались в течение 6 месяцев после завершения ­терапии;

Ø частота развития побочных эффектов во всех трех группах существенно не отличалась. Головная боль и болезненность молочных желез были наиболее частыми побочными эффектами, связанными с терапией улипристала ацетатом, но развивались они ненамного чаще, чем  в группе плацебо.

В PEARL 2, двойном слепом, двойном плацебо-контролируемом (от англ. double-dummy) исследовании 3-й фазы, сравнивали улипристала ацетат с инъекционным аго­нистом GnRH (лейпролида ацетат). Было показано, что:

Ø прекращения маточного кровотечения удавалось добиться у 90 % пациенток, получавших улипристала ацетат в дозе 5 мг, у 98 % — в дозе 10 мг и у 89 % пациенток, получавших лейпролида ацетат;

Ø контроля обильного кровотечения достоверно более быстро достигали на фоне терапии улипристала ацетатом в дозе 5 или 10 мг, чем при лечении лейпролида ацетатом;

Ø среднее время до развития аменореи составило  7 дней у пациенток, получавших улипристала ацетат в дозе 5 мг, 5 дней — у тех, которые получали этот препарат в дозе 10 мг, и 21 день — у пациенток, которые получали лейпролида ацетат;

Ø терапия всеми изучаемыми препаратами приводила к снижению объема трех самых крупных миом, причем среднее уменьшение на 13-й неделе составило 36 % в группе пациенток, получавших улипристала ацетат 5 мг, 42 % — 10 мг и 53 % — лейпролида ацетат;

Ø у пациенток, которым не проводили гистер- или миомэктомию, улипристала ацетат оказывал более длительное влияние (по сравнению с лейпролида ацетатом) на уменьшение объема миом в течение 6-месячного периода наблюдения после завершения лечения;

Ø о средне и умеренно выраженных приливах сообщали 11 % пациенток, получавших улипристала ацетат 5 мг, 10 % — 10 мг и 40 % пациенток, которые получали лейпролида ацетат;

Ø не было отмечено существенных отличий между группами пациенток, получавших улипристала ацетат  и лейпролида ацетат, в количестве других побочных эффектов или частоте прекращения лечения ввиду побочных эффектов.

 

О Gedeon Richter

Gedeon Richter Plc. (www.richter.hu), главный офис которой находится в Будапеште (Венгрия), является одной из крупнейших фармацевтических компаний Центральной и Восточной Европы с расширяющимся присутствием в Западной Европе. Консолидированные продажи составили около 1,1 млрд евро (1,5 млрд $),  а рыночная капитализация компании в 2011 году составила 2,1 млрд евро  (2,7 млрд $). Портфель продуктов компании покрывает все значимые терапевтические области, включая гинекологию, неврологию и кардиологию.

Компания обладает самым крупным отделом исследований и развития в Центральной и Восточной Европе. Оригинальная исследовательская деятельность направлена на разработку препаратов для лечения заболеваний нервной системы, таких как шизо- френия, тревожные расстройства, хроническая боль и депрессия. Благодаря широкому признанию опыта в области химии стероидов «Гедеон Рихтер» также является важным игроком в охране здоровья женщин во всем мире.

PregLem SA (www.preglem.com) является дочерней компанией «Рихтер» — специализированной биофармацевтической компанией, которая находится в Женеве и занимается разработкой и выведением на рынок препаратов для лечения состояний, связанных с нарушением репродуктивного здоровья женщин. В компании работает опытная команда менеджеров, зарекомендовавшая себя в разработке, регистрации и запуске производства продуктов для репродуктивного здоровья.

 

Звуки музыки облегчают операционный стресс

Прослушивание легкой музыки во время операции под местной анестезией помогает пациентам лучше справиться со стрессом — к таким выводам пришли ученые из Великобритании. Небольшое исследование недавно было обнародовано в Королевском хирургическом колледже Соединенного Королевства. Оно основано на опросе 96 пациентов, в разное время проходивших операции под местной анестезией — когда человек остается в сознании во время проведения процедуры.

Одна половина пациентов, лежа на операционном столе, слушала музы- ку — чаще всего это было радио или CD-диски с композициями, выбираемыми медицинским персоналом. У второй половины пациентов операции проходили в полнейшей тишине. Результаты перенесенного стресса, как по собственным признаниям участников, так и по данным медицинского наблюдения, отличаются кардинально.

Так, в результате опроса было установлено, что группа, слушавшая музыку во время операции, имела приблизительно на 33 % меньшее чувство тревоги и волнения по сравнению с представителями контрольной группы, пережившими операцию в полной тишине. Эти данные косвенно подтверждаются их медицинскими показателями — в первой группе (с музыкой) ­частота дыхательного ритма составляла 11 вдохов в минуту, а во второй группе — 13.

Частота дыхания, как правило, также отражается на частоте сердечных сокращений и пульса, что может говорить о повышенной выработке кортизола — гормона стресса. Таким образом, очевидно, что пациенты в первой группе нервничали по поводу успехов операции значительно меньше представителей другой группы.

Эти результаты очень важны, и не исключено, что в скором времени прослушивание музыки станет обязательным для пациентов при прохождении операций под местной анестезией. Научно доказано, что степень волнения в данном случае входит в число факторов, определяющих успех проведения процедуры, равно как и влияет на скорость заживления тканей и швов.

По мнению представителей медицинского сообщества, легкая, приятная классическая музыка может стать хорошим атрибутом операций еще и постольку, поскольку она, скорее всего, будет оказывать положительное влияние на самих хирургов, помогая им сосредоточиться.

Medlinks.ru



Вернуться к номеру