Газета «Новости медицины и фармации» 15 (425) 2012
Вернуться к номеру
Дайджест
Альбендазол в лечении нейроцистицеркоза
Нейроцистицеркоз (НЦ) — это гельминтоз, вызванный Taenia solium, который является наиболее распространенным паразитарным заболеванием центральной нервной системы у людей. Клиническими проявлениями заболевания являются судороги, головная боль и фокальные неврологические выпадения. НЦ — серьезная проблема общественного здравоохранения в большинстве развивающихся стран и в развитых странах с высоким уровнем иммиграции из эндемич-ных зон — Латинской Америки, Азии и Африки.
В ряде исследований сообщалось о результатах лечения этого заболевания антигельминтными препаратами. Несмотря на то что лечение должно привести к ранней дегенерации цистицерков и таким образом снизить риск появления стойких неврологических симптомов, существует точка зрения, согласно которой судороги и другие неврологические нарушения могут быть обусловлены воспалительной реакцией на индуцированную лечением дегенерацию цистицерков. В недавнем систематическом обзоре литературы сообщалось, что имеется недостаточно данных для верификации терапевтической пользы антигельминтной терапии при НЦ (Salinas и соавторы, 2005), а по данным метаанализа исследований, наблюдается лишь умеренный эффект антигельминтной терапии при НЦ (Del Brutto и соавторы, 2006). В свете приведенных соображений Carpio и соавторы провели двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование с целью оценки эффективности и безопасности антигельминтной терапии в плане ее влияния на количество кист и частоту судорог у пациентов с НЦ.
Для участия в исследовании было отобрано 178 пациентов, у которых впервые появились симптомы, обусловленные активным или преходящим НЦ. Больные были случайным образом распределены на группы, с тем чтобы получать активное лечение антигельминтным препаратом (альбендазол) или плацебо в течение 8 дней. Кроме этого, все пациенты получали преднизон. Визуализацию проводили в начале исследования и через 1, 6 и 12 месяцев. При массе тела более 50 кг альбендазол назначали в дозе 400 мг перорально каждые 12 часов в течение 8 дней. Такую схему лечения применяли в других исследованиях, и, по всей видимости, более продолжительная терапия не имеет преимуществ (Garcia и соавторы, 1997). Пациентам с массой тела менее 50 кг и детям альбендазол назначали в дозе 15 мг на 1 кг массы тела в течение 8 дней. Активные цисты были выявлены у 59 из 88 пациентов, которым назначали альбендазол, и у 57 из 90, получавших плацебо. Через 1 месяц у 31 % пациентов, получавших лечение, цисты отсутствовали, а аналогичный показатель для группы плацебо составил 7 %. Кроме того, в группе альбендазола отмечали большее снижение количества цист по сравнению с плацебо. Через месяц после лечения не наблюдали дополнительного уменьшения количества цист или числа активных цист. Лечение альбендазолом оказывало незначительное влияние на цисты в переходной стадии или стадии кальцификации.
Проанализировав полученные данные, авторы пришли к выводу, что лечение альбендазолом в сочетании с симптоматической терапией приводило к исчезновению активных цист у 31 % пациентов по сравнению с 7 % среди тех пациентов, которые получали исключительно симптоматическое лечение. Терапевтический эффект развивался в течение первых 30 дней после проведения терапии.
По материалам J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry. — 2008 Sep79(9): 1050-5
Альбендазол по сравнению с метронидазолом в лечении лямблиоза: метаанализ исследований
Лямблиоз — часто встречающееся у людей паразитарное заболевание, вызываемое простейшими — лямблиями (Giardia duodenalis). Распространенность этого заболевания колеблется в пределах 2–5 % в развитых странах и 20–30 % — в развивающихся и слаборазвитых странах. Заражение происходит при попадании цист с загрязненной питьевой водой или продуктами питания. В кишечнике из цист высвобождаются трофозоиты, которые размножаются в тонком кишечнике. G.duodenalis не проникает в эпителиальный или более глубокие слои слизистой оболочки, т.е. размножение происходит на поверхности эпителия. Инфекция, вызванная Giardia, может развиваться различным образом и чаще всего является самолимитирующейся. Клинические проявления варьируют от относительно бессимптомной мальабсорбции до стеатореи, интермиттирующей диареи, рвоты с развитием синдрома мальабсорбции и снижением массы тела. В некоторых случаях симптомы подобны таковым при пептической язве или патологии желчного пузыря (чаще в подострой хронической фазе). У иммунокомпетентных лиц заболевание обычно самолимитируется благодаря наличию эффективных механизмов защиты организма от паразитов. Для диагностики применяют различные методы, из которых наиболее нечувствительным является метод прямой микроскопии кала, который рутинно используется в развивающихся странах.
Согласно существующим протоколам, при выявлении паразита лечение назначают независимо от наличия или отсутствия острых симптомов. Однако некоторые исследователи ставят под сомнение целесообразность химиотерапии у инфицированных людей в эндемических районах в связи с чрезвычайно высокой частотой повторного заражения — до 90 %, по данным некоторых исследований (Saffar и соавторы, 2005).
Чаще всего для лечения лямблиоза у людей применяют метронидазол. Несмотря на эффективность последнего, его применение ограничено плохой приверженностью к лечению в связи с побочными эффектами, в особенности у детей, и появлением резистентных штаммов. В последние годы для лечения лямблиоза все чаще применяют альбендазол. С целью обобщения доказательных данных по применению этого препарата при лямблиозе Solaymani-Mohammadi и соавторы провели метаанализ исследований, в которых пациентам с лямблиозом назначали альбендазол или метронидазол. После систематического поиска в медицинских базах данных в метаанализ было включено 8 рандомизированных исследований (n = 900).
Проанализировав результаты упомянутых исследований, авторы пришли к выводу, что эффективность альбендазола при его назначении в дозе 400 мг в день в течение 5 дней сравнима с таковой для метронидазола. Примечательно, что частота побочных эффектов у пациентов, которые получали альбендазол, была ниже. Таким образом, принимая во внимание хороший профиль безопасности альбендазола, его эффективность и низкую стоимость, этот препарат можно рекомендовать в качестве альтернативы метронидазолу при лечении лямблиоза у людей и даже для замены метронидазола в протоколах по лечению.
По материалам PLoS Negl. Trop. Dis. 2010 May 11; 4(5): e682.
Альбендазол в лечении гельминтозов у пациентов с ВИЧ-инфекцией
Большинство инфицированных ВИЧ-1 лиц в зонах с высокой распространенностью 1-го серотипа ВИЧ не отвечают критериям для инициации антиретровирусной терапии. В связи с этим меры, направленные на замедление прогрессирования ВИЧ-1-инфекции, представляются исключительно значимыми для здоровья этих людей. По данным некоторых исследований, имеются доказательства того, что лечение некоторых сопутствующих инфекций может замедлить прогрессирование ВИЧ-1-инфекции.
Гельминтозы, вызванные геогельминтами, являются одними из самых распространенных инфекций в мире. По некоторым расчетным данным, более 2 миллиардов человек инфицированы геогельминтами; кроме того, географически зоны с высокой распространенностью этих инфекций перекрываются с областями, где высока распространенность ВИЧ 1-го серотипа (данные ВОЗ, 2006; Borkow и соавторы, 2004). По мнению некоторых исследователей, коинфекция, вызванная гельминтами, является одним из факторов эпидемии ВИЧ-1 в некоторых странах, в частности африканских. Так, например, по результатам рандомизированного клинического исследования сообщалось, что лечение шистосомоза у инфицированных ВИЧ-1 лиц приводит к значительному снижению роста содержания РНК ВИЧ-1 в плазме (Kallestrup и соавторы, 2005). Несмотря на потенциальную связь между гельминтозами и прогрессированием ВИЧ-1-инфекции, патогенез шистосомоза и, следовательно, взаимодействие шистосом с ВИЧ-1 могут отличаться от таковых для других гельминтов. На сегодняшний день не проводилось рандомизированных клинических испытаний, в которых изучали влияние лечения гельминтозов, вызванных геогельминтами, на прогрессирование ВИЧ-1-ин-фекции. Если эрадикация гельминтов приводит к замедлению прогрессирования ВИЧ-1-инфекции, то это простое вмешательство может быть быстро и широко реализовано, оказав, таким образом, значительное влияние на общественное здравоохранение.
В свете этих данных и соображений Walson и соавторы провели рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование с целью изучения влияния терапии альбендазолом у ВИЧ-1-ин-фицированных лиц, страдающих гельминтозами, на маркеры прогрессирования ВИЧ-1-инфекции, в особенности количество CD4-лимфоцитов и концентрацию РНК ВИЧ-1 в плазме.
В рамках этого исследования 1551 пациент, инфицированные ВИЧ-1, прошли скрининг на предмет наличия гельминтов; из них 299 были инфицированы этими паразитами. В результате было включено 234 взрослых пациента, которые прошли рандомизацию. Среднее количество CD4-лимфоцитов в начале исследования было 557 клеток на 1 мм3, а средняя вирусная нагрузка — 4,75 log10 копий на 1 мл. Альбендазол назначали в дозе 400 мг в день в течение 3 дней. После терапии этим препаратом, по истечении периода наблюдения длительностью 12 недель, отмечали значительное повышение содержания CD4-лим-фоцитов у лиц, инфицированных Ascaris lumbricoides (+109 клеток на 1 мм3), и тенденции к снижению вирусной нагрузки до 0,54 log10 копий на 1 мл РНК ВИЧ-1. Эти эффекты не наблюдали при лечении других геогельминтозов.
Проанализировав полученные данные, авторы заключили, что лечение альбендазолом ВИЧ-1-инфицированных лиц с коинфекцией Ascaris lumbricoides приводит к значительному повышению содержания CD4-лимфоцитов через 3 месяца наблюдения. Принимая во внимание очень высокую распространенность инфекции Ascaris lumbricoides в мире, дегельминтизация представляется важным подходом, позволяющим замедлить прогрессирование ВИЧ-1-ин-фекции.
По материалам AIDS. 2008 Aug 20; 22(13): 1601-9.
Подготовил Константин Кремец
У детей, не имеющих клинических проявлений инфекций
дыхательных путей, часто выделяется M.pneumoniae
Согласно результатам исследования, представленного на XXX ежегодной конференции Европейского общества по детским инфекционным болезням (European Society for Paediatric Infectious Diseases — ESPID), приблизительно 20 % детей являются носителями Mycoplasma pneumoniae, однако возбудитель, присутствующий в верхних дыхательных путях, не является этиологическим фактором инфекций дыхательных путей.
M.pneumoniaeвызывает внебольничную пневмонию в 40 % случаев. Серологические методы диагностики в настоящее время являются золотым стандартом выявления возбудителя, однако имеют свои недостатки. Основной проблемой серологических методов является ретроспективная постановка диагноза. Более того, данный метод не применим у маленьких детей, именно поэтому ранее считалось, что M.pneumoniae наиболее часто встречается среди детей старшего возраста и менее характерна для детей до 5 лет. В настоящее время у исследователей есть сомнения в том, что это действительно так.
Для оценки распространенности M.pneumoniae среди детей, не страдающих инфекциями дыхательных путей, был обследован 321 ребенок, госпитализированный с симптомами инфекций дыхательных путей, за период с июля 2008 по сентябрь 2011 г., а также 412 детей без вышеуказанных симптомов, госпитализированных для проведения каких-либо диагностических и/или лечебных процедур.
Для диагностики M.pneumoniae брались мазки из глотки и носоглотки, а также кровь. В образцах методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) в режиме реального времени не только выявлялись копии генома M.pneumoniae и определялось их количество, но и обнаруживалось присутствие других бактерий или вирусных возбудителей респираторных инфекций.
Согласно резуль-татам исследования, ДНК M.pneu-moniae выявляется у 20,7 % детей без симптомов респираторных инфекций и у 16,7 % детей с инфекциями дыхательных путей. Значимых различий в количестве копий генома или распространенности сывороточных антител к M.pneumoniae между двумя группами не выявлено.
Различий в бактериальной обсемененности носоглотки у детей с инфекциями и относительно здоровых не наблюдалось.
Интересным был тот факт, что частота встречаемости M.pneumoniae среди здоровых детей достигала 21 %.
Пациенты обеих групп находились под наблюдением и ежемесячно сдавали анализы до тех пор, пока не было получено 2 отрицательных результата подряд. У большинства пациентов обеих групп были отрицательные результаты обследований на наличие M.pneumoniae.
Результаты исследования показали, что M.pneumoniae часто выделяется у здоровых детей, однако длительное наблюдение за пациентами выявило, что бессимптомное носительство микроорганизмов в верхних дыхательных путях, как правило, заканчивалось элиминацией возбудителя через несколько недель. При этом следует соблюдать осторожность при интерпретации результатов диагностических тестов по выявлению M.pneumoniae и последующем их использовании для определения тактики ведения пациента.
Следует отметить необходимость проведения исследований по изучению факторов, способствующих переходу бессимптомного носительства к клинически манифестирующей инфекции.
Таким образом, по мнению авторов, целью дальнейших исследований является разработка диагностических методик, позволяющих отличить носительство от клинически манифестирующей инфекции.
M.pneumoniae Common in Asymptomatic Children.
European Society for Paediatric Infectious Diseases (ESPID) 30th Annual Meeting.
Presented May 11, 2012.
Влияние 3-ступенчатого алгоритма лечения на продолжительность внутривенного введения
антибактериальных препаратов и длительность пребывания
в стационаре пациентов с внебольничной пневмонией
Длительность госпитализации при внебольничных пневмониях значительно варьирует, что существенно влияет на стоимость лечения. Целью проводимого исследования являлась оценка безопасности и эффективности 3-ступенчатого алгоритма лечения для уменьшения продолжительности внутривенного введения антибиотиков и укорочения сроков госпитализации пациентов с внебольничной пневмонией (ВП).
Авторами исследования в случайном порядке был отобран 401 взрослый пациент, требующий госпитализации для лечения ВП, для оценки 3-ступенчатого критического алгоритма, включающего раннее начало терапии и применение объективных показаний для перехода на пероральный прием антибиотиков и выписки из стационара, в сравнении со стандартными схемами лечения. В качестве первичного конечного критерия оценки использовалась длительность пребывания в стационаре. Вторичным конечным критерием оценки являлись длительность внутривенного введения антибиотиков, нежелательные лекарственные реакции, необходимость повторной госпитализации, уровень общей смертности по причине заболевания и удовлетворенность пациентов проводимым лечением.
Средняя продолжительность пребывания в стационаре составляла 3,9 дня в группе пациентов, у которых применялся 3-ступенчатый критический алгоритм лечения, и 6 дней в группе пациентов, у которых использовались стандартные схемы лечения (стандартное отклонение — 2,1 дня; 95% ДИ от –2,7 до –1,7, р < 0,001). Средняя продолжительность внутривенного введения антибиотиков была 2 дня для группы 3-ступенчатого алгоритма и 4 дня для группы использования стандартных схем лечения (отклонение — 2,0 дня; 95% ДИ от –2,0 до –1,0; р < 0,001). Среди пациентов, у которых использовались стандартные схемы лечения, чаще регистрировались нежелательные лекарственные реакции (4,5 % по сравнению с 15,9 %; стандартное отклонение — 11,4; 95% ДИ от –17,2 до –5,6 %; р < 0,001). Значимых различий в числе последующих повторных госпитализаций, уровне смертности из-за заболевания, удовлетворенности пациентов проводимым лечением выявлено не было.
Таким образом, применение 3-ступенчатого критического алгоритма лечения является безопасным и эффективным с точки зрения снижения продолжительности внутривенного введения антибиотиков, длительности госпитализации пациентов с внебольничной пневмонией, а также позволяет сократить затраты на стационарное лечение.
CarratalаJ., Garcia-Vidal C., Ortega L. et al.
Effect of a 3-Step Critical Pathway to Reduce Duration of Intravenous Antibiotic
Therapy and Length of Stay in Community-Acquired Pneumonia // Arch. Intern. Med. — 2012. — 1-7.
Глюкокортикоиды для интраназального применения
в лечении острого синусита: систематический обзор и метаанализ
Острый синусит является распространенным инфекционным заболеванием в амбулаторной практике, в лечении которого, как правило, используется антибактериальная терапия, несмотря на небольшую доказательную базу ее преимуществ. Интраназальные глюкокортикоиды могут облегчать симптомы, однако на настоящий момент имеется недостаточное количество доказательств их пользы при данном заболевании. Учеными из Великобритании был выполнен систематический обзор и метаанализ эффективности интраназального введения глюкокортикоидов для купирования симптомов острого синусита.
Исследователями из баз данных MEDLINE, EMBASE, Центрального Кокрановского регистра контролируемых исследований (CENTRAL) и базы данных Centre for Reviews and Dissemination были отобраны сравнительные исследования интраназальных глюкокортикостероидов и плацебо, проведенные до февраля 2011 г. у детей и взрослых с клиническими симптомами острого синусита или риносинусита, наблюдавшихся амбулаторно. Из анализа были исключены случаи хронических и/или аллергических синуситов. Двумя учеными, независимо друг от друга, были отобраны данные и проведена оценка методологического качества исследований.
В анализ было включено 6 исследований, объединивших данные 2495 пациентов. В 5 исследованиях совместно с глюкокортикоидами или плацебо назначались антибиотики. Интраназальное введение глюкокортикоидов приводило к достоверному небольшому увеличению числа выздоровлений или облегчения симптомов к 14–21-му дню заболевания (разность рисков (РР) 0,08; 95% ДИ 0,03–0,13). Анализ данных индивидуальной шкалы оценки симптомов выявил стабильное уменьшение интенсивности таких симптомов, как боль в области лица и заложенность носа. Временной анализ по подгруппам клинически оцениваемых исходов заболевания показал наиболее выраженное улучшение к 21-му дню заболевания (РР 0,11, 95% ДИ 0,06–0,17), но не к 14–15-му дню (РР 0,05; 95% ДИ –0,01–0,11). Регрессионный метаанализ исследований различных доз мометазона фуроата выявил значимые дозозависимые взаимосвязи (р = 0,02).
Таким образом, интраназальные глюкокортикоиды обладают незначительным терапевтическим эффектом в лечении острого синусита, который усиливается при увеличении дозы препарата или продолжительности терапии до 21 дня. Требуется проведение дальнейших исследований с участием пациентов, не получающих антибактериальную терапию по поводу острого синусита.
Hayward G., Heneghan C., Perera R., Thompson M.
Intranasal corticosteroids in management of acute sinusitis: a systematic review and meta-analysis // Ann.
Fam. Med. — 2012. — 10 (3). — 241-9.