Журнал «Медико-социальные проблемы семьи» 3-4 (том 17) 2012
Вернуться к номеру
Особенности анамнеза женщин с предшествующими вмешательствами на придатках матки, обратившихся для лечения бесплодия с использованием ВРТ
Авторы: Фаннуш Рами, Железная А.А., Бабенко О.М., Малова Ю.А. - Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Рубрики: Акушерство и гинекология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Авторами проведен анализ репродуктивного и гинекологического анамнеза женщин, имевших оперативные вмешательства на придатках матки и обратившихся для лечения бесплодия с использованием ВРТ. Исследование не выявило отличий в анамнезе в зависимости от вида оперативного вмешательства по таким показателям, как возраст, длительность бесплодия, характер менструальной функции, количество беременностей и абортов, частота воспалительных заболеваний органов малого таза. Обнаружено лишь, что женщины с операциями на трубах и двусторонними операциями на яичниках имели достоверно меньше родов.
Авторами проведено аналіз репродуктивного та гінекологічного анамнезу жінок, які мали оперативні втручання на придатках матки та звернулися для лікування безпліддя за допомогою ДРТ. Дослідження не виявило відмінностей в анамнезі залежно від виду оперативного втручання за такими показниками, як вік, тривалість безпліддя, характер менструальної функції, кількість вагітностей та абортів, частота запальних захворювань органів малого тазу. Виявлено лише, що жінки з операціями на трубах и двосторонніми операціями на яєчниках мали вірогідно менше пологів.
The authors analyzed the reproductive and gynecological history of women who have had surgery on uterine appendages and applied for treatment of infertility using ART. The study showed no differences in history, depending on the type of surgical intervention, on such indicators as age, length of infertility, menstrual function, number of pregnancies and abortions, frequency of pelvic inflammatory diseases. It is just found that women with operations on fallopian tubes and bilateral operations on the ovaries have significantly lower number of delivery.
Бесплодие, резекция яичников, сальпингэктомия, операции на придатках матки, ВРТ.
Безпліддя, резекція яєчників, сальпінгектомія, операції на придатках матки, ДРТ.
Infertility, ovarian resection, salpingectomy, surgery on uterine appendages, ART.
Бесплодный брак до настоящего времени остается одной из наиболее значимых медицинских и социальных проблем. В Украине насчитывается около 20 % бесплодных супружеских пар [1]. В 60 % случаев бесплодие обусловлено только женским фактором.
В последнее десятилетие параллельно с непрерывным увеличением распространенности бесплодия происходит быстрое развитие диагностических возможностей в гинекологии. Это увеличивает процент выявления заболеваний придатков матки и приводит к увеличению доли оперативных вмешательств [2].
Около 40 % пациенток, обращающихся в отделение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), имеют в анамнезе оперативные вмешательства на яичниках и маточных трубах [1, 2]. Успех терапии при этом во многом зависит от активности фолликулогенеза в ответ на медикаментозную стимуляцию суперовуляции. Между тем способность яичников адекватно реагировать на применяемые индукторы суперовуляции прежде всего определяется функциональным резервом, на который, в свою очередь, оказывают влияние различные факторы. Так, существенную роль играет возраст пациенток и перенесенные заболевания.
Цель данного исследования — изучить особенности анамнеза женщин с предшествующими оперативными вмешательствами на придатках матки, которые обратились для лечения бесплодия с использованием ВРТ.
Материал и методы
Изучен анамнез 133 женщин активного репродуктивного возраста, обратившихся в отделение лечения бесплодного брака Донецкого регионального центра охраны материнства и детства. В 1-ю группу вошли 53 женщины, перенесшие операции на яичниках и трубах. Эта группа была разделена на 3 подгруппы: подгруппа 1П (19 человек) — резекция правого яичника, подгруппа 1Л (13) — резекция левого и подгруппа 1О (21) — обоих яичников. Во 2-ю группу включено 80 женщин с неоперированными яичниками, но име-вших сальпингэктомию.
Статистическая обработка данных выполнялась на ПК с использованием пакетов программ Word и Exсel. Рассчитывались средние величины, ошибка средней и доли. Данные считались достоверными при p < 0,05.
Результаты и обсуждение
Возраст обследованных женщин был от 25 до 38 лет, но большей частью это женщины после 30 лет (32,42 ± 0,92; 31,85 ± 1,11; 31,81 ± 0,88 и 32,21 ± 0,45 года соответственно по группам) (p > 0,05) (табл. 1).
Длительность бесплодия составила от 1 года до 18 лет и в среднем была 7 лет. Это говорит о том, что большинство женщин поздно обращаются за специализированной помощью либо длительно получают неэффективное лечение. Необходимо отметить, что нами не было выявлено различий в средней длительности бесплодия между женщинами, перенесшими резекцию обоих яичников (7,43 ± 0,96 года), и женщинами, имевшими операции только на трубах (7,04 ± 0,49 года). Интересно, что у женщин с операциями на правом яичнике длительность бесплодия (10,47 ± 1,00 года) была достоверно (почти на 5 лет) выше, чем при оперированном левом яичнике (5,96 ± 1,21 года), и в среднем на 3 года, чем при резекции обоих яичников или сальпингэктомии (p < 0,05). Полученные данные, по-видимому, можно объяснить ошибкой выборки, так как при расчете средней длительности бесплодия в случае операции на одном из яичников (подгруппы 1Л+1П) полученный показатель достоверно не отличался от средних в других группах (8,22 ± 1,07 года) (p > 0,05).
Примерно у каждой третьей или четвертой женщины бесплодие было первичным (26,32; 23,08; 38,10 и 26,25 % соответственно группам) (p > 0,05). Эти данные совпадают с данными В.К. Чайки и соавт. о структуре бесплодия у женщин с его давностью 5–10 лет [1].
Анализ менструальной функции (табл. 2) обследованных женщин показал, что возраст менархе во всех группах был примерно 13,5 года, что соответствует общепопуляционным данным [3].
Оценка длительности менструального цикла не выявила достоверных различий между группами 1О и 2 (p > 0,05). В среднем он составил 27–28 дней. В то же время данный показатель был достоверно ниже у пациенток с оперированным правым яичником (25,79 ± 0,88 дня) по сравнению с левым (28,85 ± 1,07 дня) (p < 0,05). Существенных отличий в длительности менструации между группами не зарегистрировано, она составила примерно 4–5 дней (p > 0,05).
Нарушения менструального цикла зарегистрированы более чем у половины женщин, обратившихся для лечения бесплодия. У женщин с оперированным левым яичником их было несколько больше (76,92 %), чем у женщин после операций на правом (52,63 %), хотя эти различия не были достоверными (p > 0,05). Усредненная цифра по операциям на одном яичнике практически соответствовала таковой для неоперированных яичников (64,78 и 63,29 % соответственно) (p > 0,05). Это говорит о том, что у данной категории женщин причиной нарушений менструального цикла были не операции на яичниках.
Практически все обследованные женщины имели в анамнезе воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ) (94,74; 92,31; 85,71 и 92,50 % соответственно), что намного выше среднепопуляционных показателей [4]. Это может указывать на мультифакториальность причин бесплодия у данной категории пациенток, с одной стороны, либо на то, что ВЗОМТ являлись причиной или фоном, на котором развивалась оперируемая патология.
Еще одним подтверждением частого наличия воспалительных процессов тазовых органов являются данные о том, что более чем у половины пациенток с бесплодием, включенных в исследование, были произведены операции по одно- или двустороннему удалению маточных труб. В группе 2 88,75 % (71 пациентка) имели двустороннюю сальпингэктомию, остальные — одностороннюю. У женщин с операциями на яичниках трубы удалялись достоверно реже (p < 0,05), однако показатели все равно были очень высокими, а именно у 57,89; 61,54 и 61,90 % двусторонних сальпингэктомий соответственно подгруппам.
Около четверти всех женщин не имели беременностей в анамнезе (21,05; 23,06; 28,57 и 22,50 % соответственно группам) (p > 0,05). Из тех, кто имел беременность, их количество было 1 (26,32; 38,46; 52,38 и 17,50 % соответственно) или 2 (31,58; 15,38; 9,52 и 30,0 % соответственно). Несмотря на некоторые различия в среднем количестве беременностей на группу (табл. 3), достоверных различий между ними выявить не удалось (p > 0,05).
Из тех женщин, которые имели беременности в анамнезе, часть их закончилась родами. Наименьшая доля таких пациенток была в группе с резекцией обоих яичников (2, или 10,0 %) и операциями на трубах (14, или 17,50 %). Тогда как при операциях только на одном яичнике данный показатель был несколько выше (5, или 26,32 % и 6, или 46,15 % соответственно группам). Хотя выявленная тенденция оказалась недостоверной (p > 0,05), что, скорее всего, связано с небольшой выборкой.
Полученные данные вполне объяснимы, а именно: двусторонняя резекция зачастую выполняется у женщин с бесплодием при неэффективности консервативных мероприятий. После операций на трубах также низкая вероятность наступления самопроизвольной беременности. В то же время при односторонних операциях на яичниках вероятность наступления беременности и родов намного выше.
Часть пациенток (20–30 %) имели медицинские аборты в анамнезе (табл. 3), в основном 1–2. Достоверных различий не в структуре, не в их среднем количестве не выявлено (p > 0,05). Подобная тенденция зарегистрирована и относительно самопроизвольных абортов.
Выводы
Проведенное исследование не выявило различий в анамнезе среди пациенток, имевших операции на придатках и обратившихся для лечения бесплодия с использованием ВРТ, по основным параметрам, таким как возраст, длительность бесплодия, характер менструальной функции, количество беременностей и абортов, частота воспалительных заболеваний органов малого таза. В то же время женщины с операциями на трубах и двусторонними операциями на яичниках имели достоверно меньше родов.
1. Бесплодный брак: Практическое руководство / Под ред. чл.-корр. НАМН Украины, профессора В.К. Чайки. — Донецк: ЧП «Лавис», 2012. — 384 с.
2. Ищенко А.И. Результативность метода экстракорпорального оплодотворения после оперативных вмешательств на органах репродуктивной системы (литературный обзор) / Ищенко А.И., Морозова А.В. // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. — 2007. — № 4. — C. 115-126.
3. Виявлення розладів функції статевої системи та їх профілактика у дівчаток у сучасних умовах [Текст]: метод. рек. / ДУ «ІОЗДП АМНУ»; уклад. С.О. Левенець [та ін.]. — К., 2011. — 20 с.
4. Подольский В.В. Хронические воспалительные заболевания половых органов у женщин фертильного возраста как причина осложнений в гинекологии и акушерстве / Подольский В.В., Туманова Л.Е., Дронова В.Л., Воробьева И.И., Подольский Вл.В., Святая О.П. // Неонатологія, хірургія та перинатальна медицина. — 2011. — Т. І, № 1. — С. 127-132.