Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Жінка та війна: формули виживання

Жінка та війна: формули виживання

Журнал «Медико-социальные проблемы семьи» 3-4 (том 17) 2012

Вернуться к номеру

Особенности формирования репродуктивного здоровья у женщин с сахарным диабетом 1-го типа

Авторы: Сергиенко Т.О. - Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Рубрики: Акушерство и гинекология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати


Резюме

Беременность и роды находятся в антагонистических отношениях с сахарным диабетом и ставят перед эндокринологами и акушерами ряд серьезных проблем. Экстрагенитальные заболевания отмечены у 95 % родильниц, а течение беременности характеризуется большим числом осложнений: угроза прерывания беременности — в 63,3 %, многоводие — в 45 %, преэклампсия — в 41,7 %, анемия — в 43,3 % случаев. У 38,3 % женщин, больных СД 1-го типа, происходит удлинение менструального цикла более 45 дней, регулярный менструальный цикл к 17 годам устанавливается лишь у 68,3 %, в 23,3 % отмечается опсоолигоменорея, в 8,3 % случаев — аменорея. Для профилактики нарушений менструальной функции у больных СД 1-го типа необходимо наблюдение у детского гинеколога начиная с препубертатного возраста.

Вагітність і пологи перебувають в антагоністичних відносинах із цукровим діабетом і ставлять перед ендокринологами та акушерами ряд серйозних проблем. Екстрагенітальні захворювання відмічені в 95 % породіль, а перебіг вагітності характеризується великою кількістю ускладнень: загроза переривання вагітності — у 63,3 %, багатоводдя — у 45,0 %, прееклампсія — у 41,7 %, анемія — у 43,3 % випадків. У 38,3 % жінок, хворих на ЦД 1-го типу, відбувається подовження менструального циклу понад 45 днів, регулярний менструальний цикл до 17 років встановлюється лише у 68,3 %, у 23,3 % відзначається опсоолігоменорея, у 8,3 % випадків — аменорея. Для профілактики порушень менструальної функції у хворих на ЦД 1-го типу необхідне спостереження в дитячого гінеколога починаючи з препубертатного віку.

Pregnancy and delivery are antagonistic with diabetes; that create a lot of problems for endocrinologists and obstetricians. It is noted that 95 % of puerperants suffer from extragenital diseases and pregnancy course is characterized by a great number of complications, such as: threatened miscarriage — in 63.3 %, hydramnios — in 45 %, preeclampsia — in 41.7 %, anemia — in 43.3 % of cases. 38.3 % of women with 1 type diabetes mellitus have the increased menstrual cycle — more than 45 days; only 68.3 % of patients have the regular cycle at the of 17 years; opso-oligomenorrhea is detected in 23.3 % of cases, amenorrhea — in 8.3 %. To prevent disturbances of menstrual cycle patients with 1 type diabetes mellitus should be under the supervision of pediatric gynecologist starting from prepubertal age.


Ключевые слова

Сахарный диабет, репродуктивное здоровье, менструальный цикл, беременность.

Цукровий діабет, репродуктивне здоров’я, менструальний цикл, вагітність.

Diabetes mellitus, reproductive health, menstrual cycle, pregnancy.

Актуальность

Сахарный диабет (СД) — это наиболее значимая в перинатальном периоде неакушерская патология. Это означает, что ни одно другое хроническое заболевание не оказывает столь частого и выраженного неблагоприятного влияния на течение беременности и состояние плода, как СД. Соответственно, перинатальная заболеваемость и смертность при сахарном диабете выше, чем при других, даже самых тяжелых заболеваниях — сердечной недостаточности, артериальной гипертензии, хроническом гепатите, гломерулонефрите и др. [1].

СД 1-го типа относится к группе наиболее опасных хронических заболеваний для беременных [2]. До широкого внедрения инсулина в клиническую практику беременность у женщин, страдающих СД 1-го типа, была редким явлением и обычно сопровождалась высокой материнской (до 44 %) и перинатальной (до 60 %) смертностью. Беременность и СД находятся в антагонистических отношениях [3]. Это в первую очередь обусловлено крайне отрицательным влиянием заболевания на течение беременности и состояние плода, что в конечном итоге проявляется тяжелыми перинатальными осложнениями (перинатальная смертность, врожденные уродства, врожденный СД). Вместе с тем беременность ухудшает течение СД, способствует развитию его декомпенсации [2, 4].

В современных условиях беременность и роды у больных СД ставят перед эндокринологами и акушерами ряд серьезных проблем [5]. С одной стороны, беременность осложняет течение заболевания, затрудняя нормальное внутриутробное развитие плода, что требует постоянного наблюдения за состоянием беременной. С другой — СД является причиной разнообразной акушерской патологии [6, 7].

Некоторые осложнения беременности, являясь характерными не только для диабета, чаще наблюдаются у женщин именно с данным заболеванием.

У беременных с СД 1-го типа чаще встречается ранний токсикоз, связанный с развитием кетоацидоза и тяжелой гипогликемией в I триместре. Преэклампсия отмечается в 4 раза чаще даже при отсутствии предшествующих сосудистых осложнений. Чаще развиваются инфекции мочевых путей, преждевременный разрыв плодных оболочек и преждевременные роды [2]. Последние осложнения, возможно, связаны с наличием многоводия и инфекцией. Наличие сосудистых осложнений СД, макросомия плода, гестоз и нарушение функционального состояния плода являются показаниями к более частому родоразрешению беременных с СД 1-го типа путем операции кесарева сечения. Чаще отмечается и послеродовое кровотечение, что может быть связано с перерастяжением матки при многоводии и крупными размерами плода.

Цель исследования — оценить особенности становления репродуктивного здоровья, а также риска гестационных и перинатальных осложнений у женщин с сахарным диабетом 1-го типа.

Материалы и методы

Для оценки особенностей становления репродуктивного здоровья, а также риска гестационных и перинатальных осложнений у беременных с СД 1-го типа на базе ДРЦОМД были проанализированы 20 131 история родов. Методом случайной выборки были отобраны 60 историй, содержащих диагноз СД 1-го типа (60 женщин) — группа А. Таким же способом была сформирована группа В — 275 женщин без тяжелой акушерской и соматической патологии. Данные из истории родов были занесены в специально разработанную статистическую карту и обработаны на персональном компьютере с использованием стандартного программного средства Excel пакета Office 2007 (в ОС Windows 2007) и пакета прикладных статистических программ Statistica 6,0.

Результаты и обсуждение

Анализ историй выявил, что у 103 женщин (0,5 %) беременность протекала на фоне СД 1-го типа.

Возраст родильниц группы А колебался от 18 до 39 лет и в среднем равнялся 20,8 ± 2,5 года и статистически не отличался от возраста беременных группы В. Возраст дебюта СД варьировал от 6 до 29 лет и в среднем составил 15,79 ± 2,30 года. Из всей группы 42 женщины (70 %) имели возраст дебюта СД до 18 лет, длительность заболевания в среднем составила 14,5 (от 7,5 до 21) года. Степень компенсации СД 1-го типа оценивали по уровню гликозилированного гемоглобина (HbA1c), который составил 6,3 % (6,1–6,8 %). Инсулинотерапия осуществлялась ультракороткими аналогами инсулина и пролонгированными инсулинами НПХ (нейтральный протамин Хагедорна) или инсулином детемир (16 женщин). Остальные 44 находились на постоянной подкожной инфузии инсулина с использованием ультракоротких аналогов.

Средняя степень тяжести СД наблюдалась у 25 % пациенток, тяжелая — у 75 % беременных.

Женщины группы А имели от 1 до 8 беременностей. Первобеременными из них были 56,7 %, первородящими — 70 % пациенток. Статистических отличий этих показателей в сравнении с группой В не было выявлено (p < 0,05).

Соматический анамнез большинства беременных группы А характеризовался наличием сопутствующих экстрагенитальных заболеваний в 95 % случаев.

Тонзиллит чаще встречался у беременных груп-пы А — в 28,3 % случаев, заболевания женских половых органов — в 48,3 % случаев, патология желудочно-кишечного тракта (хронический гастродуоденит, хронический колит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, хронический холецистит) — в 16,6 % случаев, заболевания легких — в 8,3 % случаев, патология сердечно-сосудистой системы — в 10 % случаев (p < 0,05).

Следует отметить, что 30 % беременных группы А имели до беременности заболевания мочеполовой системы (хронический пиелонефрит, гломерулонефрит, мочекаменная болезнь), чаще в сравнении с группой В (p < 0,05).

У беременных группы А были выявлены микроангиопатии — в 66,7 % случаев. Ретинопатии наблюдались у 55 % пациенток, ангиопатии нижних конечностей — у 30 % пациенток. В то время как у беременных без СД данная патология не встречалась вовсе.

При изучении менструальной функции также выявлен ряд особенностей и отличий в группе А. Возраст менархе у родильниц с СД 1-го типа составил в среднем 13,6 ± 0,7 года (в группе сравнения средний возраст появления первой менструации был 12,4 ± 0,5 года).

Достоверные различия получены в продолжительности менструального цикла, который у 89,8 % родильниц группы В протекал в период от 21 до 35 дней, у женщин с СД в этот временной промежуток укладывались только 56,7 %, а у 38,3 % длительность менструального цикла составляла более 45 дней. Регулярные менструации у женщин группы В регистрировались в 82,8 % случаев, а у больных СД регулярный менструальный цикл диагностировался только у 25 % человек. Не установились регулярные менструации в течение года от первой менструации у 30,2 % женщин группы В, в то время как у больных СД этот процент оказался существенно выше и составил 48,3 % (p < 0,05).

Таким образом, у женщин, больных СД 1-го типа, отмечались различные нарушения менструальной функции, которые заключаются в том, что у них нередко происходило удлинение менструального цикла более 45 дней (38,3 %), регулярный менструальный цикл к 17 годам установился лишь у 68,3 %, у 23,3 % родильниц отмечена опсоолигоменорея, в 8,3 % случаев — аменорея.

Почти половина (48,3 %) обследованных женщин указала на затяжной процесс становления регулярных месячных после первой менструации, составлявший более одного года. Очевидно, что подобные внешние признаки замедленного и дисгармоничного становления и течения менструальной функции у женщин, больных СД, могут быть обусловлены прежде всего нарушениями гормональной функции репродуктивной системы. Вторым вероятным фактором неустойчивого развития менструальной функции у этих женщин, по-видимому, является замедленное морфофункциональное развитие матки и ее рецепторного аппарата, которые в полной мере не могут адекватно отвечать на стимулирующие гормональные воздействия.

Течение данной беременности у всех пациенток группы А характеризовалось большим числом осложнений: угроза прерывания беременности — в 63,3 %, многоводие — в 45,0 %, преэклампсия — в 41,7 %, анемия — в 43,3 % случаев в сравнении с группой В (р < 0,05).

Не выявлено достоверных отличий в частоте кольпита, острой респираторно-вирусной инфекции, токсикоза I половины беременности (р > 0,05).

При беременности на фоне СД 1-го типа в 15,0 % случаев происходило обострение хронического пиелонефрита, в 16,7 % случаев наблюдалась бессимптомная бактериурия.

Следующим этапом нашей работы стало изучение результатов беременности, характера течения родов, осложнений в их процессе, а также состояния ново-рожденных у беременных в исследуемых группах.

Срок гестации к моменту родов у женщин с СД 1-го типа колебался от 27 до 38 недель. Нормальными родами завершилась беременность только у 3,3 % пациенток с СД. Осложненные роды наблюдались у 1,7 % женщин, патологические путем операции кесарева сечения — в 95,0 % случаев.

Из 60 родильниц группы А преждевременными были роды у 48,3 % беременных, что было достоверно чаще в сравнении с группой В (4,4 %) (р < 0,05).

Обращает на себя внимание, что недоношенных детей в группе А родилось 48 %, что в 10,1 раза больше, чем в группе В.

Перинатальное гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы осложнило адаптацию 55,3 % новорожденных. Морфофункциональная незрелость была зарегистрирована у 18,3 % новорожденных, диабетическая фетопатия — у 65 %, респираторный дистресс — у 26,7 %, аномалии развития — у 23,3 %. Состояние на третьи сутки у 28,3 % новорожденных группы А расценивалось как удовлетворительное, 48,3 % — как средней тяжести, у 23,3 % — как тяжелое. В группе В — соответственно 96, 3,3 и 0,7 %. У 18,3 % детей группы А отмечалась конъюгационная желтуха.

Среднее пребывание в стационаре женщин груп-пы А до родов составляло 12,56 суток, после родов — 9,25 суток, женщин группы В — 0,8 и 3,7 суток. Домой были выписаны 73,3 % детей группы А, переведены на второй этап выхаживания 30,0 % новорожденных.

Выводы

Получены данные о становлении менструальной функции у женщин с СД начиная с препубертатного возраста.

СД 1-го типа проявляется более поздним наступлением менархе, затяжным установлением регулярного менструального цикла, удлинением его (более 35 дней) и нарушением менструального цикла по типу олиго- и аменореи.

Осложняя «старт» репродуктивного функционирования, СД 1-го типа затрудняет наступление и течение беременности, усугубляется специфическими осложнениями со стороны сосудистой и нервной системы, что влечет за собой более частое наступление патологических родов и тяжелое состояние плода.

Для профилактики нарушений менструальной функции у больных СД 1-го типа необходимо наблюдение у детского гинеколога начиная с препубертатного возраста.


Список литературы

1. Howarth C. Associations of type 1 diabetes mellitus, maternal vascular disease and complications of pregnancy / Howarth C., Gazis A., James D. // Diabet med. — 2007. — № 24. — Р. 1229-1234.

2. Hone J. Approach to the patient with diabetes during pregnancy / J. Hone, L. Jovanovic // Journal of clinical endocrinology and metabolism. — 2010. — № 95. — Р. 3578-3585.

3. Diagnostic criteria for polycystic ovary syndrome and ovarian morphology in women with type 1 diabetes mellitus / Codner E., Soto N., Lopez P. [et al.] // Journal of clinical endocrinology and metabolism. — 2006. — № 91. — Р. 2250-2256.

4. Arun C. Influence of pregnancy on long-term progression of retinopathy in patients with type 1 diabetes / C. Arun, R. Taylor // Diabetologia. — 2008. — № 51. — Р. 1041-1045.

5. Menarche in type 1 diabetes is still delayed despite good metabolic control / Picardi A., Cipponeri E., Bizzarri C. [et al.] // Fertility and Sterility. — 2008. — № 90. — Р. 1875-1877.

6. Deltsidou A. Age at menarche and menstrual irregularities of adolescents with type 1 diabetes / A. Deltsidou // Journal pediatric and adolescent gynecology. — 2010. — № 23. — Р. 162-167.

7. Elamin A. Growth, puberty and final height in children with type 1 diabetes / Elamin A., Hussein O., Tuvemo T. // Journal diabetes complications. — 2006. — № 20. — Р. 252-256.


Вернуться к номеру