Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Жінка та війна: формули виживання

Жінка та війна: формули виживання

Журнал «Медико-социальные проблемы семьи» 3-4 (том 17) 2012

Вернуться к номеру

Особенности клинического течения инфекционного мононуклеоза у детей на современном этапе

Авторы: Кучеренко Н.П., Медведева В.В., Тычинская Т.Л. - Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Рубрики: Акушерство и гинекология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати


Резюме

У 34 детей в возрасте от 1 до 14 лет изучены особенности клинического течения инфекционного мононуклеоза. Характер и степень выраженности клинических симптомов зависят от тяжести заболевания. В клинической картине наличествуют все основные симптомы, характерные для этой болезни. Выявлены особенности течения болезни на современном этапе.

У 34 дітей віком від 1 до 14 років вивчені особливості перебігу інфекційного мононуклеозу. Характер та ступінь вираженості клінічних симптомів залежать від тяжкості захворювання. У клінічній картині наявні всі основні симптоми, характерні для цієї хвороби. Виявлені особливості перебігу хвороби на сучасному етапі.

Clinical features of infectious mononucleosis were studied in 34 children aged from 1 to 14 years the. The nature and intensity of clinical symptoms depend on the severity of the disease. All the major symptoms of the disease are present in the clinical picture. The features of the disease at the present stage were revealed.


Ключевые слова

Дети, инфекционный мононуклеоз.

Діти, інфекційний мононуклеоз.

Children, infectious mononucleosis.

Вирусная инфекция Эпштейна — Барр (EВV) распространена по всему миру. Инфекционный мононуклеоз (ИМ) — острая форма EВV-инфекции, которая была описана еще в 1884 году известным российским педиатром Н.Ф. Филатовым и представляет собой доброкачественный лимфомонобластоз, который описан под различными названиями: «железистая лихорадка», «идиопатическое воспаление желез». При этом заболевании лимфоциты, поглотившие вирус, превращаются под влиянием его антигена в своеобразные «лимфомоноциты» — клетки Н.Ф. Филатова или атипичные мононуклеары, которые встречаются в большом количестве в костном мозге, пораженных лимфатических узлах, крови, а также в печени и селезенке. Интерес к инфекционному мононуклеозу в последние годы связан с повышением заболеваемости у детей и большим разнообразием клинических проявлений.

Цель исследования: изучить особенности клинического течения инфекционного мононуклеоза.

Материал и методы

Нами проанализировано 34 истории болезни детей, которые находились на стационарном лечении в инфекционном отделении ГКБ № 1 г. Донецка. Диагноз ИМ был выставлен на основании характерных клинико-лабораторных данных. Для подтверждения диагноза ИМ определялись иммунологические маркеры — ДНК в полимеразной цепной реакции, иммуноглобулины М, G в иммуноферментном анализе. Для исключения микст-инфекции детям проводилось ультразвуковое исследование органов брюшной полости, определялись маркеры вирусного гепатита.

Полученные результаты статистически обработаны с использованием общепринятых методов вариационной статистики. Статистически значимыми были данные с уровнем вероятности p < 0,05.

Результаты и обсуждение

Из 34 детей в возрасте до 3 лет было 14 (41,2 %), от 4 до 6 лет — 6 (17,7 %), 7–14 лет — 11 (32,3 %) и старше 14 лет — 3 (8,8 %). В анамнезе жизни у всех детей отмечался неблагоприятный преморбидный фон: частые ОРВИ (73,5 %), аллергический дерматит (8,8 %), хронический тонзиллит (14,7 %), дискинезия желчевыводящих путей (5,9 %).

У половины детей в амбулаторных условиях диагностирована ангина, у 14,7 % — аденовирусная инфекция, у 5,9 % — острый вирусный гепатит, у 11,8 % — лихорадка неясной этиологии и только у 17,7 % (в первые дни болезни) заподозрен инфекционный мононуклеоз. Разнообразие клинических диагнозов свидетельствует о трудностях диагностики данного заболевания на ранних этапах — в первую неделю болезни.

При анализе жалоб и данных объективного обследования детей при поступлении в стационар было установлено, что у всех детей, независимо от тяжести инфекции и возраста ребенка, отмечался интоксикационный синдром, который проявлялся общей слабостью (у 47,1 %), снижением аппетита (у 47,1 %), головной болью (у 44,1 %), тошнотой (у 41,2 %), рвотой (у 11,8 %). Степень выраженности интоксикации зависела от тяжести заболе-вания.

Лихорадка как первый и основной симптом выявлялась у 94,1 % больных, и длительность ее до госпитализации составила в среднем 10,1 ± 2,1 дня. Заболевание начиналось остро, с повышения температуры тела до 37,5–38 °С у 35,3 % детей, 38,1–39 °С — у 41,2 %, 39–40 °С — у 17,7 % детей. Нормальная температура тела была зафиксирована у 5,9 % больных.

У 91,2 % детей начало заболевания было острым и только лишь у 8,8 % — постепенным.

Поражение лимфоидной ткани как один из характерных клинических симптомов выявлено у всех больных. Системный характер лимфаденопатия имела у 50 % больных. Преимущественно отмечалось увеличение подчелюстных и шейных лимфатических узлов.

С первых дней болезни проявлялось поражение носоглотки заложенностью носа у 88,2 % детей, отеком лица и век — у 52,9 %, затрудненным носовым дыханием — у 73,5 %, выделениями из носа у 52,9 %, аденоидит отмечался у 47,1 %. У детей наблюдалось «храпящее» дыхание открытым ртом. Склерит и конъюнктивит имели место у 23,5 % детей.

У всех детей отмечалось поражение ротоглотки, проявляющееся болью в горле при глотании, умеренной гиперемией слизистой оболочки, отеком и зернистостью мягкого неба, дужек, бугристостью задней стенки глотки, а через 2–3 дня на миндалинах появлялись наложения — развивалась ангина.

На момент госпитализации наложения на миндалинах отмечались у 82,3 % больных, причем у 67,6 % они были творожистого характера, у 14,7 % — пленчатые. Это вызывало необходимость срочно проводить дифференциальную диагностику с дифтерией ротоглотки (пленчатой формой). У 17,7 % детей наложения на миндалинах отсутствовали. При бактериологическом обследовании посева с миндалин выявлена патогенная флора: у 47,1 % — золотистый стафилококк, у 2,9 % — грибы рода Candida, у остальных результаты были отрицательными.

Гепатомегалия отмечалась у всех больных. Увеличение печени до 2–3 см отмечалось у 73,5 % детей, до 4–5 см — у 26,5 % и достигало максимального развития у 76,5 % детей к 9–11-му дню болезни, что требовало решения вопроса о наличии вирусного гепатита. Выраженность этого синдрома четко зависела от возраста больного: чем меньше возраст ребенка, тем больше размеры печени: у детей до 3 лет печень выступала из-под края реберной дуги на 3,0 ± 1,0 см, у детей старшего возраста — на 2,0 ± 0,5 см. Повышение уровня билирубина и трансаминаз имело место у 14,7 % больных, при этом желтушности кожи и слизистых оболочек у них не отмечалось. Спленомегалия выявлена у 67,6 % больных. Боль в животе отмечалась у 3 (8,8 %) детей и чаще всего локализовалась в эпигастральной области и правом подреберье, имела непостоянный характер и была умеренно выраженной.

Значительно чаще, нежели в прошлые годы, регистрировалась экзантема, которая имела место у 16 (47,1 %) больных, причем у половины из них — в острый период болезни на фоне лечения ампициллином и его производными. У большинства детей высыпания появлялись на 3–5-й день лечения и сохранялись в течение 7–14 дней. Высыпания имели пятнисто-папулезный интенсивный характер на всей поверхности тела, у 4 детей высыпания имели геморрагический характер.

Поражение сердечно-сосудистой системы проявлялось умеренной тахикардией, глухостью сердечных тонов, наличием систолического шума разной интенсивности.

Особенностью течения инфекционного мононуклеоза на современном этапе является превалирование среднетяжелых форм болезни, которые составили 94,1 %, тяжелые формы зарегистрированы только у 2 (5,9 %) детей. Как правило, наблюдались в основном типичные формы болезни. К особенностям болезни необходимо отнести и длительность сохранения гнойного процесса в миндалинах — тонзиллита, с которым связана длительность лихорадки и необходимость назначения антибиотиков в 79,4 % случаев.

Изучение лейкоцитограмм позволило выявить у 73,5 % больных лейкоцитоз — до 24,4 ± 2,5 109/л — в сочетании с лимфомоноцитозом, который выявлялся на первой неделе болезни и сохранялся на этом уровне на протяжении 2-й и 3-й недели от начала заболевания, у 17,7 % детей количество лейкоцитов на протяжении всей болезни сохранялось в пределах возрастных показателей. Атипичные мононуклеары были выявлены у 88,2 % больных, причем их количество в периферической крови варьировало от 5 до 46 % и могло достигать 65 % при тяжелых формах болезни.

При ультразвуковом исследовании органов брюшной полости было выявлено, что размеры печени увеличены, эхоструктура однородна или уплотнена. Венозные сосуды у 5,9 % детей были расширены, желчные протоки сохранялись нормотоничными. Маркеры вирусного гепатита отсутствовали. Активность АлТ колебалась в небольших пределах: 0,84–1,4 мкмоль/л у 17,7 %, и только у 5,9 % она составила 2,4–3,5 мкмоль/л.

Выводы

Таким образом, особенностью течения инфекционного мононуклеоза на современном этапе является превалирование среднетяжелых форм болезни, преобладание в структуре заболеваемости детей до 3 лет. Значительно чаще, чем в прошлые годы, регистрировалась экзантема, более длительно сохранялись явления тонзиллита.


Список литературы

1. Блохина Е.Б. Роль латентной инфекции, вызванной вирусом Эпштейна — Барр, в развитии лимфопролиферативных заболеваний / Е.Б. Блохина // Вопросы гематологии, онкологии и иммунопатологии в педиатрии. — 2003. — Т. 2, № 3. — С. 65-70.

2. Волоха А.П. Епштейна — Барр вірусна інфекція у дітей / А.П. Волоха, А.І. Чернишова // Сучасні інфекції. — 2003. — № 4. — С. 79-93.

3. Инфекционные болезни у детей / Под ред. Д. Мари: Пер. с англ. — М.: Практика, 2006. — 928 с.

4. Крамарев С.А. Эпштейна — Барр вирусная инфекция у детей / С.А. Крамарев, Н.Г. Литвиненко, Л.А. Палатная // Современная педиатрия. — 2004. — № 34 (5). — С. 13-18.

5. Cohen J.I. Epstein-Barr virus infection / J.I. Cohen // N. Engl. J. Med. — 2000. — Vol. 343. — P. 481-492.

6. Kawa K. Epstein-Barr virus — associated diseases in Humans / K. Kawa // INF. J. Hematol. — 2000. — Vol. 71. — P. 108-117.


Вернуться к номеру