Газета «Новости медицины и фармации» Гастроэнтерология (429) 2012 (тематический номер)
Вернуться к номеру
Применение Cпазмомена для лечения синдрома раздраженного кишечника. Обзор материалов сателлитного симпозиума по Cпазмомену® (отилония бромид), прошедшего в рамках XX Объединенной Европейской гастроэнтерологической недели, 20–24 октября 2012 г., Нидерланды, Амстердам
Рубрики: Гастроэнтерология
Разделы: Справочник специалиста
Версия для печати
Жизнь с СРК: негативное влияние на качество жизни пациентов
Jan Tack, Центр трансляционных исследований желудочнокишечных расстройств (TARGID), Университетская клиника Католического университета г. Левен, Бельгия
Синдром раздраженного кишечника (СРК) представляет собой заболевание, которое характеризуется рецидивирующей абдоминальной болью или дискомфортом, сопровождаемым изменениями в пассаже стула: диареей, запорами или их комбинацией. Абдоминальная боль обычно носит ноющий характер, но может сопровождаться и болезненными спазмами. Среди дополнительных симптомов, сопровождающих СРК, могут быть вздутие живота и ощущение неполного опорожнения кишечника после акта дефекации.
Несмотря на высокую частоту встречаемости СРК, его распространенность и значимость для общества в Западной Европе практически не была изучена. Для того чтобы ответить на эти вопросы, на территории Бельгии было выполнено соответствующее исследование, методологически организованное как интернетопросник. В общей сложности форму заполнило 1012 респондентов: средний возраст — 45 лет, средний индекс массы тела — 26 кг/м2, 62 % — женщины. Когда полученные данные проанализировали с помощью Римских критериев III для оценки наличия СРК, распространенность заболевания составила 14 %. В то же время опрашиваемые могли сами выразить свое мнение о том, имеется ли у них СРК, исходя из его более упрощенного определения (наличие давно беспокоящей абдоминальной боли или дискомфорта, связанного с изменениями в характере стула). При проведении такой оценки распространенность СРК составила 19 % (различия в частоте распространенности были обусловлены в основном тем, что в более простом определении СРК отсутствовал такой критерий, как ослабление абдоминальной боли или дискомфорта после акта дефекации).
У тех респондентов, которые сами сообщили о наличии СРК, был оценен характер распределения основных (кишечных) симптомов СРК и сопутствующих осложнений. Было выяснено, что среди кишечных симптомов больных наиболее часто беспокоили спазмы в животе (56 %), вздутие живота (55 %) и флатуленция (выход газов из заднего прохода) (53 %) (рис. 1). В то же время среди осложнений СРК лидирующие позиции занимали утомляемость, раздражительность, инсомния и тревога (рис. 2).
В ходе дальнейшего анализа было выяснено, что стресс (67 % респондентов, которые сами сообщили о наличии СРК) и характер питания (40 %) были в числе основных факторов, провоцирующих СРК. В то же время сам СРК ухудшал качество жизни (57 %) и мешал выполнению работы (39 %). Среди тех респондентов, у которых диагноз СРК был подтвержден Римскими критериями III, 62 % сообщили о том, что симптомы СРК беспокоят их несколько раз в неделю.
Респонденты с СРК совершили в среднем 2,7 визита к врачу в течение последнего года, однако только 30 % из них имели соответствующий официальный диагноз. Респонденты с СРК принимали в среднем 1,6 препарата (в основном спазмолитики, затем следовали противодиарейные средства и анальгетики), и 70 % оценили эффект от проводимой терапии как хороший или очень хороший.
Неожиданным стало обнаружение того, что у респондентов с СРК выполняется больше гистерэктомий (11,2 %) и холецистэктомий (7,8 %) по сравнению с респондентами без СРК (6,2 и 4 % соответственно).
Подводя итоги, докладчик сообщил, что собранные данные свидетельствуют о высокой распространенности СРК в Западной Европе и о значительном влиянии заболевания на качество жизни и способность к труду. Заболевание также увеличивало нагрузку на систему здравоохранения. Несмотря на то что симптомы были весьма типичными для СРК, процент официально выставленного диагноза СРК был достаточно низким.
Лечение СРК: чем мы располагаем сегодня, чтобы сделать его более легким
Guy Boeckxstaens, Центр трансляционных исследований желудочнокишечных расстройств (TARGID), Университетская клиника Католического университета г. Левен, Бельгия
В начале своего сообщения докладчик также остановился на общей характеристике СРК и его симптомах. В дополнение к вышесказанному было отмечено, что в патогенетическом механизме СРК можно выделить два основных механизма: нейромышечную дисфункцию, которая как раз и несет ответственность за развитие диареи, запоров, вздутия живота, и сенсорную дисфункцию в виде висцеральной гиперчувствительности, проявляющейся абдоминальной болью или дискомфортом. О наличии нейромышечной дисфункции свидетельствует увеличение двигательного ответа кишечника в ответ на внутривенное введение кортикотропинрилизинггормона у больных с СРК по сравнению со здоровыми лицами. Наличие висцеральной гиперчувствительности можно подтвердить с помощью специального баллончика, вводимого в кишечник и наполняемого воздухом. Интенсивность возникающего дискомфорта выше у больных с СРК по сравнению со здоровыми лицами.
Однако основная тема доклада была посвящена доступным возможностям лечения СРК. В качестве терапии первой линии были названы изменения стиля жизни и питания. Говоря о стиле жизни, докладчик отметил, что больные должны бросить вредные привычки, вести подвижный образ жизни, научиться эффективно бороться со стрессами. Изменения в характере питания также могут включать несколько подходов. Один из них сводится к добавлению в дневной рацион пищевых волокон, которые потенциально могут оказывать положительное влияние на пассаж пищи по кишечнику. Это могут быть как растворимые волокна (псиллиум, исфагула), так и нерастворимые (злаковые, отруби). Вместе с тем было отмечено, что эффективность волокон является достаточно низкой. Кроме того, нерастворимые волокна могут даже ухудшить течение СРК. Поэтому если пациент и врач решаются применить данный подход, необходимо включать в рацион растворимые волокна. Помимо этого, можно произвести оценку, нет ли у больного углеводной непереносимости, и исключить из пищи продукты, которые содержат нежелательные углеводы в большом количестве (табл. 1).
Далее в зависимости от характера стула могут быть использованы объемоформирующие средства (при запорах) или слабительные (при диарее; обычно лоперамид). Но нужно иметь в виду, что хотя они действительно могут восстановить нормальный паттерн дефекации, они не влияют или мало/умеренно влияют на абдоминальную боль или дискомфорт, и данный симптом все еще будет беспокоить больного.
Для снятия абдоминальной боли или дискомфорта необходимо расслабить гладкую мускулатуру кишечника и/или устранить висцеральную гиперчувствительность. Обычно для борьбы с данным симптомом СРК применяют одну из трех нижеперечисленных групп спазмолитиков:
— блокаторы кальциевых каналов (отилония бромид, пинаверина бромид);
— прямые миотропные спазмолитики (масло мяты перечной, мебеверин);
— блокаторы мускариновых рецепторов (Мхолиноблокаторы: дицикломин, гиосциамин, циметропия бромид, прифиния бромид).
Однако в метаанализе, выполненном в 2004 г., было показано, что только отилония бромид превышал по эффективности плацебо.
Механизм действия отилония бромида сводится к тому, что он блокирует Ca2+каналы Lтипа, в результате чего ионы кальция не могут войти в гладкомышечные клетки извне и не могут выйти в цитоплазму из саркоплазматического ретикулума. В результате концентрация ионов кальция в цитоплазме уменьшается, что ведет к расслаблению гладкой мускулатуры кишечника. Отилония бромид действует также на NK2рецепторы афферентных нервных волокон кишечника, уменьшая тем самым выраженность висцеральной гипералгезии. Вместе оба перечисленных эффекта способствуют уменьшению выраженности абдоминальной боли или дискомфорта.
Отилония бромид характеризуется рядом преимуществ по сравнению с другими спазмолитиками. В частности, он лишен системной абсорбции, в результате чего не вызывает системные побочные эффекты. Для него не характерна Мхолиноблокирующая активность, вследствие чего он не вызывает развитие местных побочных эффектов в желудочнокишечном тракте. В экспериментах in vivo и in vitro было продемонстрировано, что отилония бромид обладает селективностью именно к гладким мышцам желудочнокишечного тракта. При этом препарат был эффективен при всех формах СРК (СРКД — синдром раздраженного кишечника с диареей, СРКЗ — с запорами, СРКС — смешанная форма (наблюдается как диарея, так и запоры)). После курса лечения отилония бромидом рецидивирование симптомов наступало значительно позже по сравнению с другими видами терапии.
Вторая линия терапии абдоминальной боли при СРК представлена антидепрессантами и психотерапией (включая гипнотерапию). В связи с тем, что предполагалась роль микрофлоры в патогенезе СРК, были выполнены исследования, в которых для лечения СРК назначались пробиотики. Однако полученных данных недостаточно и они противоречивы. Кроме того, было предложено использовать неабсорбируемый антибиотик широкого спектра действия рифаксимин, однако регистрируемый терапевтический прирост был весьма мал и имеются опасения по поводу возникновении резистентности в случае повторного лечения при рецидивировании СРК. Лекарственные средства, которые могли бы избирательно устранять висцеральную чувствительность, так называемые висцеральные анальгетики, находятся в стадии разработки.
Докладчик подвел итоги, сообщив, что отилония бромид является спазмолитиком с доказанной эффективностью в отношении СРК, которая превосходит таковую у других препаратов. Для препарата характерен высокий уровень безопасности, поскольку он не вызывает развитие системных и местных побочных эффектов.
Циклическая терапия СРК: когда она необходима?
Pere Clave, Биомедицинский научноисследовательский центр по борьбе с заболеваниями печени и пищеварительного тракта (CIBERebd), Институт здоровья им. Карла III, г. Барселона, Испания; Отдел по исследованию функциональных заболеваний желудочнокишечного тракта, отделение хирургии, клиника г. Матаро, Автономный университет г. Барселона, Испания
В начале презентации докладчик, как и два предыдущих спикера, остановился на общей характеристике и симптомах СРК. В дополнение к вышесказанному было отмечено, что заболевание встречается в 3–4 раза чаще у женщин, нежели у мужчин. При наблюдении за пациентами в течение 7–10 лет симптомы исчезают лишь у 1/3 больных, в то время как у 2/3 больных они все еще будут присутствовать. В исследованиях было показано, что вероятность диагностики альтернативного органического заболевания желудочнокишечного тракта при длительном наблюдении за пациентами с СРК составила 2–5 % в течение 6 лет наблюдения, 2–9 % в течение 30 лет наблюдения.
Также было отмечено, что симптомы СРК обычно объединены в кластеры: абдоминальная боль или дискомфорт и вздутие живота длятся 4–5 дней, в то время как изменение характера стула обычно наблюдается в течение 1–2 дней (рис. 3).
Выше уже упоминалось, что СРК может протекать по одному из трех вариантов: СРКД, СРКЗ и СРКС. Для того чтобы выяснить, какова динамика этих форм с течением времени (спустя 1 год), было выполнено исследование RITMO. В него было включено 400 пациентов с СРК, диагноз был выставлен на основании Римских критериев II.
В результате исследования было показано, что распространенность всех трех форм с течением времени была одинаковой и составляла примерно по 30 %. Однако при этом многие пациенты переходили от одной формы к другой и наоборот. Было показано, что наиболее часто пациенты перемещались от СРКД и СРКЗ к смешанной форме или от смешанной формы — к СРКД и СРКЗ. Смены диаметрально противоположных форм СРК, например, СРКД на СРКЗ, или СРКЗ на СРКД, обычно не наблюдалось. В общей сложности смена формы наблюдалась у 2/3 пациентов, и лишь у 1/3 пациентов она оставалась стабильной.
В докладе было отмечено, что СРК характеризуется циклическим, рецидивирующим течением, при этом с течением времени у значительного числа пациентов развиваются диспепсия, гастроэзофагельная рефлюксная болезнь и другие функциональные расстройства кишечника.
Одним из наиболее оптимальных подходов к инициированию терапии СРК является назначение короткого курса терапии (2–3 месяца) препаратом, который специально ориентирован на доминирующий у данного пациента симптом. Подобный подход эффективен у большинства больных, однако проблемой является высокая частота рецидивов — до 50 %.
Прежде чем перейти к основной теме доклада — результатам исследования OBIS, спикер дал краткую характеристику препарату отилония бромиду. В дополнение к вышеизложенной информации было сообщено, что 97,8 % препарата выводится с каловыми массами и лишь 0,71 % — с мочой, что еще раз указывает на низкую системную биодоступность препарата и, как следствие, на его безопасность.
Исследование OBIS было проведено для того, чтобы оценить эффективность отилония бромида в отношении абдоминальной боли при СРК, а также определить влияние данного лекарственного средства на другие симптомы СРК, на частоту рецидивирования СРК после завершения курса лечения. Одна из задач сводилась также к оценке безопасности препарата. По дизайну исследование было международным (38 центров в 8 европейских странах) рандомизированным двойным слепым параллельногрупповым плацебоконтролируемым, фаза IV.
В исследование было включено в общей сложности 356 пациентов обоих полов с диагнозом СРК. Первоначально как в группе с отилония бромидом (179 пациентов), так и в группе плацебо (177 пациентов), все участники исследования в течение 2 недель получали плацебо. Затем в течение 15 недель первая группа получала отилония бромид в дозе 40 мг 3 раза в день, вторая группа — плацебо 3 раза в день. После завершения курса лечения за пациентами обеих групп наблюдали в течение 10 недель. Частоту абдоминальной боли оценивали по 4балльной оценочной шкале (0 — 0 эпизодов боли в течение недели, 1 — 1–3 эпизода боли, 2 — 4–7 эпизодов боли, 3 — 8 и более эпизодов боли).
Первый из результатов исследования, на котором докладчик сделал акцент, — это оценка безопасности проводимого лечения. Поскольку между отилония бромидом и плацебо не было обнаружено достоверных различий, лечение данным препаратом следует признать безопасным.
Также было установлено, что и отилония бромид, и плацебо достоверно и сильно уменьшали частоту абдоминальной боли во время фазы лечения по сравнению с исходным уровнем (p < 0,0001). В конце периода лечения терапевтический эффект отилония бромида был достоверно больше, чем плацебо (первичная конечная точка исследования OBIS, p = 0,0395) (рис. 4).
Вслед за оценкой первичной конечной точки были оценены вторичные конечные точки исследования — влияние проводимой терапии на выраженность вздутия живота и частоту стула. В результате было обнаружено, что к концу периода лечения отилония бромид достоверно снижал выраженность вздутия живота (р = 0,0209) и частоту стула (р = 0,0047) по сравнению с плацебо (рис. 5).
Количество респондеров во время периода лечения (пациенты, у которых проводимая терапия была эффективной) достоверно не различалось между группами. Однако во время периода наблюдения количество респондеров (пациенты, у которых не возникали рецидивы) было достоверно выше в группе отилония бромида по сравнению с группой плацебо (р = 0,009) (рис. 6). Аналогично при построении модели Каплана — Мейера также было показано, что вероятность отсутствия рецидивов в группе отилония бромида была выше по сравнению с группой плацебо (р = 0,0379) (рис. 7).
Закончив обзор результатов исследования OBIS, докладчик отметил, что, по данным литературы, рецидивы возникают как после коротких, так и после длительных курсов лечения СРК. Как уже было отмечено выше, их частота достигает 50 %. При этом они не обязательно возникают сразу после окончания терапии.
В связи с высоким уровнем рецидивирования возникает необходимость проводить циклическую (повторную) терапию. Было отмечено, что подобный подход оправдан у большинства пациентов с умеренным или тяжелым течением СРК, у которых заболевание носит хронический или рецидивирующий характер. Для циклической терапии должны быть использованы только безопасные препараты с подтвержденной эффективностью в отношении специфических симптомов СРК. По состоянию на сегодняшний день таким препаратом является отилония бромид.
Подводя итоги, докладчик отметил, что в соответствии с результатами исследования OBIS отилония бромид является безопасным и хорошо переносимым препаратом, эффективность которого превышает плацебо в отношении симптомов СРК. Более того, вероятность рецидивирования болезни после курса лечения отилония бромидом ниже по сравнению с плацебо. Данный препарат может быть рекомендован для циклического режима терапии СРК.
Подготовил А.В. Савустьяненко