Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря
Зала синя Зала жовта

Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря
Зала синя Зала жовта

Газета «Новости медицины и фармации» 4 (445) 2013

Вернуться к номеру

Кто приходит в косметологические кабинеты: пациенты или клиенты?

21–22 февраля 2013 г. в Донецке состоялся ежегодный ХIII Национальный конгресс по дерматологии и эстетической медицине. Своими впечатлениями с нами поделилась заслуженный врач Украины, зав. кафедрой дерматовенерологии и косметологии ДонНМУ, д.м.н., профессор Т.В. Проценко.

 

— Уважаемая Татьяна Витальевна, чем порадовал прошедший конгресс?

— Особенностью нынешнего конгресса явилась четкая медицинская направленность решения проблем эстетического здоровья человека. Поскольку эстетическое здоровье невозможно без соматического, традиционно в наших конгрессах принимают участие специалисты разного профиля. В этом году много докладов было посвящено женскому здоровью, репродуктивному здоровью. Они были подготовлены нашими ведущими гинекологами­эндокринологами и позволили посмотреть глазами эстетиста на важность гормонального здоровья женщины. Невозможно говорить о возрастных изменениях, лечить угревую сыпь, если не знаешь причины, по которым заболевание может прогрессировать и рецидивировать, оставлять глубокие рубцы не только на лице, но и на семейном здоровье. Именно поэтому традиционно состояние организма женщины мы рассматривали под призмой того, что происходит со стороны волос, кожи, придатков. Было достаточно много внимания уделено эстетическим проявлениям эндокринной, соматической, аутоиммунной патологии.


 

— И какова роль дерматолога в выявлении данной патологии?

— Грамотный дерматолог может на самых ранних стадиях выявить те болезни, которые поправимы в своем течении. Неграмотный косметолог и эстетист может неправильным лечением вызвать те болезни, которые могут причинить существенный ущерб не только для здоровья, но и для красоты. Возможностей решения эстетических и косметологических проблем очень много. Грамотный выбор препаратов, максимально индивидуализированный подход при стандартизации оказания услуг — это достаточно важное искусство врачевания, которому специалисты должны учиться и при этом постоянно обмениваться опытом. Поэтому было интересно послушать доклады и профессора Л.Д. Калюжной из Национальной медицинской академии им. П.Л. Шупика (г. Киев), и профессора Я.Ф. Кутасевич, которая возглавляет Институт дерматологии и венерологии Академии медицинских наук Украины. Очень большое впечатление произвели доклады наших гинекологов­эндокринологов профессора В.П. Квашенко, д.м.н. Ю.П. Богослав, нашего областного детского и подросткового гинеколога М.Ю. Сергиенко. К нам приехал поделиться своими достижениями и наработками профессор А.Д. Дюдюн из Днепропетровска, который на своем опыте показал возможности топического разрешения стартующих атопических реакций и готовность предупредить их при проведении любых инвазивных вмешательств. Достаточно много внимания было уделено и профилактике осложнений при инвазивных косметологических процедурах. Проф. О.А. Проценко показал возможность не допустить вирусных осложнений независимо от предшествующего анамнеза и вида эстетических процедур. Главное — знать, когда и какими препаратами мы можем данные процессы контролировать. Эстетика — это очень многогранное состояние, которое кем­то воспринимается как проблема со здо­ровьем, кем­то — только как эстетический дефект, но эти два аспекта всегда очень тесно связаны друг с другом. Такая проблема, как родинки, невусы, особенно гигантские и пигментные, лишают качества жизни человека начиная с детского, подросткового периода на всю оставшуюся жизнь. Возможности лечения гигантских и обширных невусов есть и у нас в Донбассе. Этой проблемой успешно занимается профессор Э.Я. Фисталь, заведующий кафедрой комбустиологии и пластической хирургии ДонНМУ. Им накоплен самый большой в этой области опыт в Украине по пластике пораженных участков кожи, по длительным заместительным этапам реконструктивного лечения. Это специалист, который действительно «вытягивает» детей, сохраняет им жизнь, когда идет речь о комбустиологии, и качество жизни, когда речь идет о пограничных проблемах.

 

— Татьяна Витальевна, специалисты какой отрасли, на ваш взгляд, должны решать проблемы эстетического здоровья?

— Споры на эту тему активно ведутся и по сей день. Направленность нашего конгресса была такова, что должен существовать единый язык специалистов разного профиля. Взаимодействие специалистов разных направлений в медицине помогает сохранить здоровье, предупредить развитие тяжелых хронических инвалидизирующих заболеваний, а ведь в начале стоит просто желание улучшить эстетическое состояние кожи лица. Поэтому профилактическая направленность медицины в целом на примере эстетики была хорошо отражена в представленных докладах.

Мы многократно говорим: только врачи, обладающие медицинскими знаниями, должны заниматься эстетической косметологией. Именно они несут ответственность за те процедуры, которые оказывают влияние на функционирование организма. Именно поэтому все требования, которые предъявляются к работникам медицинских учреждений, в полной мере относятся к приватной практике и ко всем, кто работает в сфере эстетической медицины.

 

— О каких требованиях идет речь?

— Например, медицинская документация, которая обязательна для ведения в учреждениях и кабинетах любой формы собственности, независимо от количества пациентов. На конгрессе прозвучал очень интересный доклад главного врача медицинского центра О.А. Резника, который показал, на что нужно обращать внимание, какие подводные камни существуют при ведении такой медицинской документации в условиях частной медицинской клиники. Она проверяется в период аккредитации частных структур, имеющих лицензию на оказание косметологических услуг. Я считаю, что не должно быть мелочного контроля и не нужно мучить всех проверками — это не будет повышать качество работы. Но каждый, кто открывает частную практику, должен знать, что подходы к оказанию медицинских услуг должны быть такими же, как и в бюджетной медицине. В частной, приватной медицине есть свои преимущества и возможности, но это не означает, что возможны безнаказанность и вседозволенность.

Очень важно контролировать качество любого процесса, происходящего в медицине. Именно поэтому у нас был целый блок докладов, посвященных анализу качества и менеджменту качества оказания косметологических услуг. Прекрасный доклад был подготовлен проф. И.Е. Белик. Когда идет речь о приватной медицине, а эстетическая медицина — это всегда приватный профиль, мало иметь хорошие знания, нужно обладать и умением общения с пациентами. Очень много конфликтных ситуаций возникает из­за недо­понимания врачей пациентами, и наоборот. Именно поэтому психология конфликтных пациентов и особенности построения отношений с ними были раскрыты в интересном докладе нашего донецкого специалиста, медицинского психолога, врача­гинеколога, который на протяжении многих лет делает нам подобные сообщения. Это к.м.н. И.В. Бабенко­Сорокопуд.

 

— А чем порадовал второй день конгресса?

— Второй день конгресса состоял из двух этапов. Первый был посвящен практикуму по дерматоскопии, такое мероприятие мы проводим впервые в Украине. Мы взяли за основу метод, который сейчас применяется на европейских конгрессах, — рассмотреть новые возможности неинвазивной диагностики в дерматологии, и не только в аспекте предупреждения опасных опухолей — меланом, но и в плане возможностей дерматоскопии при ведении других новообразований кожи, ведении пациентов с хроническими дерматозами. Такими собственными наработками и наблюдениями поделились проф. Я.А. Гончарова, к.м.н. А.М. Зацеркляный, работающий длительное время в клинике «Виртус» в Одессе и Киеве, специалисты облкожвендиспансера.

Вторая, самая большая и интересная для многих практикующих специалистов секция конгресса была посвящена интенсивным и инвазивным технологиям в дерматокосметологии.

 

— Татьяна Витальевна, в связи с чем такой пристальный интерес к проблеме инвазивных технологий?

— Не секрет, что инвазивные методики коммерчески интересны дерматокосметологам. Бум инвазивных методик до сегодняшнего дня еще продолжается, и чем больше накапливается опыта в применении новых технологий, тем больше возникает ошибок и осложнений. Очень важно определить, что и как нужно делать, как строить медицинскую косметологическую практику, чтобы избежать этих ошибок или свести осложнения к минимуму. Инвазивные методики в косметологии — это и мезонити, и препараты гиалуроновой кислоты, и уколы ботулотоксина. Этой теме было посвящено очень много докладов представителей практически всех уголков Украины — Одессы, Харькова, Киева, а также коллег из Москвы, в которых обсуждалось, как можно повысить результат с помощью инвазивных сочетанных методик, что нужно делать, чтобы не допустить осложнений. Очень понравилось, что в конце сессии состоялась дискуссия, которая позволила выявить острые моменты. Иногда докладчики намеренно стараются обходить в своих докладах некоторые стороны лечения, но ведь пациенты, вверяющие свое здоровье специалистам, применяющим инвазивные технологии, далеко не всегда представляют себе, какие отсроченные осложнения могут возникнуть. Далеко не всегда эти негативные последствия связывают с теми вмешательствами, которые проводились когда­то, несколько лет назад.

Хочу привести в качестве примера спорную ситуацию, которую обсуждали наши специалисты. При пластической операции, когда делали сепаровку кожи молодой женщине, пытались натянуть кожу и отслоить подкожно­жировую клетчатку, это оказалось невозможно. Вся дерма была замещена рубцовой тканью только потому, что женщине без конца проводились различные виды мезотерапии. Причем с раннего молодого возраста, когда это абсолютно было не показано и имело чисто коммерческий характер. Зато в зрелом возрасте, когда у женщины и больше возможностей, и больше желания и потребности в сохранении эстетического вида кожи, оказывается, что резервные возможности кожи исчерпаны. Хорошо, что данная ситуация не закончилась серьезной медицинской проблемой.

Многолетние отсроченные наблюдения за теми, кто злоупотребляет косметологическими вмешательствами, проводит их не по показаниям, пользуется услугами не очень чистоплотных специалистов в приватной медицине, настораживают. Важно свое здоровье, тем более эстетическое, вверять только профессионалам.


 

— Были ли представлены на конгрессе новые препараты?

— Да. Мы стараемся давать информацию только по тем препаратам, которые разрешены к применению в Украине, сертифицированы. Может, они не новы для России или Европы, но мы начинаем о них говорить, как только препараты появляются в официальном статусе. Учитывая правовые аспекты, я лично категорически против использования препаратов или приборов, привезенных «из­под полы», какие бы значимые европейские сертификаты они не имели. Потому что это вопросы качества препаратов, их доставки, сохранности, что в конечном итоге влияет на ближайший риск осложнений и отдаленные результаты. Было представлено много новых препаратов гиалуроновой кислоты. Сейчас для всех практикующих специалистов больший интерес представляет не просто применение какого­то одного нового препарата, а комбинирование методик, сочетание разных технологий, именно это расширяет возможности эстетической медицины. Это интересно и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения женщины, потому что с помощью меньшего объема воздействия можно получить максимальный результат. Много интересных докладов было посвящено мезонитям, авторским методикам введения препаратов гиалуроновой кислоты. Была представлена технология, название которой заимствовано из компьютерной терминологии, — 3D­омоложение. Она описывает возможные подходы для повышения эффективности уже известных нам препаратов. При этом какая именно фирма будет выводить их на украинский рынок, не так принципиально. Выступали очень харизматичные лекторы, которые, может, говорили не такие уж новые вещи, но заставляли задуматься над тем, каким препаратам отдать предпочтение. Скажем, существует много препаратов ботулотоксина. Почему нужно отдать предпочтение одному, а не другому? Как мы знаем, доказательная медицина позволяет сделать вывод об эффективности и безопасности тех или других препаратов. В настоящее время она начинает внедряться и в косметологию. Появляются достаточно много исследований, выполняемых в разных центрах Европы, Америки, в разных странах, которые на большом количестве пациентов показывают плюсы и минусы того или иного препарата, того или иного производителя. Для того, чтобы не находиться в плену компаний, которые постоянно выступают с рекламными посылами, достаточно просто уметь пользоваться Интернетом, заходить на сайты и читать независимые обзоры. И перед тем как с чем­то начинать работать, составить свое мнение о профиле эффективность/безопасность.

 

— Какие главные выводы были сделаны в ходе конгресса?

— Мне бы хотелось, чтобы врачи, которые посетили мероприятие, сделали вывод: можно не владеть большим количеством технологий. Пусть это будет одна­две технологии, но то, чем ты владеешь, и то, что ты делаешь, нужно знать очень хорошо. И если шаг за шагом расширять свои профессиональные возможности, это будет хорошо и полезно всем: и пациентам, которые обращаются в центры эстетической медицины, и специалистам, потому что они избавляют себя от риска осложнений.

Также очень важно ответить на вопрос о том, кто приходит в косметологические кабинеты: пациенты или клиенты? Мы многократно об этом говорим. Клиенты должны ходить в парикмахерскую. Любой человек, которые переступает порог центра эстетической медицины, — это уже пациент, потому что он вверяет врачу свое эстетическое здоровье, и отношение к этому здоровью должно быть четко медицинское, независимо от желаний пациента, от его прихоти. Нужно идти навстречу пожеланиям пациента, но исключая риск для его здоровья, даже если пациент эти риски не осознает. Такая врачебная направленность – это и есть качественная косметологическая практика, которой мы стараемся уделять максимальное внимание на всех наших мероприятиях.

 

— А каким, по вашему мнению, должен быть идеальный врач­дерматокосметолог?

— На мой взгляд, хороший дерматокосметолог­эстетист — это хороший семейный врач, не по шифру медицинской специальности, а тот врач, к которому можно обратиться с любой семейной проблемой. Не спал ночь — морщинка появилась. Круги под глазами, сосудистая звездочка, а там еще какой­нибудь прыщик вскочил, который без причины не вскакивает… Что делать? Внимательное отношение к пациенту, которого ты знаешь и к которому не равнодушен, позволит очень хорошо поднять уровень здоровья.

По коже можно предположить начало не только возрастных, но и соматических изменений. И именно через посыл сохранения красоты женщина больше склонна воспринимать рекомендации врача, чем если она просто пойдет к семейному врачу и тот скажет, что нужно обследоваться. Ни один грамотный дерматокосметолог не назначит инвазивное обследование, не зная, что творится в организме пациента. Я говорю о грамотном специалисте, но, к сожалению, очень часто косметология у нас воспринимается только как бизнес­проект. И такие бизнес­проекты, как правило, встречаются там, где не очень высокий уровень профессионализма. Поэтому хотелось бы в идеале, чтобы каждая женщина имела своего эстетиста, который мог бы каждый раз оценить состояние кожи, иногда посоветовать сделать плановое, иногда внеплановое обследование, обратиться к тому специалисту, который решит проблему патологии, которую он видит, — неважно, лицо это, волосы, ногти. При минимальном обследовании, при минимальных затратах можно через сохранение здоровья избежать целого ряда болезней.

Вот классический пример. Два раза в год, ранней весной и поздней осенью, каждый из нас должен проводить хотя бы небольшие курсы дезинтоксикации, а потом насыщаться витаминами. Это могут быть инвазивные медицинские процедуры, но если человек здоров или условно здоров, может, не нужно что­то интенсивно, инвазивно проводить. Можно проводить щадящее оздоровительное очищение — без использования гидроколонотерапии, без инвазивных клизм, потому что ни один организм не любит насилия. А легкое профилактическое очищение, а потом насыщение витаминами — это полезно. Опять же вопрос: какими витаминами насыщаться? Непременно поливитаминами или, может, витаминами через рациональное питание, с употреблением тех фруктов и овощей, которые растут в нашем регионе в это время года. Абсолютно реальные и здоровые рекомендации. И когда они будут вложены в уста эстетиста, который при этом рекомендует и средства ухода, и составляет программу ведения, они будут восприниматься адекватно. Нельзя рекомендовать БАДы только потому, что какой­то специалист имеет прибыль от их распространения.

Хотелось бы, чтобы наши украинские специалисты отличались высоким профессионализмом, медицинской чистоплотностью, и это рано или поздно будет оборачиваться финансовой удачливостью. Оптимальный вариант организации системы, при которой возможен такой подход, — это здоровая конкуренция. И выбирать будут пациенты, которые пойдут туда, где им комфортнее, приятнее, где к ним лучше относятся и где лучшие результаты. Пройдет какое­то время, и нечистоплотный бизнес умрет — все высветится, станет известным рано или поздно. Но хотелось бы, чтобы это было как можно раньше.

Беседовала Наталья Мягкова



Вернуться к номеру