Журнал «Боль. Суставы. Позвоночник» 1 (09) 2013
Вернуться к номеру
Остеоартроз и остеопороз: сходство и различие
Авторы: Дедух Н.В., Яковенчук Н.Н., ГУ «Институт патологии позвоночника и суставов им. проф. М.И. Ситенко НАМН Украины», г. Харьков
Версия для печати
Тезисы докладов Международной школы-семинара «Остеопороз в травматологии и ортопедии»
4–8 февраля 2013 года, г. Яремче, Украина
Проблема мульти и коморбидности является одной из актуальных по отношению к таким часто встречающимся патологиям, как остеоартроз (ОА) и остеопороз (ОП). Эти два заболевания по частоте и распространенности занимают лидирующие позиции, оба отражаются на трудоспособности и приводят к инвалидизации. По поводу взаимосвязи в развитии этих заболеваний на протяжении многих лет ведется дискуссия. Имеются различные точки зрения. Одна из них предполагает, что в пожилом и старческом возрасте остеопороз может запустить патогенетическую цепь развития остеоартроза, а альтернативная точка зрения основана на постулировании тезиса, что остеоартроз и остеопороз — это самостоятельные нозологические формы, независимые друг от друга.
Цель исследования: на основе данных обследования пациентов на костном денситометре и эксперименетальных исследований на животных проанализировать общие звенья патогенеза в развитии остеопороза и остеоартроза.
Материал и методы исследования. Обследован 171 пациент с гонартрозом на приборе Explorer QDR. Оценена костная минеральная плотность (ВМD) и исследован индекс массы тела.
В эксперименте на животных проведено моделирование глюкокортикоидиндуцированного, алиментарного остеопороза и остеопороза, вызванного овариоэктомией. Проведено гистологическое исследование состояния костной ткани и суставного хряща коленных суставов крыс.
Собственные исследования. По половому признаку среди пациентов преобладали женщины. При обследовании пациентов с гонартрозом у 50,88 % выявлены остеопенические изменения или остеопороз. У 49,12 % пациентов c гонартрозом зафиксированы показатели кости, соответствующие референтной возрастной норме. При оценке индекса массы тела только у 12,9 % пациентов этот показатель соответствовал норме, у остальных пациентов он был повышенный или имелось ожирение, выраженное в различной степени. У пациентов с сочетанием ОА и ОП среди факторов риска выделены: терапия глюкокортикоидами, ранняя или индуцированная менопауза, заболевания ЖКТ. Наиболее низкие показатели ВМD зафиксированы у женщин в климактерическом периоде. По шкале ВАШ выраженность боли была выше у пациентов с низкой ВМD.
При экспериментальном моделировании остеопороза у животных основной акцент в исследовании сделан на оценке субхондральной кости мыщелков коленного сустава и состояния суставного хряща. При корреляционном анализе у животных с моделированным остеопорозом, воспроизведенном различными путями, выявлено, что снижение объема губчатой костной ткани, истончение костных трабекул, уменьшение плотности остеоцитов тесно коррелируют с нарушениями структурной организации клеток и матрикса суставного хряща.
Заключение. Высокая распространенность ОА в популяции, рост заболеваемости с возрастом, с одной стороны, и высокая частота ОП у того же возрастного контингента больных, с другой стороны, делают весьма актуальной проблему исследования коморбидности этих состояний.