Журнал «Актуальная инфектология» 4(13) 2016
Вернуться к номеру
Гость редакции — профессор Игорь Владимирович Богадельников
Авторы: Заславская А.А.
Рубрики: Инфекционные заболевания
Разделы: От первого лица
Версия для печати
Статтю опубліковано на с. 83-84
— Игорь Владимирович, я знаю, что ваши родители прошли всю Великую Отечественную войну, и по ее окончании мама стала кандидатом медицинских наук, а папа уважаемым механиком. Расскажите нам поподробнее о ваших родителях.
— Оба имели боевые ордена и медали, отец был ранен. Мама была строгой, но справедливой и обладала необыкновенной терпимостью во всем и ко всему. Отец в молодости был разбышака, с возрастом это прошло, отличался большой любовью к своим детям, ко мне и сестре Ире (в будущем — профессор-фтизиатр). Мама болела, прожила 90 лет, а вскоре в возрасте 95 лет умер отец, потому что не стало мамы.
— Все ваше раннее детство прошло в Ялте на территории НИИ им. И.М. Сеченова, и основное времяпровождение было с родителями на работе: или научная лаборатория, или гараж. Расскажите о самых ярких воспоминаниях того времени.
— Научные лаборатории поражали воображение тишиной, приборами, стеклянными колбами, различными растворами, виварий поражал своей чистотой, ухоженностью. Запомнились профессора: чопорные, в макинтошах и шляпах, с большими коричневыми портфелями с двумя замками, но очень тонкими, мне до сих пор кажется, что они были пустыми. В гараже работали все фронтовики, было всегда шумно, все разговоры сопровождались нецензурной лексикой, рабочий день заканчивался обычно застольем, первый тост всегда был за Сталина, все нередко заканчивалось дракой. У меня было из чего выбирать.
— Мало кто знает, что в школьные годы вы профессионально увлекались спортом и были инструктором по танцам народов мира. Игорь Владимирович, какие еще увлечения у вас были?
— В школе № 5 г. Ялты, где я учился, работал талантливый музыкальный работник, поэтому танцевала вся школа, и мне это помогает до сих пор. Большинство ялтинских мальчишек того времени были хулиганистыми, спасал спорт. Я играл в баскетбол, был чемпионом Ялты по боксу, хорошо плавал, фехтовал, скакал на лошади. В 6–8-летнем возрасте очень хотел играть на каком-нибудь инструменте. Жили бедно, денег не было, и родители купили мне барабан. После того как я разбил второй, мне купили балалайку. Играть я не научился, но на ней все и закончилось. Это желание играть осталось до сих пор, но оказалось, что нет слуха.
— В 1964 году вы поступили в медицинский институт. Расскажите, чем, на ваш взгляд, отличались студенты вашего поколения от нынешних студентов?
— Сегодня молодежь замечательная, все продвинутые, владеют многими современными технологиями. Практически все обладают огромным интеллектуальным потенциалом, но, к сожалению, реже, чем могли бы, реализуют его. Причину этого вижу в незначительности задач, которые ставят перед собой, и в недостаточной настойчивости. Нельзя ставить перед собой задачу быть 13-м, надо быть только первым!
— Окончив обучение в медицинском вузе, вы сразу проявили себя целеустремленной личностью, великолепным ученым и сильным лидером. Ваш усердный труд и профессионализм привели к тому, что с 1989 по 1996 г. вы были ректором Крымского медицинского института. Игорь Владимирович, расскажите, с какими трудностями приходится сталкиваться руководителю высшего учебного заведения и какую формулу управления таким огромным коллективом вы вывели для себя.
— Меня ректором выбрал коллектив на первых в истории Украины выборах ректора. Самые большие трудности, на мой взгляд, это управление людьми. В результате этого опыта я категорически не согласен с Лениным, что «кухарка может управлять государством». Я склоняюсь к мнению Иисуса: «Богу — Богово, кесарю — кесарево». Любое дело должно делаться профессионалом именно этого дела.
— У вас очень много достижений: 1995 г. — лау–реат Государственной премии Республики Крым, 1996 г. — заслуженный деятель науки и техники Украины; 2002 г. — лауреат премии Совета Министров АРК; лауреат медали Агапита Печерского. Скажите, какая из этих наград наиболее ценна для вас?
— Каждая награда дорога по-своему и получена за конкретную законченную работу. Среди них медаль Агапита Печерского особенно почетна, поскольку вбирает в себя всю мою жизнь и дана «За вклад в борьбу с инфекционными болезнями».
— У вас очень много учеников, вы подготовили 6 докторов и 25 кандидатов медицинских наук. Какой совет вы могли бы дать нынешним соискателям научных степеней?
— Старая болезнь нашей науки, раньше чаще, сейчас сплошь и рядом — ставят цель стать кандидатом или доктором наук, а надо ставить цель решить какую-либо медицинскую проблему, а чему это будет соответствовать — уже решит научное сообщество. Поэтому у нас так много кандидатов и докторов и так мало решенных сегодняшних медицинских проблем.
— Сегодня для всех наших читателей и коллег вы являетесь безусловным авторитетом и образцом. Игорь Владимирович, скажите, а каковы, на ваш взгляд, ваши сильные стороны и основные недостатки?
— Самая сильная моя сторона – это любовь к моим дочерям. Именно она делает меня сильным, настойчивым, трудолюбивым, целеустремленным и т.д., потому, что еще до их рождения я сказал себе: «Богадельников, твои дети должны жить лучше». Основными недостатками являются: отсутствие классического религиозного образования, слабое знание мирового философского наследия, не изжитые пережитки социализма.
— Уважаемый Игорь Владимирович, я знаю, что вашими основными словами по жизни являются «мама», «дети», «женщина», «профессионализм». Нам искренне хочется подписаться под каждым этим словом…
Спасибо вам за эту честную беседу, за ваши честные по жизни поступки и честную науку, которую вы оставляете после себя. Спасибо за великое наше наследие!
Беседовала А.А. Заславская