Газета "Новини медицини та фармації" №2 (640), 2018
Повернутися до номеру
Эмоциональное выгорание врача: актуальность проблемы
Розділи: Довідник фахівця
Версія для друку
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) развивается на фоне физического и психического истощения человека, поэтому неудивительно, что представители врачебной профессии входят в зону риска развития СЭВ.
Медицинская среда известна культурой «уверенности в себе и независимости». К сожалению, часто врачи считают, что они «не должны проявлять признаки слабости или допускать страдания». Об этом говорит Том Мерфи, доктор медицины, автор книги «Выгорание врача: руководство по распознаванию и восстановлению».
Эмоциональное выгорание пагубно для врачей, доказательством чего являются повышенные показатели злоупотребления алкоголем и психоактивными средствами, не говоря уже о суициде. Эмоциональное выгорание врача также пагубно отражается и на пациентах, потому что оно связано с более низким качеством работы и увеличением шансов на медицинские ошибки.
Если вы чувствуете себя полностью измученным и потерявшим связь со своими пациентами, возможно, даже задаетесь вопросом, хотите ли вы по-прежнему быть врачом, тогда будьте уверены — вы не одиноки. Скорее всего, ваши коллеги могут чувствовать сейчас то же самое.
Врачи на всех стадиях обучения и работы подвержены эмоциональному выгоранию. Исследования показали, что от 25 до 50 % студентов-медиков испытывают депрессию и тревогу, причем до 50 % сообщают о симптомах выгорания. К сожалению, до 15 % студентов-медиков сообщили о суицидальных попытках.
Высокие требования, предъявляемые в период резидентуры и узкой специализации, приводят к тому, что более 50 % резидентов-интернов сообщают о симптомах депрессии, а определенный уровень эмоционального выгорания регистрируется у 75 %.
Согласно недавнему исследованию, опубликованному в журнале «JAMA. Внутренняя медицина», 25 % семейных врачей самостоятельно выявляют у себя симптомы эмоционального выгорания. Данные показали высокую корреляцию между факторами, связанными с работой, — стрессом, хаотичным, неупорядоченным рабочим днем, длительным временем, затраченным на документацию, и эмоциональным выгоранием.
https://www.medicalnewstoday.com/articles/318037.php
Эмоциональное выгорание связано с ишемической болезнью сердца
По данным исследователей медицинского факультета Тель-Авивского университета (Израиль), опубликованным в журнале «Psychosomatic Medicine», эмоциональное выгорание на работе отражается не только на состоянии психического здоровья, но и на функционировании сердца.
Исследователи наблюдали за состоянием 9000 мужчин и женщин в среднем в течение 3,4 года. Результаты оценки выгорания (по шкале Shirom-Melamed Burnout Measure) и выявления признаков ишемической болезни сердца (ИБС) продемонстрировали связь между выгоранием на работе и ИБС, которая не зависела от других известных факторов риска. Причем наличие эмоционального выгорания было связано с повышением риска развития ИБС на 40 %. А среди 20 % людей с наибольшей степенью тяжести эмоционального выгорания риск достигал 79 % (в сравнении с 20 % у участников с наименьшей тяжестью эмоционального выгорания).
Исследователи назвали полученные результаты тревожными и более серь–езными, чем они сами предполагали в начале исследования. По всей ви–димости, увеличение периода наблюдения может показать более драматичные последствия эмоционального выго–рания.
Таким образом, эмоциональное выгорание является серьезным предиктором развития ИБС, даже более значимым, чем такие факторы риска, как курение, уровень холестерина и физическая нагрузка.
https://www.medicalnewstoday.com/articles/257701.php
Взаимосвязь эмоционального выгорания и депрессии
Психологи из колледжа Нью-Йорка обнаружили тесную связь между эмоциональным выгоранием и депрессией. В исследовании приняли участие более 5500 школьных учителей. 90 % участников, у которых выявили профессиональное выгорание, отвечали также диагностическим критериям депрессии.
Данное исследование изучало частоту одновременного наличия эмоционального выгорания и атипичной депрессии у одного и того же человека. Признаки атипичной депрессии были обнаружены у 63 % исследуемых с эмоциональным выгоранием и большой депрессией. Атипичная депрессия — форма депрессивного расстройства, при которой наряду с типичными симптомами отмечаются специфические признаки, такие как повышенный аппетит, увеличение веса, гиперсомния, повышенная чувствительность к пренебрежительному отношению окружающих, приводящая к значительной социальной дезадаптации.
По данным исследования, эмоциональное истощение, отличительный признак выгорания, было в большей степени связано с депрессией, чем два других признака (деперсонализация и ощущение утраты ценности личных достижений).
«Данное исследование говорит о том, что частота одновременного наличия эмоционального выгорания и депрессии очень сильно недооценивается, — отмечает Ирвин Шонфельд, руководитель исследования. — В целом наши результаты указывают на депрессивные симптомы и депрессивные расстройства как на центральные проблемы в лечении эмоционального выгорания».
https://www.medicalnewstoday.com/releases/287076.php
Лечение синдрома эмоционального выгорания: в фокусе растительные препараты
Большинство препаратов, применяемых при СЭВ, обеспечивают симптоматическое лечение, поэтому их подбор проводится в зависимости от признаков заболевания у каждого пациента. Среди возможных вариантов лечения — антидепрессанты, транквилизаторы, β-адреноблокаторы, снотворные средства. Использование при СЭВ и депрессивных расстройствах синтетических препаратов (в первую очередь бензодиазепинов и ингибиторов обратного захвата серотонина) дает благоприятный клинический эффект. Однако эти препараты часто имеют выраженные побочные эффекты в виде изменений когнитивной сферы (в случае применения бензодиазепинов) или проблем с сердечно-сосудистой системой (в случае применения ингибиторов обратного захвата серотонина).
Разумной альтернативой синтетическим психотропным средствам для многих пациентов могли бы стать классические растительные стабилизаторы настроения. Однако среди них лишь редкие препараты имеют весомую доказательную базу и достаточный уровень клинического эффекта. Как раз таким препаратом является СЕДАРИСТОН (Esparma GmbH, Германия). Он содержит 100 мг сухого экстракта травы зверобоя и 50 мг сухого экстракта корней валерианы в одной капсуле. В различных исследованиях было показано, что такая комбинация превосходит по эффективности монотерапию этими препаратами за счет комплексного и взаимопотенцирующего эффекта. Так, в открытом исследовании экстракта зверобоя в комбинации с экстрактом –валерианы в лечении тревожно-депрессивных расстройств (Muller D., Pfeil T., von den Driesch V.) было показано, что такая комбинация более эффективна, чем монотерапия экстрактом зверобоя; отмечалось значительное уменьшение тревожности при практически отсутствующих побочных эффектах.
В другом двойном слепом рандомизированном исследовании была показана более высокая эффективность стандартизированного экстракта зверобоя и валерианы в составе препарата СЕДАРИСТОН в лечении пациентов с тревожными состояниями средней степени тяжести по сравнению с диазепамом в дозе 4–6 мг в сутки (Panijel M). Препарат обладал антидепрессивным, анксиолитическим и седативным эффектами, причем их выраженность была сопоставима с диазепамом. Было показано достоверное позитивное влияние СЕДАРИСТОНа на психовегетативную симптоматику, головную боль, боль в спине, мышечную боль, повышенную утомляемость, пассивность и др.
Важной особенностью комбинированного фитопрепарата является более высокая его эффективность в отличие от применения отдельных компонентов в монотерапии, что позволяет вернуть баланс в деятельность нервной системы, улучшить работоспособность. Кроме того, СЕДАРИСТОН не влияет на скорость реакции, способность к управлению транспортными средствами и работе со сложной техникой, поэтому препарат можно безопасно применять самому широкому кругу пациентов без нарушения привычного ритма жизни и социальной активности.