Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



СІМЕЙНІ ЛІКАРІ ТА ТЕРАПЕВТИ

НЕВРОЛОГИ, НЕЙРОХІРУРГИ, ЛІКАРІ ЗАГАЛЬНОЇ ПРАКТИКИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ

КАРДІОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, РЕВМАТОЛОГИ, НЕВРОЛОГИ, ЕНДОКРИНОЛОГИ

СТОМАТОЛОГИ

ІНФЕКЦІОНІСТИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, ГАСТРОЕНТЕРОЛОГИ, ГЕПАТОЛОГИ

ТРАВМАТОЛОГИ

ОНКОЛОГИ, (ОНКО-ГЕМАТОЛОГИ, ХІМІОТЕРАПЕВТИ, МАМОЛОГИ, ОНКО-ХІРУРГИ)

ЕНДОКРИНОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, КАРДІОЛОГИ ТА ІНШІ СПЕЦІАЛІСТИ

ПЕДІАТРИ ТА СІМЕЙНІ ЛІКАРІ

АНЕСТЕЗІОЛОГИ, ХІРУРГИ

International neurological journal 5(21) 2008

Back to issue

Основные причины учащения (аггравации) эпилептических приступов, обусловленных приемом антиэпилептических препаратов

Authors: С.К. ЕВТУШЕНКО, Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Categories: Neurology

Sections: Specialist manual

print version

Количество антиэпилептических препаратов (АЭП) постоянно увеличивается, и развитие парадоксального учащения (аггравации) приступов на фоне антиэпилептической терапии становится одной из наиболее серьезных проблем в лечении эпилепсии. Течение заболевания может ухудшаться вследствие различных причин: появления нежелательных побочных эффектов, передозировки, развития толерантности и др. Впервые аггравация миоклонических приступов была описана при приеме фенотоина П. Вольфом (1988). И все же основным механизмом аггравации является развитие «извращенного» фармакодинамического эффекта. Именно эти специфические эффекты антиэпилептических препаратов и контролируют эпилептические припадки, но существует и другая сторона: у ряда больных они же вызывают их аггравацию. Тенденция к фармакодинамической аггравации особенно велика при идиопатических генерализованных эпилепсиях (ИГЭ). Типичные абсансы у наблюдаемых нами детей учащаются при приеме карбамазепина, топамакса, кеппры, габапентина, тогда как случаи аггравации абсансов при назначении дифенина отмечаются несколько реже, практически не фиксируются при приеме суксилепа. Аггравация приступов при ювенильной миоклонической эпилепсии особенно часто встречается при назначении финлепсина. При генерализованных тонико-клонических приступах, характерных для ИГЭ, эффективны некоторые АЭП (сабрил, ламиктал), которые в то же время вызывают аггравацию других приступов. У пациентов с симптоматическими генерализованными формами эпилепсии, как известно, сочетаются несколько типов приступов. Например, при синдроме Леннокса — Гасто карбамазепин может быть эффективен в отношении тонических приступов, но он может вызывать аггравацию атипичных абсансов. В связи с чем препаратом первого ряда является вигабатрин. В то же время ламиктал практически постоянно является причиной аггравации при тяжелой миоклонической эпилепсии младенчества, нередко вызывая тяжелые аллергические реакции, поэтому назначение ламиктала при данной форме является ошибкой. При роландической эпилепсии, по нашим данным, аггравация часто встречается при назначении карбамазепина и может проявляться в виде негативного миоклонуса, атипичных абсансов, дроп-атак. Применение данного средства даже приводит к развитию электрического эпилептического статуса в фазу медленноволнового сна. Таким образом, при назначении антиэпилептической терапии необходимо учитывать различные типы и разновидности приступов у пациента, которые могут возникать в рамках не только конкретного вида эпилепсии, но и ее недифференцированных форм.



Back to issue