Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 8-9(282-283) 2009

Вернуться к номеру

Генетическая предрасположенность к тревожности

Американские ученые предположили, что фактор роста фибробластов 2-го типа (ФРФ-2) — вещество, необходимое для развития головного мозга и восстановления его после повреждений, — может играть ключевую роль в генетической предрасположенности к тревожности.

Если данные подтвердятся, это открытие может стать основой для разработки новых лекарственных средств для лечения тревожных расстройств.

В исследовании у специально выведенных крыс с высокой тревожностью уровень ФРФ-2 был намного ниже, чем у более спокойных животных. Но после того как подопытным крысам создали более благоприятные условия — пересадили в просторную клетку, установили в ней полосу препятствий, добавили новые игрушки, уровень ФРФ-2 у них вырос, а тревожность снизилась.

«Уровень ФРФ-2 у крыс увеличился в ответ на изменение окружающей их обстановки, при этом они стали менее тревожными, — поясняет автор исследования, опубликованного на страницах журнала «Нейробиология» (Journal of Neuroscience), Javier Perez из Мичиганского университета. — Они стали вести себя так же, как крысы, которые были спокойными изначально». Такое же воздействие на поведение крыс оказало введение им ФРФ-2.

В предыдущем исследовании ученые обнаружили, что у людей, находившихся перед смертью в состоянии тяжелой депрессии, при экспрессии гена ФРФ-2 синтезировалось очень мало этого вещества. По мнению Perez, уровень ФРФ-2 в организме может служить маркером генетической предрасположенности к тревожным расстройствам и депрессии.

Но, кроме этого, уровень ФРФ-2 может повышаться при положительных изменениях окружающей обстановки, что, по-видимому, защищает новые клетки головного мозга. У крыс обеих линий — и тревожной, и спокойной — образовывалось одинаковое количество новых нервных клеток, но у крыс с высоким уровнем тревожности выживаемость этих клеток была ниже. При этом создание крысам более удобных условий, равно как и введение им ФРФ-2, увеличивало выживаемость новых клеток головного мозга.

«Это открытие может стать первым шагом на пути к разработке новых, более специфичных лекарственных препаратов для лечения тревожных расстройств, — говорит доктор Pier Vincenzo Piazza из Университета Бордо (Франция). — Причем эти препараты будут воздействовать на действительную причину тревожности, а не просто успокаивать больных».



Вернуться к номеру