Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Международный неврологический журнал 4(26) 2009

Вернуться к номеру

Саногенетические реакции мышечно-скелетной системы у детей с последствиями родовой травмы шейного отдела позвоночника в виде ротационного подвывиха атланта

Авторы: Лиев А.А., Скоробогач М.И., Кафедра вертеброневрологии с курсом мануальной медицины, Ставропольская государственная медицинская академия, Россия

Рубрики: Неврология

Версия для печати


Резюме

У 99 детей с последствиями родовой травмы шейного отдела позвоночника описаны саногенетические реакции в виде кифотической деформации позвоночно-двигательных сегментов, функциональных блокад в ответ на ротационный подвывих атланта с целью остановки патологической торсии позвоночника.


Ключевые слова

ротационный подвывих атланта, сколиоз, шейный отдел позвоночника, патобиомеханические изменения.

Введение

До настоящего времени одной из самых малоизученных проблем детской неврологии являются родовые повреждения шейного отдела позвоночника и спинного мозга [1, 2].

К поздним осложнениям перенесенной родовой травмы шейного отдела позвоночника и спинного мозга относится сколиотическая деформация позвоночника [2]. Сколиоз позвоночника является сложной трехплоскостной деформацией. Проводились исследования для получения биомеханической модели позвоночника, основанной на измерении геометрической торсии. В отличие от механической торсии, которая воспроизводит непосредственно структурную деформацию позвоночника, измеряемую в градусах, геометрическая торсия — это спиральная линия без определенного отношения к ротации и деформации позвоночника [3].

Неизученным остается влияние ротационного подвывиха атланта на неспецифические изменения в нижележащих отделах позвоночника. Выявление сложной компенсаторно-адаптивной реакции всей позвоночно-кинематической цепи в ответ на патологию в суставах головы у больных детей позволит выработать дифференцированную терапию и повысить эффективность лечения.

Целью исследования явилось повышение эффективности диагностики последствий родовой травмы шейного отдела позвоночника путем изучения некоторых саногенетических реакций мышечно-скелетной системы при формировании сколиотической деформации позвоночника у детей с ротационным подвывихом атланта.

Материалы и методы исследования

Под наблюдением находилось 99 детей с последствиями родовой травмы шейного отдела позвоночника в возрасте от 4 до 12 лет с хроническим ротационным подвывихом атланта: 50 мальчиков и 49 девочек. У 21 больного рентгенографически диагностирована I степень сколиотической деформации позвоночника, у 78 — II степень (по Коббу). Средняя величина общего угла основной дуги искривления во фронтальной плоскости в положении стоя составляла 15,3° (от 6 до 25°).

Рентгенографию позвоночника проводили в положении стоя на фоне рентгенопозитивного ответа. При анализе рентгенограмм соединяли линиями углы позвонков, измеряли расстояние от точки пересечения линий до вертикальной линии, опущенной из середины расстояния между затылочными буграми (вид сзади) и из наружного слухового прохода (вид сбоку). На основании полученных данных изучалась пространственная конфигурация позвоночной кинематической цепи в трех плоскостях при помощи математической обработки рентгенограмм позвоночника в двух проекциях. Чтобы приспособить кривую к полученным центроидам тел позвонков, содержащим определенные ошибки измерения, использовался метод сглаживания, основанный на скользящей средней величине, с помощью программы Microsoft Excel. С помощью пакета программы Statistica 6.0 получали изображение сколиотической деформации в трех плоскостях.

Результаты и их обсуждение

Компенсаторное смещение нижнешейных позвонков при ротационном подвывихе атланта. При формировании углового кифоза в нижнешейном отделе позвоночника шейная кинематическая цепь функционирует в дезадаптированной форме, в горизонтальной плоскости как два участка позвоночно-двигательных сегментов, относительно вышележащего уровня нестабильности. Кривая шейного отдела позвоночника закручена в полуспираль, имеет сжатый вид и малую амплитуду шага. Остановка патологического скручивания происходит на уровне позвонка с минимальной торсией, участвующего в формировании углового кифоза (рис. 1).

Когда нет кифотической деформации при не­оптимальной статике, позвоночная спираль функционирует не в виде отдельных цепей, а как одно целое с однонаправленной торсией во всех отделах позвоночника при С-образном типе грудопоясничной кривой и до грудопоясничного перехода при S-образном типе (рис. 2). При отсутствии останавливающего позвоночно-двигательного сегмента с кифотической деформацией нагрузка равномерно распределяется на позвоночно-двигательные сегменты, что будет способствовать «оседанию» позвоночника вдоль продольной оси под действием силы тяжести. Позвоночная кинематическая цепь подобна спиральной пружине, закрученной в одном направлении (рис. 2). Организм стремится увеличить диапазон устойчивости системы за счет увеличения сколиотической дуги, чтобы обеспечить максимальную устойчивость тела во фронтальной плоскости с минимальными затратами. Поэтому формирование сколиоза при ротационном подвывихе атланта в данной ситуации следует считать компенсаторным процессом. В данном случае кифозирование нижнешейных позвоночно-двигательных сегментов является саногенетической реакцией на подвывих атланта, останавливающей прогрессирование сколиоза при неоптимальной статике шейного отдела позвоночника.

Аналогичная ситуация складывается при S-образном типе грудопоясничной кривой с кифозом на уровне CIII–CIV.

В случае оптимальной статики шейного отдела позвоночника во фронтальной плоскости, при приближении парциального шейного центра тяжести к общему срединному отвесу, обнаруживаются два участка с торсией в противоположных направлениях относительно CVII позвонка с нулевой торсией.

Подтверждением этого является сравнение центров тяжести шейного отдела позвоночника пациентов с кифозом на уровне СIII позвонка и с сохраненным шейным лордозом в горизонтальной плоскости. При кифозе на уровне СIII позвонка центр тяжести шейного отдела смещается назад и в сторону подвывиха, что способствует приближению центра тяжести головы и шейного отдела позвоночника во фронтальной плоскости. Это проекционно соответствует приближению к общему центру тяжести туловища (рис. 3).

Эти патобиомеханические изменения мы рассматриваем как компенсаторные с целью уменьшения нагрузки с учетом наклона и поворота головы в противоположную от подвывиха сторону.

Подобные деформации позвоночника встречаются у детей с остро возникшим ротационным подвывихом атланта вследствие ущемления капсулы атланто-осевого сустава на фоне застарелого повреждения его связок.

Поэтому кифотические деформации в нижнешейном отделе являются компенсаторно-приспособительной реакцией позвоночника на ротационный подвывих атланта в виде остановки патологической торсии.

Саногенетический механизм формирования функциональных блокад. При сопоставлении локализаций функциональных блокад с уровнем нулевой геометрической торсии выявлено, что они наиболее часто выявлялись в шейно-грудном и грудопоясничном переходах (рис. 4).

Полученные данные свидетельствуют о наиболее частой локализации функциональных блокад в местах минимальной геометрической торсии позвонков, предохраняющих позвоночно-двигательные сегменты от статической перегрузки. Формируются функциональные блокады с целью остановки геометрической торсии позвонков для уменьшения патогенетической проприоцептивной гиперафферентации с сегментарных мышц позвоночно-двигательного сегмента. При длительном течении функциональных блокад они сами становятся очагом гиперафферентации, требующим новых компенсаторных биомеханических реакций. Поэтому устранение саногенных функциональных блокад в условиях нейромоторной дезорганизации и неоптимальной статики может привести к усугублению неврологической и биомеханической недостаточности в организме ребенка. Полученные данные свидетельствуют о том, что функциональные блоки – это неспецифическая реакция организма ребенка в виде остановки патологической торсии позвонков в ответ на патологию в суставах головы.

Таким образом, у детей с динамическим ротационным подвывихом атланта сколиотическая деформация позвоночника — это сложная компенсаторно-адаптивная реакция всей позвоночно-кинематической цепи в ответ на патологию в суставах головы. Кифотические деформации в нижнешейном отделе являются компенсаторно-приспособительной реакцией позвоночника на ротационный подвывих атланта в виде остановки патологической торсии. Формирование функциональных блокад в местах минимальной геометрической торсии представляет собой неспецифическую саногенную реакцию с целью остановки патологической торсии позвонков.

Выводы

Неспецифические реакции организма в ответ на динамический ротационный подвывих атланта обусловливают появление кифотической деформации нижнешейных позвоночно-двигательных сегментов, функциональных блокад с целью остановки патологической торсии позвоночника.


Список литературы

1. Бродская З.Л., Ручкин Б.Ф. Кранио-вертебральные аномалии // Мат-лы 2-й научной конференции по рентгенокраниологии. — Казань, 1968. — С. 43-45.

2. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных (острый период и поздние осложнения). — Казань, 1995. — 367 с.

3. Poncet P., Dansereau J., Labelle H. Geometric torsion in idiopathic scoliosis tree-dimensional analysis and proposal for a new classification // Spine. — 2001. — № 26. — P. 2235-2243.


Вернуться к номеру