Журнал «Здоровье ребенка» 6 (27) 2010
Вернуться к номеру
Исследование слуха у новорожденных детей
Авторы: Шилова Н.А., Харламова Н.В., Чаша Т.В., Куликова Н.Ю., Толкачева Е.В., Федеральное государственное учреждение «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова Росмедтехнологий», Россия
Рубрики: Педиатрия/Неонатология
Версия для печати
Частота нарушений слуха у новорожденных детей составляет 1–2 %. Нами было обследовано 105 новорожденных из группы риска по развитию тугоухости при помощи метода задержанной вызванной отоакустической эмиссии и отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения с помощью прибора «Нейро-Аудио-Скрин» (фирма «Нейрософт», г. Иваново). Отоакустическая эмиссия была выделена у 90 (85,7 %) новорожденных, что свидетельствовало о нормальной слуховой функции. У 15 (14,3 %) детей был получен результат «Не прошел», у 13 из них отрицательный результат аудиологического обследования был подтвержден при обследовании методом коротколатентных слуховых вызванных потенциалов, и им был поставлен диагноз сенсоневральной тугоухости 1–2-й степени тяжести.
Новорожденные, нарушения слуха, отоакустическая эмиссия.
Введение
По данным Всемирной организации здравоохранения, на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости, а нарушения слуха легкой и средней степени выраженности имеются у 1–2 % новорожденных. Важность раннего выявления нарушений слуха у новорожденных не вызывает сомнений, так как коррекция нарушений слуховой функции должна проводиться как можно раньше, и успех реабилитации плохо слышащих детей напрямую зависит от того, в какие сроки она была начата. И если снижение слуха диагностировано на первом полугодии жизни, то вовремя проведенная реабилитация позволит сформировать грамотную речь у ребенка [1, 2].
Материалы и методы
Исследование слуха было проведено у новорожденных детей из группы риска по формированию тугоухости и глухоты. Исследование слуха проводилось у детей в возрасте 3–4 недель жизни в отделении патологии новорожденных и выхаживания недоношенных детей II этапа ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Росмедтехнологий» при помощи метода задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ) и отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения (ПИОАЭ) с помощью прибора «Нейро-Аудио-Скрин» фирмы Нейрософт (г. Иваново). Прибор «Нейро-Аудио-Скрин» используется для проведения аудиологического скрининга здоровых новорожденных. Обследование у детей группы риска проводилось в утренние часы после кормления в состоянии естественного сна. Диагностика проводится при помощи запатентованного алгоритма и отличается высокой чувствительностью и специфичностью. Исследование одного уха ребенка занимает около 2 минут. В момент исследования на экране монитора результаты теста отражаются в динамике в виде графика. При получении положительного результата на экране появляется надпись: «Прошел»; если в течение 120 секунд 100% результат не был достигнут, появляется надпись: «Не прошел».
Результаты
Нами было обследовано 105 новорожденных, родившихся на 26–40-й неделе гестации. Все пациенты имели факторы риска по развитию тугоухости.
К факторам риска по развитию тугоухости и глухоты относятся:
— неблагоприятное течение беременности — токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестоз, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов, которые обладают ототоксическим эффектом как побочным действием, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
— патологические роды — преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другие патологии, приводящие к асфиксии и внутричерепной травме плода;
— патология периода новорожденности — выраженная гипербилирубинемия, недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лорорганов), сепсис, менингоэнцефалит, черепно-мозговые травмы, применение ототоксических антибиотиков, наркоз и др.;
— наследственная форма тугоухости — угроза рождения ребенка с тугоухостью при заболевании одного из родителей составляет 50 % [3].
У обследованных нами новорожденных не было ни одного случая наследственной формы тугоухости, в то же время у каждого ребенка имелось как минимум 2 фактора риска по развитию нарушений слуха.
Анализ биологического анамнеза показал, что матери всех обследованных детей относились к группе высокого риска перинатальной патологии, а течение беременности у всех осложнилось формированием хронической внутриутробной гипоксии плода. Все женщины имели экстрагенитальную патологию: анемия диагностирована у 34 (32,3 %) беременных, вегетососудистая дистония — у 17 (16,1 %), хронический пиелонефрит — у 10 (9,5 %), диффузное увеличение щитовидной железы — у 8 (7,6 %) беременных, с одинаковой частотой выявлялись артериальная гипертензия, варикозная болезнь нижних конечностей, миопия, ожирение — у 7 (6,6 %) беременных, в единичных случаях имелись хронический гастрит, хронический цистит, мочекаменная болезнь, онкологическая патология.
Физиологического течения беременности не было ни у одной женщины. Наиболее часто выявлялись: внутриутробная инфекция — у 44 (41,9 %) женщин, водянка беременных — у 34 (32,3 %), фетоплацентарная недостаточность — у 28 (26,6 %), ОРВИ перенесли во время беременности 29 (27,6 %) пациенток, угрозу прерывания — 22 (20,9 %), кольпит — 22 (20,9 %); в одинаковом проценте случаев (4,7 % — 5 женщин) выявлялись гестационный пиелонефрит, ранний гестоз, маловодие, многоводие, гестационный сахарный диабет, гестационный пиелонефрит, нефропатия.
Течение родов было осложненным у 80 пациенток (76,1 %): у 30 женщин (28,5 %) роды закончились путем операции кесарева сечения, показанием к которой послужили тяжелая экстрагенитальная патология матерей, тяжелое течение беременности, острая гипоксия плода в родах, преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Реже встречались дородовое излитие околоплодных вод — у 14 (13,3 %) рожениц, длительный безводный период — у 7 (6,6 %), слабость и дискоординация родовой деятельности — у 6 (по 2,8 %).
Необходимо отметить, что исследования проводились в отделении патологии новорожденных, куда переводились дети из детского реанимационного отделения — 66 пациентов (62,8 %) и детских отделений родильного стационара — 39 (37,2 %). Из них 47 детей (44,7 %) были доношенными и 58 (55,3 %) недоношенными. По массе дети распределились следующим образом: по 7 детей (6,6 %) с экстремально низкой и очень низкой массой тела, 10 детей (9,5 %) с массой от 1,5 до 2 кг, 20 детей (19 %) от 2,0 до 2,5 кг, остальные дети более 2,5 кг. При рождении оценка по шкале Апгар 8/9 баллов была всего у 7 детей (6,6 %), остальные дети родились в асфиксии, из них 15 (14,2 %) в тяжелой асфиксии и 42 (40 %) в асфиксии средней степени тяжести. Среди факторов риска развития тугоухости в неонатальном периоде лидирующее положение занимали тяжелые поражения ЦНС и внутриутробная инфекция. Среди патологии ЦНС чаще встречались внутрижелудочковые кровоизлияния I и II ст. — у 53 (50,4 %) и 26 (25,2 %) детей соответственно, перивентрикулярная лейкомаляция — у 8 (7,6 %), субарахноидальное кровоизлияние — у 5 (5,25 %), врожденные пороки развития ЦНС — у 3 (3,15 %) детей (синдром Денди — Уокера — 2 случая, гипоплазия мозолистого тела — 1 случай). Внутриутробное инфицирование (58 новорожденных — 56,5 %) было реализовано в виде врожденной пневмонии у 26 (44,8 % всех случаев внутриутробного инфицирования), менингоэнцефалита у 7 (12,1 %), энтероколита у 10 (17,2 %), инфекции мочевыводящих путей у 14 (24,2 %) детей, в 1 случае (1,7 %) была диагностирована генерализованная внутриутробная инфекция.
Отоакустическая эмиссия была выделена у 90 (85,7 %) новорожденных, что свидетельствовало о нормальной слуховой функции. У 15 (14,3 %) детей был получен результат «Не прошел». Все пациенты, не прошедшие тест, были осмотрены лор-врачом, а в дальнейшем направлялись к сурдологу для проведения аудиологического исследования методом коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). У 2 детей был получен ложноотрицательный результат: у одного из них отсутствие отоакустической эмиссии было связано с анатомическим дефектом строения слуховых ходов (узкие слуховые ходы), при исследовании КСВП слуховая функция не была нарушена, у другого ребенка при осмотре лор-врачом был поставлен диагноз острого отита и после проведенного лечения отоакустическая эмиссия была выделена.
У остальных 13 (15,3 %) детей отрицательный результат аудиологического обследования был подтвержден при проведении КСВП, и им был поставлен диагноз сенсоневральной тугоухости 1–2-й степени тяжести. Среди пациентов с нарушенной слуховой функцией были 2 детей с врожденными пороками развития ЦНС в сочетании с церебральной ишемией и врожденной пневмонией, 1 недоношенный ребенок с врожденной патологией лор-органов (расщелина твердого неба). У 3 младенцев был диагностирован тяжелый менингоэнцефалит: 2 из этих детей имели экстремально низкую массу тела при рождении, третий ребенок был доношенным, но родился с оценкой по шкале Апгар 0–1 балл. У 4 недоношенных детей имели место двусторонние внутрижелудочковые кровоизлияния, 1 ребенок был с церебральной ишемией III ст., 1 ребенок от матери с онкопатологией.
Выводы
1. Частота нарушений слуха у новорожденных из группы риска по развитию тугоухости возрастает в 6–7 раз — до 15 %.
2. Аудиологическое обследование необходимо проводить всем новорожденным, особенно имеющим факторы риска по развитию тугоухости.
3. После выявления детей с отрицательным результатом аудиологического обследования, их необходимо направлять на осмотр к лор-врачу для исключения анатомических дефектов наружных слуховых ходов и острой лор-патологии.
4. Методики регистрации ЗВОАЭ и ПИОАЭ являются объективными, не требуют сознательного участия пациента, проводятся в состоянии естественного сна (не требуют применения медикаментозных средств), легки в выполнении, полное обследование пациента занимает менее 5 минут. Анализ полученных результатов позволяет исследовать слух и определить его снижение у детей с первых дней жизни.
1. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни: новая медицинская технология. — М., 2008. — 8 с.
2. Неонатология: национальное руководство / Под ред. Н.Н. Володина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 848 с.
3. Петровская А.Н., Архангельская И.И., Кулагина М.И. Аудиологические возможности исследования слуха у новорожденных детей // Надежность и достоверность научной информации в оториноларингологии: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — М, 2005. — 168 с.