Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Здоровье ребенка» 3 (30) 2011

Вернуться к номеру

От редактора

О том, что здравоохранение Украины больное, известно всем. Состоянием медицины недовольны все: и население, и медики. У нас продолжительность жизни одна из самых низких: по информации Счетной палаты Украины, смертность населения превышает соответствующие показатели Европы почти в 6 раз, причем большая часть людей, около 80 %, умирают еще на догоспитальном этапе. Этот показатель в европейских странах равняется 30 %. По результатам исследования, проведенного Мировым банком, одна треть украинцев умирает преждевременно — в возрасте до 65 лет, примерно половину смертей в возрасте до 75 лет в Украине можно было бы предотвратить с помощью надлежащей профилактики и лечения. По-прежнему высока детская и материнская смертность. Первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова сообщила, что на сегодняшний день детская смертность в Украине в 2,4 раза выше, чем в странах Европы, а материнская смертность — в 3–4 раза. Мы на 88–90-м месте из 130 стран мира по распространению туберкулеза и СПИДа. Такая ситуация негативно влияет на благополучие граждан и в конечном счете отрицательно отражается на конкурентоспособности экономики государства. С каждым годом количество населения страны уменьшается — умирает больше, чем рождается. Это уже угроза нацио­нальной безопасности, угроза существованию нашего государства.

Прошло двадцать лет от создания независимой Украины, но одна из главных статей Конституции — оказание качественной бесплатной медицинской помощи не только не выполнена, но и не выполняется. По данным Госкомстата Украины, в 2009 г. 20,5 % населения страны не смогли получить необходимую медицинскую помощь по причине ее высокой стоимости, среди малообеспеченных эта доля достигла почти 30 %. Практически каждый пятый из числа нуждающихся в медицинской помощи откладывает обращение в медицинское учреждение из-за опасения получить медицинскую помощь низкого качества или в связи с невозможностью ее оплатить. Многие онкологические больные отказываются от лечения из-за страха обременить своих родственников огромными финансовыми расходами. В стационарах 80 % лекарственного обеспечения берут на себя сами больные. Да и цены на лекарственные препараты на 20–30 % выше, чем в Европе. А их качество? А количество генерических средств (аналогов)? К примеру, только откашливающих препаратов зарегистрировано у нас более 350 наименований. Кому это нужно? Уверен, только не пациентам и врачам, назначающим лечение. В выступлении вице-премьера Сергея Тигипко говорится о сегодняшних затратах на медицину в сумме не более 3,3 % от ВВП. В странах Европы и Северной Америки данный показатель составляет 12–15 % от ВВП. А средняя зарплата украинского врача, по утверждению председателя комитета по здравоохранению Татьяны Бахтеевой, заложенная в бюджете на 2011 год, составляет 1642 грн (по данным Госкомстата, среднестатистический житель Украины получает 3506,5 гривны).

Жизненно необходима коренная перестройка как идеологии, структуры здравоохранения, так и государственного обеспечения здоровья нашего населения. За время создания нашего государства, с приходом каждого нового министра здравоохранения декларировались программы реформирования. К сожалению, только декларировались… Потому что только силами министерства, без участия всех государственных институтов, в том числе института власти, решение этой проблемы заканчивается мыльным пузырем, что мы наблюдали все эти годы. Назрела жизненная необходимость участия в этом лично президента и всех ветвей власти. Иначе исход предрешен — по-прежнему граждане Украины будут преждевременно стареть и умирать без оказания необходимой помощи. Барак Обама был избран главой правительства США в большей мере благодаря своей программе оптимизации оказания медицинской помощи гражданам страны, увеличения ее финансирования. А Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Франция и Швеция — все как один объявили о реформах своих систем здравоохранения, направленных на сокращение цен на лекарственные средства, на удешевление затрат населения на медицинскую помощь при сохранении ее качества.

Поэтому весьма обнадеживающе видится сегодняшний подход власти к реформированию здравоохранения, вернее его идеологии. Причем принципы реформы разрабатываются не только и не столько самим профильным министерством, а межотраслевыми структурами под патронатом Администрации Президента. Причем, что является весьма положительным фактом, нет скороспелости, скоропалительности в утверждении предложений. Весь 2011 год посвящен подготовительному этапу проведения реформы. Идет серьезное обсуждение предложений. И только к концу года предполагается проведение эксперимента в нескольких областях Украины.

Я не большой специалист в организации здравоохранения, но то, что первой и, наверное, одной из главных задач реформы является оптимизация первичного звена оказания медицинской помощи, звучит обнадеживающе. Ведь 80–90 % населения должны обследоваться и лечиться амбулаторно, у врачей общей практики. Они должны играть ключевую роль, как кураторы и координаторы лечения пациентов с сочетанными хроническими заболеваниями, в обеспечении широкого спектра медико-профилактических мер. Вместе с тем за период 1990–2008 гг. не только в Украине, но и, согласно данным Alexandra Wyke, генерального директора международной исследовательской компании PatientView, в странах Европы среднее количество узких медицинских специалистов на душу населения увеличилось приблизительно на 50 %, в то время как для врачей общей практики уровень прироста составил лишь 15 %. Исходя из этого Alexandra Wyke обрисовала будущую тенденцию, которая сводится к уменьшению зависимости от врача-специалиста и предоставлению более широких полномочий в принятии решений врачам общей практики и
большей их ответственности. Именно на плечи врача общей практики по современной мировой концепции здравоохранения должен ложиться груз сохранения здоровья человека, понятие которого ВОЗ дала еще в 1948 г.: «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболевания или недомогания». Но этого не произойдет, если врач первичного звена не будет обеспечен адекватными его задачам условиями труда — начиная от помещения и оборудования и заканчивая достойной заработной платой. Только это в сочетании с усовершенствованием и приближением структур экстренной и доступной медицинской помощи может сделать доступным для пациента качественное, современное и эффективное врачебное наблюдение.

Второй и третий этапы оказания уже специализированной медицинской помощи предлагается осуществлять в мощных окружных госпиталях, рассчитанных на 150–200 тысяч населения и обеспеченных самыми современными технологиями, с региональными диагностическими центрами, клиниками медицинских университетов. Причем с передачей всех получаемых данных о больном, учитывая электронные коммуникационные возможности, непосредственно в первичное медицинское звено.

Реформа предполагает и обязательное повышение квалификации врача. Врач сегодня не может совершенствоваться раз в пять лет. А чаще это весьма проблематично: во-первых, нехватка медиков, особенно в сельских районах, а во-вторых, финансовые трудности как у органов здравоохранения, так и у самих врачей. Поэтому важнейшее значение придается в проекте реформы очно-заочному методу повышения квалификации, в частности, через медицинские издания, при участии профильных кафедр медицинских университетов.

Проблем в реорганизации здравоохранения Украины множество, проблем сложных и труднорешаемых. Одна из них — финансирование отрасли. И самая наболевшая — оплата труда медика. Если она не увеличится в разы, все благие намерения пойдут прахом. По-прежнему профессия будет оставаться непрестижной и держаться в основном на пенсионерах, а молодежь будет или бросать медицину, или уезжать за рубеж. Не будет материального стимула к совершенствованию, к более ответственному отношению к работе. Не будет многого, а главное, ситуация со здоровьем человека в нашей стране останется на прежнем, критическом, уровне. А основания для этих сомнений существуют. Так, в этом году, когда наша Донецкая область входит в пилотный проект реформы, финансирование здравоохранения уменьшено в сравнении с прошлым годом на 200 млн гривен! Парадокс. Ведь когда мы проектируем ремонт в своей квартире, а это тоже реформирование, мы обязательно закладываем повышение семейных расходов, причем в 1,5, а то и 2 раза от предполагаемой сметы. А у нас все наоборот — нет денег. При этом еще один оте­чественный парадокс — растущие как на дрожжах здания офисов, магазинов, ресторанов, многочисленные шикарные особняки, огромное количество роскошных автомобилей, которые в Европе, даже в богатых странах, редкость и… в бюджете нет средств на здоровье человека, нищие врачи и учителя. Нет, я не призываю забрать у богатого и отдать бедному. Мы уже это проходили. Но должна быть разумность в нашем законодательстве. Должны быть созданы условия для стимулирования благотворительности. Ведь за рубежом богатый человек за свою благотворительность получает не только моральные бонусы и моральное удовлетворение. Государство за счет налоговых и материальных поощрений делает благотворительность весьма привлекательной для вложения денег. Я видел в Европе крупные медицинские центры, больницы, созданные на многомиллионные благотворительные вложения меценатов. И это демократия в действии. У нас благотворительность — это масса проблем и материальные потери.

Обо многом можно писать, многое обсуждать. Но нужна добрая воля, разум, нужны добрые помыслы, чтобы подняться с колен безразличия и безысходности и в мыслях и в делах. И пусть не мы, но дети наши будут радоваться, что родились в Украине.

Главный редактор профессор Е.И. Юлиш



Вернуться к номеру