Журнал «Здоровье ребенка» 7 (34) 2011
Вернуться к номеру
Особенности дерматоглифических параметров у юношей с первичной артериальной гипертензией и их родителей
Авторы: Толмачева С.Р., Багацкая Н.В. ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков АМН Украины», г. Харьков
Рубрики: Педиатрия/Неонатология
Версия для печати
У 78 юношей с первичной артериальной гипертензией и 60 родственников-пробандов (матери, отцы) в 37 семьях изучены дерматоглифические параметры. Выявлены особенности количественных и качественных показателей дерматоглифики у подростков основной группы. Установлена корреляционная связь величины гребневого счета в паре «отец — сын». Выделено 15 прогностически значимых показателей дерматоглифики в развитии первичной артериальной гипертензии у лиц мужского пола.
Summary. There have been examined dermatoglyphic parameters in 78 adolescent boys with primary hypertension and 60 relatives-probands (mothers and fathers) from 37 families. The peculiarities of quantitative and qualitative dermatoglyphic indicators in adolescents of basic group have been detected. The correlation in ridge score value for any «father — son» pair has been established. There were discovered 15 prognostically significant dermatoglyphic parameters for primary hypertension development in male patients.
Резюме. У 78 юнаків із первинною артеріальною гіпертензією і 60 родичів-пробандів (матері, батьки) в 37 родинах вивчені дерматогліфічні параметри. Виявлені особливості кількісних і якісних показників дерматогліфіки в підлітків основної групи. Установлений кореляційний зв’язок величини гребеневого рахунку в парі «батько — син». Виділені 15 прогностично значимих показників дерматогліфіки в розвитку первинної артеріальної гіпертензії в осіб чоловічої статі.
Дерматоглифика, подростки, первичная артериальная гипертензия.
Key words: dermatoglyphics, adolescents, primary hypertension.
Ключові слова: дерматогліфіка, підлітки, первинна артеріальна гіпертензія.
Использование дерматоглифики в медицине как метода генетического анализа началось в 60х годах прошлого столетия. Известно, что дерматоглифические параметры, которые не изменяются в течение всей жизни человека, «составляют маркерную генетическую систему широкого биологического диапазона». При некоторых наследственных заболеваниях наблюдаются характерные изменения структуры кожного рельефа пальцев и ладоней. Особенности расположения папиллярных рисунков на пальцах свидетельствуют о высокой генетической детерминации и являются классическим генетическим маркером [1, 2]. Использование дерматоглифики рекомендовано группой экспертов ВОЗ (1971) в качестве объективного критерия при изучении полигенных систем для болезней наследственного предрасположения, к которым относится и артериальная гипертензия [3]. Как полагает Е.Р. Яголинтзер, дерматоглифика может быть использована при медикогенетическом консультировании больных с артериальной гипертензией для оценки генетического риска ее возникновения среди членов семьи. В настоящее время в литературе встречаются лишь единичные работы, посвященные данному вопросу [4–6].
Цель исследования — выделить прогностически значимые дерматоглифические критерии для прогноза артериальной гипертензии у лиц молодого возраста.
Материалы и методы исследования
Дерматоглифические параметры изучены у 78 юношей с первичной артериальной гипертензией (ПАГ) в возрасте 13–18 лет, находившихся на стационарном лечении в отделении кардиоревматологии института, и у 60 родственниковпробандов (матери, отцы) в 37 семьях. Группу сравнения составили 50 здоровых подростков того же возраста. Дерматоглифические исследования проведены в группе лиц одинаковой этнической принадлежности (русские, украинцы). Использовалась методика анализа, предложенная H. Cummis, Ch. Midlo с учетом унифицированной Лондонской классификации по дерматоглифике [7]. Дерматоглифы анализировались по количественным и качественным показателям для левой и правой руки раздельно и суммарно. Рассчитаны индексы Данкмейера (отношение A/W), Пола (A/L), Фуругата (W/L) и дельтовый индекс (Dtr).
Статистическая обработка данных проведена с помощью прикладных программ в системе Excel на ПК IBM PC.
Результаты исследования и их обсуждение
При анализе количественных дерматоглифических параметров установлены достоверные различия между основной группой и контролем: по расстоянию ad на обеих руках, at — на правой руке; по углам ctd и atb — на левой руке; по гребневому счету ab и bc — на левой руке и RCV на обеих руках (табл. 1).
Выявлены различия в окончаниях главных ладонных линий: у юношей с ПАГ линия А чаще заканчивалась в 3, 5’ и 4м полях на левой руке и в 5’ и 4м — на правой, а у здоровых юношей — в 4, 11м на левой руке и в 3, 4 и 2м полях — на правой руке; линия В — в 7 и 5’’м на обеих руках в основной группе, в группе сравнения — в 7 и 5’м полях на левой руке, в 7, 5’ и 4м — на правой. Главные ладонные линии С и D в обеих сравниваемых группах заканчивались в одних и тех же полях: линия С — в 7 и 9м, линия D — во 2 и 9м.
Среди качественных признаков у подростков основной группы выявлено разнообразие узорных типов на ладони и пальцах. На гипотенаре обеих рук у юношей с ПАГ узор Аu/Ас (у 39,7 % на левой руке и у 44,9 % — на правой, р < 0,01) встречался достоверно чаще, чем у здоровых сверстников (соответственно 14,0 и 22,0 %), и реже — ульнарные дуги (Аu на левой руке в контрольной группе у 60,0 % исследуемых, в основной — у 16,7 %, а на правой — соответственно у 46,0 и 12,8 %; р < 0,001). Только у подростков с ПАГ (11,5 %) на левой руке встречался узор Lr/Ac, а в 2,6 % случаев на второй межпальцевой подушечке обеих рук определялась большая петля (L). Кроме того, на третьей межпальцевой подушечке выявлено значимое снижение частоты малой петли (l) на обеих руках и отсутствие узора на левой руке (р < 0,01); на четвертой межпальцевой подушечке — достоверное повышение встречаемости малой и большой петли (р < 0,05 и р < 0,01) и снижение частоты дополнительного пальцевого трирадиуса в сочетании с малой петлей (id) на левой руке (р < 0,05). Сравнительный анализ узорного фенотипа на пальцах рук показал увеличение частоты встречаемости дуг (А; 4,4 %), уменьшение завитков (W; 31,1 %) и сложных узоров (3,6 %) у подростков основной группы в сравнении с контролем (соответственно 1,8; 33,8 и 7,6 %). У юношей с ПАГ на первом, третьем и пятом пальцах рук выявлены дуги, которые не встречались у здоровых подростков.
В основной группе на обеих руках увеличены индексы Данкмейера (22,2 и 8,4 против 6,8 и 4,2 — в контроле) и Пола (8,8 и 5,3 против 3,1 и 2,8), снижен индекс Фуругата (39,6 и 63,3 против 45,9 и 67,6).
Анализ других дерматоглифических показателей статистически значимых различий в частоте определения тех или иных узоров не выявил.
При сравнительном анализе дерматоглифических параметров родителей и их детей выявлена идентичность в частоте окончания главных ладонных линий А, В, С и D, в рисунке гипотенара, тенара, второй межпальцевой подушечки, в общности пальцевых узоров и индексов Данкмейера и Пола. Установлена корреляционная связь (р < 0,01) для величины гребневого счета в паре «отец — сын», в паре «мать — сын» значимой связи не получено.
Обнаруженный у юношей с ПАГ набор качественных дерматоглифических признаков, сходных с таковыми у мужчин, перенесших инфаркт миокарда в возрасте до 45 лет (исследования проведены Е.В. Акимовой и З.Н. Евсеевой в той же лаборатории медицинской генетики института), позволяет высказать предположение о возможной подверженности раннему развитию атеросклероза этих подростков [8].
Проведение математического расчета прогнозирования заболевания при помощи неоднородной процедуры Вальда позволило выделить 15 прогностически значимых показателей дерматоглифики в развитии ПАГ у лиц мужского пола (табл. 2). Апробация выделенных прогностических дерматоглифических критериев на основной группе больных и лиц, не вошедших в основную группу, показала, что в 72,6 % случаев был установлен правильный диагноз, неопределенный — в 27,4 %.
Таким образом, полученные данные дерматоглифического анализа у юношей и их родителей свидетельствуют о значимости генетической детерминированности в развитии артериальной гипертензии. Показатели дерматоглифики могут быть использованы в качестве скринингтеста или дополнительного диагностического теста в комплексе с другими клиниколабораторными исследованиями, а прогностические признаки — для прогнозирования развития артериальной гипертензии у подростков.
1. Mein Ch.A., Caulfield M.J., Dobson R.J. Genetics of essential hypertension // Hum. Mol. Genet. — 2004. — № 13. — P. 169175.
2. Великорецкая М.Д. Значение дерматоглифики в клинической практике // Педиатрия. — 1986. — № 6. — С. 3843.
3. Пузырев В.П., Карпов Р.С. Генетика артериальной гипертонии: Руководство по артериальной гипертонии / Под ред. акад. Е.И. Чазова, проф. И.Е. Чазова. — М.: Медиа Медика,2005. — 784 с.
4. Мазо Р.Э., Надеждина Е.А. Артериальная гипертензия у детей. — Минск: Наука и техника, 1985. — 173 с.
5. Люсов В.А., Евсиков Е.М., Машкова Ю.М. и др. Роль генетических факторов в развитии первичной артериальной гипертензии у молодых мужчин призывного возраста // Российский кардиологический журнал. — 2005. — № 3. — С. 617.
6. Глотка Л.І. Особливості розподілу дерматогліфічних показників в ядерних сім’ях хлопців з гипоталамічним синдромом пубертатного періоду // Актуальні проблеми акушерства і гінекології, клінічної імунології та медичної генетики. — Київ; Луганськ, 2009. — Вип. 16. — С. 299303.
7. Loesch D.W. Sprawie nomenclature method badania dermatoglifow // Folia Morph. — 1969. — Vol. 28, № 1. — P. 97100.
8. Акимова Е.В., Евсеева З.Н. Особенности дерматоглифики у отцов, перенесших инфаркт миокарда в молодом возрасте, и у их детей // Педіатрія, акушерство і гінекологія. — 1989. — № 4. — С. 910.