Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Здоровье ребенка» 4 (39) 2012

Вернуться к номеру

От редактора

Способен ли низкооплачиваемый специалист ответственно выполнять высококвалифицированную и очень важную для общества работу? Конечно, нет! Но наше общество уверено в том, что медики и учителя в отличие от остальных соотечественников — альтруисты и готовы за 800–1200 гривен в месяц брать на себя заботу о жизни, физическом и моральном здоровье, этике и духовности членов этого общества. Мало того, общество считает, что указанные специалисты, учитывая выбранную ими профессию, в полной мере всем удовлетворены! Общество даже берет на себя право громогласно говорить об этом с трибуны: «…благородный труд на благо общества и человека…» А вот в Великобританию, где врачей уже катастрофически не хватает, на выходные прилетают эскулапы из Германии, Франции и других стран Европы подменять местных. И им за это платят по 1500 фунтов суточных. То есть у врачей там с благородством не очень…

Жан-Жак Руссо писал: «Заблуждаются не потому, что не знают, а потому, что думают, что знают…» На лицо в нашей стране фарисейство в отношениях «общество — медики». Общество считает, что медики должны делать свое дело качественно, по самым лучшим образцам, «потому что работают с живым человеком, а не с машиной». А вот платить ему много? Ведь он сам выбрал профессию, его же никто не заставлял…

На самом же деле медицина в лице своих работников представительна по основным категориям людей, живущих в данном обществе и в данное время. И в процессе их профессиональной деятельности проявляется все многообразие мотивов, человеческих ценностей и жизненных интересов, в том числе и материальных. И понять это несложно. Но наше общество почему-то этого видеть не желает. Ему выгодно понятие, что медики должны работать самозабвенно, ответственно и качественно согласно морально-этическим, духовным принципам, звучащим в известной клятве, о которой нам все время напоминают, не придавая при этом должного значения материальным благам, также необходимым как врачу, так и его семье.

Эксплуатация такого отношения обусловлена, на мой взгляд, попыткой распространения на медиков альтруистических качеств, свойственных лучшим традициям лучших представителей человечества, но чьих-то других, не своих собственных. Если спросить у окружающих людей, могут ли они днем и ночью, в дождь и в ветер ухаживать, слушать, лечить, поддерживать и успокаивать больных, находить для них время, силы, проявлять участие, отдавать им свое здоровье, душу, сердце, и сердцем же отвечать за свои ошибки, и все за ту зарплату, вернее, «жалованье», которое нам «жалует» наше общество? Ответ прогнозируем. Но сказывается многолетняя экономически и политически выгодная государству эксплуатация образа медицины как сферы бескорыстной и самозабвенной деятельности для выбравшего профессию врача человека. Много десятилетий мы, медики, и наше общество воспитывались работать в режиме «светя другим, сгорайте сами». И сгораем. Не секрет, что средняя продолжительность жизни врача короче, чем инженера, не говоря уже об управленцах, банкирах, депутатах и т.д.

Последствия многолетней жизни данного мифа и для врача, и для пациентов скорее отрицательны, нежели положительны. Из-за нежелания государства адекватно оплачивать профессиональную деятельность высшей категории сложности в современных условиях растет количество некомпетентных, зависимых, недовольных своей участью работников здравоохранения. А пациенты, привыкшие получать бесплатную, независимо от ее качества, помощь, не могут перейти к реалиям, что в свое здоровье необходимо вкладывать немалые средства. И в тех, кто занимается здоровьем, — в медиков. Не в виде вознаграждений и конвертов, а в виде официально высокой зарплаты за ответственнейший труд — охрану здоровья. Отсутствие у общества понимания этого выливается в низкий бюджет здраво­охранения, низкую зарплату врача, плохие условия работы. Вот и усугубляется нищета отрасли, происходит резкое расслоение медиков как по уровням доходов, так и по качеству работы. В государственном секторе здравоохранения формируется значительный теневой рынок. А в нем активно используются и без того недостаточные ресурсы «бесплатной» медицинской помощи.

Понимание обществом действительности должно заставить власть и пациентов свыкнуться с мыслью о том, что квалифицированный труд не может быть дешевым, как бы государству этого ни хотелось. Вероятность того, что низкооплачиваемый специалист способен ответственно выполнить высококвалифицированную работу, достаточно низка в любой области человеческой деятельности. Отсюда вывод: традиционная экономия на рабочей силе в сфере медицинской помощи — совсем небезопасный для пациента способ сбережения бюджетных средств. Ведь в той же известной клятве написано, что общество должно полностью и достойно обеспечивать своего врача всем жизненно необходимым…

Но нельзя думать, что одного повышения оплаты труда будет достаточно для того, чтобы медики начали работать качественно и ответственно. Отсюда также вытекает и готовность пациента платить врачу, даже не разобравшись предварительно, какого уровня он специалист. Человечество знает всего три причины, заставляющие людей хорошо делать свое дело: это материальные стимулы (экономический фактор принуждения), страх и совесть (внеэкономические факторы принуждения). Под словом «страх» в первую очередь имеется в виду понимание человеком неизбежной ответственности за небрежный или недобросовестный труд. Именно закон напоминает людям о том, что при нарушении установленных правил деятельности они подвергнутся вполне конкретному наказанию — юридической ответственности. Исторический опыт человечества показывает, что из всех трех обсуждаемых нами факторов, влияющих на качество труда, самым эффективным является действующий закон. Рассчитывать же на то, что в столь массовой профессии, как медицинская, «совесть — лучший контролер», значит предаваться иллюзии. Точно такой же иллюзией является и представление о том, что качество работы повышается пропорционально росту ее оплаты. Только совместное и гибкое использование правового регулирования (ответственности), материального стимулирования и внутренних стимулов к труду способны создать условия, при которых его результаты смогут удовлетворять большинство. Сегодня в здравоохранении первый и второй факторы практически не используются, третий же, человеческая совесть, государством достаточно беззастенчиво эксплуатируется. Отсюда и соответствующее используемым методам управления качество медицинской помощи: практически самая короткая в Европе продолжительность жизни украинца, почти самые высокие показатели материнской и младенческой смертности, самая высокая инфицированность ВИЧ и заболеваемость СПИДом. И при этом самая низкая в Европе заработная плата медиков!

Волнует ли это наше общество, наших власти предержащих? Наверное, да. Думаю, все согласны с сентенцией М. Жванецкого: «Можете лечиться бесплатно, но если вас интересует результат...» И если бы эти проблемы обсуждались на заседаниях Верховной Рады так же рьяно, как дебатировались вопросы государственного языка, что мы наблюдали недавно по ТВ: эмоционально, с использованием мощной «жестикуляции» и тесных физических «взаимоотношений», с обилием синяков и порванных сорочек… Вне всякого сомнения, языкознание и его государственность важны и в некоторых ситуациях, может быть, даже первостепенны. Это мы хорошо знаем из новейшей истории. Но наши избранники, спорящие о языке, в большинстве случаев лечатся не у отечественных, хотя и прекрасных врачей, да и не в отечественных больницах. А вот нам, гражданам Украины, очень хочется, чтобы соотечественники, независимо от их избранности и размеров кошельков, жили дольше, дети болели реже, старики не были заброшены ни родными, ни государством, а медики гордились своей профессией. И не только за ее высокую нравственность, но и за свой уровень жизни — жизни не нищего, а удовлетворенного человека, отмеченного не только моральными, но и достойными его труда материальными благами. И тогда это будет настоящий праздник общества, и не по календарю, как сегодня, а по сердцу.

Главный редактор

Е.И. Юлиш

 



Вернуться к номеру