Журнал «Здоровье ребенка» 4 (47) 2013

Вернуться к номеру

Страничка редактора

Третье воскресенье июня вот уже более сорока лет называют Днем медицинского работника. Почему именно эта дата — непонятно, но мы привыкли к поздравлениям, грамотам, подаркам и добрым словам в жаркие июньские дни. Нет на свете человека, хотя бы раз в жизни не посетившего врача. Эта профессия востребована всегда и везде. Люди благодарны медикам. И это несмотря на жалобы на современное здравоохранение (только 1 % украинцев удовлетворены отечественной медициной), на убогость больниц и вечно ломающиеся машины скорой медицинской помощи, с учетом высокой заболеваемости и смертности... Нам ли этого не знать? Однако нам благодарны…

Здравоохранение в Украине имеет свою яркую историю. В начале ХХ века (1917–1919) Украинская Народная Республика пережила несколько этапов своей государственности и здравоохранения, отличающихся особым построением центральных органов. Первый из них — период правления Центральной Рады — охватывал тринадцать с половиной месяцев. Формируя собственные управленческие структуры, правительство создало высший медико­административный орган — Центральную врачебно­санитарную Раду с созданием в Киеве Краевой врачебно­санитарной Рады — первого органа управления медико­санитарным делом автономной Украины. На 1­м Краевом врачебно­санитарном съезде 15 октября 1917 г. с программой ее работы выступил декан медицинского факультета Украинского народного университета профессор О.В. Корчак­Чепурковский, будущий министр Министерства здравоохранения периода Директории. Тогда было принято решение о том, что «все врачебно­санитарное устройство… должно базироваться на тех же, наработанных общественным медицинским мнением, демократических основах, на которых ранее строилась земская медицина». Как известно, основными ее принципами были бесплатная медицинская помощь, ее общедоступность, профилактическая направленность, участие общественности в построении системы медико­санитарной помощи, а в отрасли управления — принцип самоуправления, который Центральная Рада и сочла целесообразным внедрить на территории автономной Украины.

Председателем Краевой врачебно­санитарной Рады стал врач Борис Павлович Матюшенко — уроженец Киева и воспитанник медицинского факультета Университета св. Владимира. В 1918 г., после провозглашения независимости Украинской Народной Республики, был основан Департамент здравоохранения, первым директором которого он и стал. В двадцатых годах Б.П. Матюшенко эмигрировал в Чехословакию, стал профессором кафедры гигиены Украинского свободного университета, основанного выдающимся украинским врачом и биохимиком академиком И.Я. Горбачевским. В Праге Борис Павлович организовал Союз украинских врачей (1922–1945), издавал журнал «Украинский медицинский вестник», добился от чешского правительства финансовой помощи украинским студентам, которые завершали обучение в Чехословакии.

Следующий этап в формировании центральных органов управления медицинским делом относится к периоду правления гетмана П.П. Скоропадского. Непосредственно в управлении медико­санитарным делом наблюдался возврат к дореволюционным формам: восстановление деятельности городских управ с «отделами народного здравия», губернских и уездных земских управ с санитарными бюро. Именно в этот период впервые в истории Украины в начале мая 1918 г. был основан собственный национальный орган централизованного управления медицинским делом на правах министерства — Министерство народного здоровья и попечительства. В самом названии министерства объединялись понятия народного здоровья с опекой, что воссоздавало исторические приобретения отечественной медицины — основание еще в ХV веке в Украине медико­попечительских учреждений. В состав кабинета министров правительства гетмана подбирались не политические лидеры, а преимущественно специалисты, что довольно актуально и в наше время. Первым министром здравоохранения Украины стал Всеволод Любинский — уроженец Киевщины, фармаколог.

Энергия министра В.Ю. Любинского и его ближайших помощников — докторов И.И. Яковенко и Б.П. Матюшенко — была направлена, в первую очередь, на борьбу с эпидемиями, на поддержку и обновление имеющихся в крае врачебных институций, на использование огромного потенциала личного персонала медико­санитарных организаций военного времени, таких как Красный Крест, земский и городской союзы.

В период правления Директории (18 декабря 1918 г. — вторая половина 1919 г.) в основу управления медико­санитарным делом было положено гетманское законодательство, при этом сохранилось Министерство народного здоровья и попечительства. В то же время именно на начало периода правления Директории выпало основание первого советского централизованного органа управления медико­санитарным делом — Народного комиссариата здравоохранения Украины, декрет о котором был издан 21 января 1919 г. Главным заданием комиссариата стало формирование единой системы здравоохранения на качественно новых принципах. Министром здравоохранения периода Директории стал прежний земский и санитарный врач, доктор медицины, профессор медицинского факультета Киевского университета О.В. Корчак­Чепурковский — известный общественный деятель, активный участник создания Всеукраинского врачебного общества, один из инициаторов основания в конце 1917 г. в Киевском университете первого в истории Украины медицинского факультета с преподаванием на украинском языке и его первый декан. С его именем связаны создание первого украинского классификатора болезней, формирование украинской научно­медицинской терминологии, составление первого русско­украинского медицинского словаря.

Примечательна судьба О.В. Корчака­Чепурковского, который в начале советского периода возглавлял кафедры гигиены в медицинских учебных заведениях г. Киева. В 1921 г. он был избран первым из медиков действительным членом Всеукраинской академии наук по специальности «социальная медицина». Он организовал и возглавил кафедру охраны народного здоровья; в 1928–1934 гг. — ученый секретарь академии. В середине 30­х годов испытал гонения со стороны партии и правительства за публикацию научной работы, посвященной смертности населения гг. Киева, Харькова, Одессы и Днепропетровска вследствие искусственного голодомора в Украине. После этого академику позволили работать только в отделе демографии и санитарной статистики, впоследствии — консультантом Института клинической физиологии АН, но его научные работы уже не публиковались. В 1936 г. ему и его сыну Ю.О. Корчак­Чепурковскому, выдающемуся украинскому демографу и социальному медику, было предъявлено обвинение в фашистско­националистических взглядах. Отца по причине преклонного возраста исключили из всех академических учреждений, а сына выслали в лагеря ГУЛАГа.

30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I Всесоюзный съезд Советов, который рассмотрел вопрос о создании Союза Советских Социалистических Республик. Возник вопрос координации мероприятий в отрасли здравоохранения всех республик Союза ССР. На ІІ Всеукраинском съезде здравотделов (1923) была подчеркнута необходимость создания сети поликлиник, женских и детских консультаций, выдвинуто решение о расширении профилактических мероприятий в деятельности не только санитарных врачей, но и врачей лечебного профиля. Именно поликлиникам и амбулаторно­поликлиническим учреждениям придавалось главное значение в организации лечебно­профилактической помощи населению, повышении уровня его здоровья и оказании неотложной медицинской помощи. (Смотрю на принципы сегодняшнего реформирования здравоохранения — точно такие же…)

К началу 1941 г. система охраны здоровья Украинской ССР насчитывала 29 000 врачей и 91 000 средних медработников. В республике были созданы 16 медицинских институтов, 4 института усовершенствования врачей и фармацевтов и 45 научно­исследовательских учреждений. Но в то же время наряду с успехами системы здравоохранения в Украине открылась другая, темная сторона построения социалистического общества. Поиски врагов, истинных и мнимых, разрушали личность, ее интеллект и человечность. На выдающихся ученых «доброжелатели» писали доносы, клеветали, им было запрещено заниматься научными исследованиями. Закрываются научные институты, в частности Украинский институт охраны здоровья в Харькове, запрещен статистический учет заболеваемости и смертности людей, что лишает науку ее основы — объективных фактов. На смену фундаментальным социально­медицинским исследованиям 20­х годов — изучению заболеваемости и смертности в Украине в конце ХІХ — начале ХХ столетий (О.В. Корчак­Чепурковский), социально­гигиенической характеристике украинского села (С.А. Томилин) и другим — пришли апологетические, панегирические исследования 40–50­х и более поздних лет, прославляющие решения партии и правительства. Успехи этих решений иллюстрировали, в первую очередь, безустанный рост койко­мест в больницах.

В годы Великой Отечественной войны медики Украины отдавали себя, где бы они ни находились — на фронтах или в тылу, своему главному делу — спасению людей, больных и раненых. Внушительным показателем высокой действенности военно­медицинской службы Красной армии и общественных органов охраны здоровья стало возвращение в строй 72 % раненых и 90 % больных воинов.

После войны была проведена огромная работа по восстановлению материально­технической базы охраны здоровья и деятельности медицинских учреждений в Украине. В начале сентября 1945 г. в Украине работало 4780 амбулаторно­поликлинических учреждений и более 800 санитарно­эпидемиологических станций. Восстановили свою деятельность практически все сельские врачебные участки, более 6000 фельдшерских и фельдшерско­акушерских пунктов, учреждений охраны матери и ребенка, аптечная сеть. Начали выпуск продукции предприятия медицинской промышленности. На освобожденной территории Украины в кратчайшие сроки создавались эвакуационные госпитали. К началу 1945 г. в таких госпиталях в Украине трудились более 15 000 медицинских работников. В республике к началу 1945 г. насчитывалось 12 000 врачей (не учитывая работающих в эвакогоспиталях), что составило 45,3 % от количества врачей по состоянию на 1 января 1941 года.

К концу 1950 г. в лечебно­профилактических учреждениях Украины работало уже 48 600 врачей и 136 400 чел. среднего медицинского персонала, что значительно превысило штат довоенных лет. В результате в начале 70­х годов в медицинских учреждениях Украины кадровый состав насчитывал 157 100 врачей, в том числе в системе Минздрава УССР — 127 300. На каждых 300 жителей республики были регламентированы 1 врач и 3 специалиста среднего медицинского персонала. Были созданы специализированные бригады скорой медицинской помощи, оснащенные современной техникой.

Для улучшения стационарной помощи сельскому населению в поликлиниках всех центральных районных больниц были созданы специализированные кабинеты (по 15–20 специальностям), что сделало доступным для сельского населения большинство видов специализированного лечения. С целью улучшения педиатрической помощи сельским детям в 1971–1975 гг. центральные районные больницы и сельские участковые амбулатории были укомплектованы врачами­педиатрами. В каждом крупном городе функционировали многопрофильные больницы с возможностями оказать любую квалифицированную медицинскую помощь. Медицинские институты Украины считались одними из лучших вузов страны, а ученые­медики своими открытиями завоевали огромный авторитет как в СССР, так и во всем мире.

И вот уже более 20 лет мы сами несем ответственность за свою государственность и независимость. Здравоохранение еще живет, но живет очень плохо. А отрасль велика — более 1 млн человек, из них почти 200 тысяч врачей! При этом украинец сегодня имеет самую короткую продолжительность жизни среди европейцев — приблизительно на уровне стран Африки. За эти годы сменилось почти 20 министров здравоохранения. Кстати, недавно я попросил трех «старых» и опытных главных врачей больниц назвать фамилии всех экс­министров здравоохранения — коллективом, сообща назвали 12! Что же хорошего сделали наши «лидеры», что их имена забывают уже через 2–3 года? Слава Богу, никто из «бывших» по политическим мотивам и за недостаточность патриотизма не пострадал. Все они при хороших должностях.

Сегодня президент Украины Виктор Янукович честно отмечает: «…Система здравоохранения с хроническими болезнями… может превратиться в безнадежного пациента… Ключевой тезис реформы — достойная заработная плата и социальные гарантии для медицинских работников… Надеюсь на ваше понимание длительности процесса реформирования, ведь только рост экономики обеспечит существенное увеличение финансирования отрасли…»

Ну что ж, очень хочется верить в лучшее будущее. Будет страна — будем и мы.

С нашим праздником, дорогие коллеги!

Главный редактор, профессор

Е.И. Юлиш

 



Вернуться к номеру

Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.