Статья опубликована на с. 93-94
Введение
Успехи хирургии в последние годы стали возможны благодаря бурному развитию науки и техники, а также развитию анестезиологии и совершенствованию технических аспектов хирургических вмешательств.
По данным официальной статистики, интраабдоминальные инфекции (ИАИ) возникают у 2–30 % госпитализируемых хирургических больных, а летальность при различных нозологических формах колеблется от 3,5 до 60 %, достигая при генерализированных формах такого же уровня, как в доантибиотическую эру [1].
В связи с этим проблема профилактики и лечения послеоперационных гнойно-воспалительных осложнений остается актуальной. Выбор оптимального антибактериального препарата для периоперационной профилактики и послеоперационного лечения имеет определяющее значение при проведении оперативных вмешательств [3].
За последние 10–15 лет наиболее значительные успехи достигнуты в профилактике ИАИ. Многочисленными экспериментальными и клиническими данными доказано, что рациональное применение антибиотических средств с профилактической целью, а также для лечения ИАИ снижает частоту послеоперационных осложнений с 20–40 % до 1,5–5 % [2, 3].
В данное время одно из ведущих мест в химиотерапии бактериальных ИАИ занимают противомикробные препараты группы фторхинолонов (ФХ). К началу XXI века они зарекомендовали себя как высокоактивные препараты с широкими показаниями для лечения ИАИ [1, 3].
Обладая широким антимикробным спектром действия, благоприятными фармакокинетическими свойствами, хорошей переносимостью, они активно применяются при лечении многих ИАИ различной локализации и генеза [1–3].
В настоящем исследовании представлены результаты профилактического применения Грандазола и послеоперационного лечения им при различный видах ИАИ в хирургии.
Грандазол — комбинированный антибактериальный препарат, обладающий самым широким спектром действия. Он активен в отношении большинства известных представителей грамположительной, грамотрицательной, анаэробной, атипичной патогенной флоры, а также простейших.
Не имеющий аналогов спектр действия позволяет эффективно воздействовать на микроорганизм эмпирически (без предварительного микробиологического исследования), а также применять препарат в качестве монотерапии при микст-инфекциях (при наличии микст-возбудителей заболевания).
Препарат используется внутривенно капельно. Суточная доза Грандазола — 200 мл (1000 мг орнидазола и 500 мг левофлоксацина).
Материалы и методы
В основу работы положен анализ результатов лечения антибактериальным препаратом Грандазол пациентов с различной ИАИ хирургической этиологии.
Оценка эффективности Грандазола в качестве периоперационной профилактики ИАИ проведена у 52 больных (34 женщины и 18 мужчин) и в качестве послеоперационного лечения — у 13 пациентов с тяжелой ИАИ (7 мужчин и 6 женщин) в возрасте от 18 до 64 лет.
В настоящей работе использован антимикробный препарат Грандазол производства ООО «Юрія-Фарм» (г. Киев, Украина). Препарат вводили внутривенно до операции во время вводного наркоза в дозе 200 мг, после операции — по 200 мг внутривенно с интервалом 24 часа. Длительность послеоперационной профилактики составляла от 2 до 5 дней и определялась индивидуально.
С лечебной целью при тяжелой ИАИ препарат после операции вводили внутривенно по 200 мг с интервалом 24 часа. Длительность лечения в этих случаях составляла 7–10 дней.
Результаты и обсуждение
Послеоперационную профилактику Грандазолом (52 (80,0 %) пациента) осуществляли в 4 хирургических отделениях 2 лечебных учреждений при следующих типах хирургических заболеваний:
— желчнокаменная болезнь (лапароскопическая холецистэктомия) — 27 (51,92 %) больных, три дня;
— грыжесечение по поводу паховых грыж (лапароскопическая ТАРР герниопластика) — 7 (13,46 %) больных, двое суток;
— опухоли толстого кишечника (лапароскопическая правосторонняя гемиколэктомия — 3 (5,77 %) пациента и лапароскопическая левосторонняя гемиколэктомия — 6 (11,54 %) больных), трое — пятеро суток;
— острый аппендицит (лапароскопическая аппендэктомия) — 9 (17,31 %) пациентов, двое-трое суток.
У 13 (20,0 %) больных тяжелым панкреатитом Грандазол применяли с лечебной целью в течение 7–10 дней. 11 (84,62 %) пациентов были госпитализированы в тяжелом состоянии после выполнения объемных хирургических вмешательств. Двое больных (15,38 %) — после лапароскопических дренирований по поводу тяжелого панкреатита с острыми жидкостными образованиями.
В результате профилактического применения Грандазола положительный результат лечения (отсутствие гнойно-септических осложнений в послеоперационном периоде) был отмечен у 51 (98,08 %) пациента.
Нежелательных эффектов не наблюдали. Только у 1 (1,92 %) больного развилось осложнение в виде незначительного нагноения умбиликальной раны.
В результате применения Грандазола с лечебной целью положительный результат достигнут у 7 (53,85 %) больных. Четверых (30,77 %) пациентов пришлось повторно оперировать по поводу дальнейшего развития острого панкреатита с образованием острых жидкостных скоплений. У двоих (15,38 %) больных наступила смерть от эндотоксического шока на фоне молниеносного панкреатита.
Заключение
В результате данного исследования можно сделать вывод, что терапия с применением Грандазола дает положительный результат при лечении пациентов с ИАИ. Грандазол имеет широкий спектр антибактериальной активности, обладает хорошей переносимостью и биодоступностью, что делает данный фторхинолон препаратом выбора при многих хирургических патологиях.
Результаты применения Грандазола в клинической практике убедительно демонстрирует его высокую терапевтическую эффективность. По степени терапевтического эффекта Грандазол сопоставим с новейшими препаратами группы фторхинолонов.
В каждом лечебном стационаре должен быть разработан перечень антибактериальных препаратов, которые будут входить в локальный протокол. Он должен содержать информацию не обо всех существующих антибактериальных препаратах, а только о тех, которые будут применяться в данном стационаре, с учетом бактериального паспорта отделений и лечебного учреждения. При этом обязательно должны быть отдельно перечислены антибиотики выбора и антибиотики резерва. Для каждого антибактериального препарата следует указывать стандартные режимы дозировки. Перечень антибиотиков в локальном протоколе должен регулярно пересматриваться и обновляться по мере изменения локальных данных (бактериального паспорта) по антибиотикорезистентности и ситуации.