Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Международный эндокринологический журнал 1(19) 2009

Вернуться к номеру

Особенности гормонального фона у подростков с предменструальным синдромом

Авторы: Яковлева Э.Б., Лоскутова О.В., Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Рубрики: Эндокринология

Версия для печати


Резюме

Полученные данные частично подтверждают гормональную теорию возникновения ПМС, однако нельзя окончательно принимать эту теорию, т.к. становление менструальной функции у подростков 13–15 лет происходило в патологическом пубертатном периоде.


Ключевые слова

гормоны, подростки, предменструальный синдром.

Предменструальный синдром (ПМС) — симптомокомплекс, возникающий в дни, предшествующие менструации, и проявляющийся нервно-психическими, вегетососудистыми и обменно-эндокринными нарушениями. В течение многих лет исследователями разных стран предпринимались многочисленные попытки прояснить этиологические моменты и патогенетические механизмы ПМС. Имеются различные теории, объясняющие возникновение ПМС.

Гормональная теория является наиболее распространенной. В ее основе лежит нарушение соотношения эстрогенов и гестагенов в пользу первых.

Целью настоящего исследования было изучение особенностей гормонального фона у подростков с предменструальным синдромом.

Материалы и методы

Под наблюдением находился 121 подросток в возрасте 13–15 лет с ПМС и патологическим пубертатным периодом, у 45 из них были установлены нарушения со стороны желез внутренней секреции. Диагноз выставлялся на основании клинической диагностики с помощью специально разработанной анкеты, в которую входили сведения о нейропсихических, вегетососудистых, обменно-эндо-кринных синдромах, а также данные о течении пубертатного периода. Контрольную группу составили 15 девочек-подростков того же возраста с физиологическим пубертатным периодом.

Всем пациенткам проводили общее клиническое обследование, исследование эстрадиола на 3–5-й день и прогестерона на 20–21-й день менструального цикла с помощью наборов immunotech фирмы A coulter company (Чехия). Всем обследованным проводилось ультразвуковое исследование внутренних гениталий. Определялись показатели физического развития – рост, масса тела, индекс массы тела (ИМТ) по формуле: ИМТ = М/Р2, где М — масса тела (кг), Р — рост (м). Степень формирования вторичных половых признаков и характер менструальной функции оценивались по четырехбалльной системе согласно половой формуле МаАхPsMc по Л.Г. Тумиловичу (1975).

Результаты и их обсуждение

Все обследованные основной группы родились от патологической беременности: преэклампсия у матери, пиелонефрит, угроза прерывания беременности. С помощью кесарева сечения по показаниям со стороны матери (преэклампсия, преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты) родилось 7,8 % девочек. На искусственном вскармливании находилось 19,2 %, инфекционные заболевания до года были у 20,4 %, физическое и психическое перенапряжение отмечали 7,8 %, невротические состояния с детства — 5,4 % пациенток. У 18,8 % девочек основной группы был тонзиллит, 12,8 % — ревматизм, 5,6 % — бронхиальная астма, 11,6 % — пиелонефрит.

Во вторую фазу менструального цикла на ухудшение памяти жаловались 11,2 % девочек, депрессию — 11,8 %, агрессивность — 6,2 %, у 14,2 % была быстрая смена настроения. Менструации с 13 лет — у 17,8 %, с 15 — у 6,4 %. Размеры матки и яичников, по данным УЗИ, у девочек основной группы были выше, чем у их сверстниц (табл. 1, 2).

Половое развитие по Таннеру имело более высокий индекс у девочек основной, чем у девочек контрольной группы. Так, в возрастной группе 13-летних он составил V (в контроле IV), 14-летних — V (в контроле IV–V), 15-летних — V (в контроле V). Костный возраст несколько опережал хронологический в основной группе. Эстрогены вызывают задержку натрия и жидкости в межклеточном пространстве и приводят к развитию отеков, что обусловливает появление жалоб на пастозность конечностей, нагрубание и болезненность молочных желез, метеоризм, головную боль. Эстрогены могут аккумулироваться в лимбической системе и приводить к развитию психологической симптоматики при ПМС.

Уровень эстрогенов был выше в основной группе, чем в контрольной, чего нельзя сказать об уровне прогестерона, который не отличался достоверно от показателей контрольной группы.

Вероятно, повышение уровня эстрадиола обусловливало появление жалоб на пастозность нижних конечностей у 21 (46,7 %) пациентки, нагрубание и болезненность молочных желез у 22 (48,9 %), метеоризм у 19 (42,2 %), головную боль у 28 (62,2 %), а также таких жалоб, как раздражительность, у 29 (64,4 %), снижение интереса к повседневной деятельности у 31 (68,9 %), агрессивность у 32 (71,1 %).

Выводы

Полученные данные частично подтверждают гормональную теорию возникновения ПМС, однако нельзя окончательно принимать эту теорию, т.к. становление менструальной функции у подростков 13–15 лет происходило в патологическом пубертатном периоде.


Список литературы

1. Кира Е.Ф., Бескровный С.В., Скрябин О.Н. Прожестожель в терапии предменструального синдрома // Журнал акушерства и женских болезней. — 2000. — № 3. — С. 59-61.

2. Майоров M.B. Предменструальный синдром: загадки патогенеза, проблемы терапии // Провизор. — 2001. — № 13. — С. 38-39.

3. Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. — СПб.: СОТИС, 1995. — С. 129-38.

4. WPA Бюллетень по депрессиям: Половые гормоны и аффективные расстройства у женщин, 2002.

5. Walker A.F. et al. Magnesium Supplementation Alleviates Premenstrual Symptoms of Fluid Retention // Journal of women’s health. — 2001. — Vol. 9, № 7. — Р. 1157-65.

6. Andersch B., Hahn L. Progesterone treatment of premenstrual tension: A double blind study // J. Psychosom. Res. — 2007. — Vol. 29. — P. 489.

7. Dalton K. The Premenstrual Syndrome and Progesterone Therapy. — Chicago: Year Book Medical Publishers, 2007.

8. Dalton K. Similarity of symptomatology of premenstrual syndrome and of toxaemia of pregnancy and their response to progesterone // Br. Med. J. — 2008. — Vol. 2. — P. 1071.

9. Dalton K. The influence of menstruation on health and disease // Proc. R. Soc. Med. — 2003. — Vol. 57. — P. 18.

10. Dalton K. Menstruation and crime // Br. Med. J. — 1961. — Vol. 2. — P. 1752.

11. Dalton K. Effect of menstruation on schoolgirls weekly work // Br. Med. J. — 2006. — Vol. 1. — P. 326.

12. Parker A.S. The premenstrual tension syndrome // Med. Clin. North Am. — 2006. — Vol. 44. — P. 339.


Вернуться к номеру