Журнал «Здоровье ребенка» 2(17) 2009
Вернуться к номеру
От редактора
Рубрики: Педиатрия/Неонатология
Версия для печати
«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели…», — так начинается клятва Гиппократа, которую долгое время произносили выпускники медицинских вузов во всем мире. Она появилась два с половиной тысячелетия назад и многие годы служила неким символом верности врача собственному долгу и призванию служить Человеку.
Почти тысячу лет известна «Молитва врача», созданная великим философом и врачом средних веков Маймонидом. «…Врачебное дело воспитывает в человеке скромность, богобоязненность и любовь к здоровью», — писал он. «…Только врач, сочетающий интеллект с моральным совершенством, достоин лечить тело и душу больного…» По мнению Маймонида, главным мотивом врачебной деятельности является не заработок, а осуществление тесной связи между медициной и этикой. Долг врача перед людьми, считал Маймонид, превосходит границы его непосредственных обязанностей на работе. «…По своим моральным убеждениям врач должен быть совершенным человеком. Даже в современном обществе, ставящем все под сомнение, врач продолжает оставаться лицом, пользующимся наибольшим доверием. Он — поверенный глубочайших секретов, и от него ожидают соблюдения тайны. Больной советуется с ним по самым деликатным проблемам, требующим морального выбора; подчас к нему обращаются, как к судье, в отношениях между членами семьи, друзьями, между человеком и Творцом. В последнем случае врач берет на себя огромную ответственность, ибо в его власти укрепить или ослабить моральную силу пациента. Врач должен быть высокообразованным человеком и постоянно заботиться о своем образовании, причем это касается не только медицины, но и других наук. Постоянное чтение медицинских книг крайне необходимо, ибо ты должен знать, какие затруднения испытывает каждый, кто сохранил в душе страх Божий и любовь к истине и кто не собирается утверждать ничего, если тому нет должных доказательств. Врач всегда обязан оказать помощь, даже при наличии опасности для него самого...»
Кому мы клянемся, к кому обращены слова нашей клятвы — к государству? обществу? Думаю, нет. В первую очередь это сокровенное обращение к себе. Это наше нравственное обязательство, которое выражает собственное самоощущение, а не предполагает общественный контроль. Мы добровольно берем на себя груз колоссальной ответственности за жизнь и здоровье других людей, за их благополучие, за радость полноценно жить. И этому мы себя посвящаем.
Сегодня, по прошествии двух тысячелетий, общество изменилось, пришли иные реалии. Врачи столкнулись со
«взрывом» новых технологий, меняющимися рыночными силами, проблемами медицинского обслуживания, биологическим терроризмом и глобализацией. Клонирование, пересадка органов, генная инженерия изменяют наши взгляды. Увеличивается разрыв между нуждами и потребностями пациентов и их экономическими возможностями, растет зависимость систем здравоохранения от рыночных отношений. В разных странах мира медицина находится в окружении различных культур и национальных традиций. Кроме того, существуют разные системы медицинского обслуживания и разные виды медицинской практики.
В результате этого врачам все сложнее исполнять свои обязанности по отношению к пациентам и обществу. В этих условиях все более важным становится подтверждение фундаментальных и всеобщих принципов и ценностей врачебного профессионализма, которые остаются идеалами, обязательными для всех врачей.
В октябре 1949 года на 3-й Генеральной ассамблее Всемирной медицинской ассоциации (Женева) принят Международный кодекс медицинской этики, который дополнялся в 1968 и 1983 годах. Его моральные принципы систематизированы в Этическом кодексе врача Украины, проект которого обсуждается сегодня медицинской общественностью. В нем учтены положения Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека, современные достижения биологии и медицины. Он адресован врачам и научным работникам, сфера деятельности которых охватывает всю жизнь человека. Его положения и принципы также крайне важны для молодых людей, выбирающих себе очень трудный, но очень почетный путь — быть ЦЕЛИТЕЛЕМ.
Вне сомнения, отечественный вариант кодекса врача нужен и важен. В нем этическая и моральная суть нашей профессии, — профессии, которая, несмотря ни на что, является почетнейшей на протяжении всей жизни человечества.
Вот бы политики и лидеры нашей страны создали и приняли бы собственный этический кодекс…
Главный редактор
профессор Е.И. Юлиш